Как кубанские казаки весну привечали

Сретение Господне всегда было одним из самых любимых православных праздников в казачьих станицах

13 февраля 2018 в 16:51, просмотров: 621

Сретение Господне выпадает в середине масленичной недели, которую на Кубани всегда отмечали шумно, от души. В череде веселых дней праздник Сретения стоял на особом месте. С ним, православным по сути, было связано множество религиозных и народных традиций, бытовавших в стародавние времена в кубанских хуторах и станицах

Как кубанские казаки весну привечали
Фото:kubanphoto.ru

Православные с пеленок

Исстари православие значилось на почетном месте среди ценностей кубанского казачества. Приобщение детей к казачьим истокам начиналось с колыбели. «Татары шли, ковылю жгли», — пела мать, укачивая малыша и объясняя: главное предназначение — защита родной земли. Мальчик до семилетнего возраста находился на попечении женщин. В девочке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. В доме дочери помогали матери: стирали, мыли полы, готовили обед, чинили одежду. Дочки носили в поле отцу и братьям еду, штопали обтрепавшуюся в работе одежду.

Самое большое поощрение детям выражалось в добром слове: «Ты у нас помощник, казак». Важному элементу воспитания — обучению поведению за столом — отводилось особое место. Перед едой обязательно банили (мыли) руки, глава семьи читал молитву, затем все садились на лавки. Отец, перекрестив нож, резал хлеб и раздавал всем. Нельзя было допускать, чтобы на пол падали хлебные крошки. Считалось, что хлеб — прообраз тела Христова, и дети, наступив на крошки, будут его топтать…

Переплетение высокого и бытового в жизни казачьей семьи, как отмечают исследователи, ярче всего проявляется на примере народного календаря погоды.

Если зима несколько лет была сиротской, короткой и слабой, то потом выдавалась суровой и продолжительной, считали казаки. А на Сретенье Господне наши предки примечали, капает ли с крыш вода. В день, когда, по народным представлениям, зима встречается с летом, это обещало долгие дни зимнего ненастья. А если на Сретенье после солнечного дня наступал пасмурный вечер, старожилы знали: жди прохладного лета. Если в этот день мороз, будет холодная весна, если дождь — мокрые, дождливые весна и лето.

Коли в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов, коли на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны, сильный ветер в этот день — плохой знак для урожая, ясная и тихая погода — радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный, медовый год.

Гадая о погоде, наблюдали казаки и за поведением домашнего скота и птицы. Если собака валялась на соломе или утки бегали по двору — жди ветра. Скот ревел — к буре. Ждали мороза, если кошка скребла когтями или лежала на печи, отмечается в монографии «Обычаи и быт кубанского казачества».

Ходил по казачьим станицам (например, в станице Бжедуховской) оригинальный обычай на масленичной неделе — предсказывать погоду по тому, кто выиграет шутливое состязание. Для того боролись между собой два молодых казака, одному из которых давали имя Зима, а другому — Лето. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.

И все же предсказаниям станичных синоптиков сами казаки не слишком верили. «До Святого Духа не скидай кожуха», «По Святом Дуси — у том ж кожуси», поговаривали старожилы, имея в виду, что на приметы, праздничные они или нет, полагаться не следует.

Громичная свеча — для души и тела лекарство

В день Сретения Господня проходили во всех храмах утренние и вечерние богослужения. Обращались казаки и казачки к Господу Богу и Деве Марии с благодарственными молитвами, а затем забирали домой свечи из церкви, чтобы вечером зажечь их во время прочтения молитвы. По древней традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящались свечи, которые после раздавались прихожанам. Освященные на Сретение Господне церковные свечи очень ценились, их обязательно приносили домой и хранили в течение года. Считалось по станицам и хуторам, что с их помощью можно защитить свой дом от врагов и стихийных бедствий.

На следующий день после Сретения разрешалось заниматься хозяйством, и только после этого начинались шумные гулянья, посвященные празднику.

В некоторых станицах на Кубани освященные на сретенье свечи называли громичными. Наши предки верили, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы — от града и буйного ветра, а человека — от удара молнии, сглаза и болезней.

Первый раз громичную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви — «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз деревья не побил».

В течение же последующего года свечу зажигали лишь в особых, критических случаях. Громичная свеча горела, если над домом бушевала страшная непогода: ее спокойный огонек защищал жилье и смирял стихию. Помогал огонек громичной свечи, если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм. Спасала такая свеча от боли рожениц, если возникали сложности при появлении на свет младенца.

Незаменимой спасительницей громичную свечу считали, если человека поймала «черная болезнь» (эпилепсия). Зажигали ее, если человек умирал — с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых.

Целебные слезы зимы

На Сретенье освящалась вода. Знали казаки, что сретенская вода целебна и по своим свойствам не уступает крещенской. Сретенской воде приписывали множество чудесных качеств. Освещение воды на Сретение было еще одной важной традицией праздника.

Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали в чистый сосуд капли с тающих капающих сосулек.

Вода, получившая особые свойства на Сретение Господне, как считали казаки, могла снимать сглаз и порчу. А если окропить ею путника, собирающегося в дальнюю дорогу, будет ему в пути удача. Особо ценили казачьи жены это свойство сретенской воды, стараясь защитить мужей перед дальними и трудными военными походами.

Освященная в храме сретенская вода, как и крещенская, долго не портилась, потому с ее помощью, верили казачки, можно было защитить любимых не только дома, но и в дальних краях. Целительные свойства сретенской воды отгоняли любые хвори. Этой водой принято было промывать полученные в бою раны, чтобы они скорее затягивались, лечить простуды и ломоту в суставах.

Сретенскую воду использовали не только для лечения ран и внутренних болезней. Считалось, что она защитит от сглаза и ведьмовских чар. С этой целью кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом.

Применяли сретенскую воду и в ветеринарии. К примеру, раны, нанесенные жеребятам волками, промывали святой водой. В начале сезона пасечники кропили сретенской водой ульи, ею окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы. Причину болезни домашней скотины видели казаки в злых действиях «нехороших людей». Чтобы узнать, кто «испортил» корову, казачки выдавливали из коровьего вымени оставшееся молоко, наливали его на сковородку и ставили на угли. Ножом, окропленным святой водой, резали загустевшее молоко, и на месте порезов должна была выступить кровь. Тот, кто «испортил» корову, как считалось, при этом обязательно должен почувствовать острую боль. А после этого «виновник» болезни прибегал к хозяйке и просил прощения.

К слову, при лечении домашнего скота полагались наши предки не только на целебную силу воды. При эпидемиях скота стадо прогоняли через костры, окуривая дымом. Чтобы очистить овец от кишечных паразитов, использовали дикорастущий чеснок — черемшу. «Для изгнания пяти червей» у лошадей применяли любисток и коноплю. А глубокие раны у скота лечили, прикладывая к ним толченую кору дуба.

Запрет сбережет от бед

Что именно запрещалось в праздник? Запреты на Сретение Господне похожи на запреты в другие большие христианские праздники. Прежде всего в этот день станичникам ни в коем случае нельзя было пропускать торжественного богослужения в церкви. А если не получалось по каким-либо причинам отстоять его целиком, требовалось зайти в храм, хотя бы поставить свечу и помолиться.

Строгий запрет на Сретенье касался громичных свечей. Нельзя было уходить из храма без нее — освященную сретенскую громичную свечку полагалось бережно нести домой и хранить целый год, если минует случай, когда ее следовало зажечь.

На Сретенье нельзя было исполнять тяжелой физической работы, кроме той, что делалась бесплатно во благо других людей. Также в этот праздник не положено было отправляться в дальнюю дорогу — если запрет нарушен, путь мог закончиться неожиданно и плохо.

Точно знали казаки, чего в великий праздник Сретенья Господня делать не полагается. А нам, их потомкам, стоило бы вооружиться их опытом, чтобы как следует отметить православный праздник встречи Зимы с Весной и прожить следующие за ним месяцы благополучно и счастливо.

Досье «МК»

Особый праздник — Сретение

Многие православные праздники посвящены святым. Сретение Господне выделяется среди них особенным смыслом. В этот день мы вспоминаем о земной жизни нашего Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Сретение Господне входит в число двунадесятых непреходящих праздников, в 2018 году его дата, как обычно, приходится на 15 февраля. С церковнославянского языка название события переводится как «встреча». Этот день посвящен первой встрече Иисуса Христа и Богоматери с праведником Симеоном Богоприимцем.

Роженице сорок дней в церкви не быть

По законам Ветхого Завета, женщина после родов не должна была посещать церковь в течение 40 дней. По окончании срока мать приходила в храм, чтобы совершить обряд очищения и принести благодарственную жертву Царю Небесному.

Пресвятая Богородица была чистой, верующей и непорочной Девой, поэтому в дополнительном очищении не нуждалась, но, несмотря на это, она подчинилась предписаниям закона.



Партнеры