Кому мешают поездки на попутках

Популярный в России сервис организации совместных поездок BlaBlaCar может быть заблокирован

С жалобами на деятельность сервиса в прокуратуру обратилась ассоциация «Региональный автотранспортный союз (РАС)»

Популярный в России сервис организации совместных поездок BlaBlaCar может быть заблокирован
Фото: blakar.ru

Популярный

в России сервис организации совместных поездок BlaBlaCar может быть заблокирован

Сервис организации совместных поездок BlaBlaCar был запущен в России в 2014 году и продемонстрировал огромный успех: от водителей и пассажиров буквально нет отбоя, и, судя по отзывам, им невероятно довольны. Однако «Региональный автотранспортный союз» нашел в ресурсе много проблемных моментов. BlaBlaCar может быть заблокирован Роскомнадзором по требованию прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края. Если решение суда вступит в силу, Роскомнадзор обязан будет заблокировать ресурс на всей территории России. «МК на Кубани» решил разобраться, в плюсах и минусах сервиса.

В чем нарушения деятельности

По ее мнению, данный сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Также заявление по поводу деятельности BlaBlaCar подала в суд Тимашевская районная прокуратура. По мнению надзорного ведомства, сведения, которые распространяются на сайте blablacar.ru,

являются незаконными: сервис предоставляет информационные услуги лицам, осуществляющим коммерческие перевозки без разрешения. В свою очередь российский оператор сервиса ООО «Комьюто Рус» обжалует решение суда. Также в компании сообщили, что их не известили о процессе в Тимашевском суде.

Идея возникновения попутного следования

BlaBlaCar — крупнейший в мире международный онлайн-сервис — был основан в 2006 году во Франции. Система действует в 22 странах и насчитывает около 45 миллионов пользователей. В России сервис поиска автомобильных попутчиков действует с февраля 2014 года.

Идея создания сервиса родилась в 2003 году у француза Фредерика Маззеллы, который был не водителем, а потенциальным пассажиром. Студент из Стенфорда торопился домой под Рождество. Оказалось, что все билеты раскуплены. Расстроенный Фредерик обратил внимание, что на дорогах было полно пустых машин, в которых ехал один только водитель. И тут студенту пришла идея: почему бы не разделить с водителем, движущимся по такому же маршруту, деньги на бензин в обмен на место в машине? Спустя три года он приступил к реализации этого проекта. Переломным моментом для развития ресурса стала забастовка водителей общественного транспорта, благодаря которой сервис оказался в центре внимания потребителей. Со временем он совершенствовался и набирал обороты и в сентябре 2008 года стал самым популярным сайтом совместных автомобильных поездок во Франции. Тогда он имел другое имя - Covoiturage.fr. С целью унификации сервиса в разных странах 29 апреля 2013 года портал был переименован в BlaBlaCar. В основном сервис работает для междугородних поездок, а расходы на дорогу делятся пропорционально среди участников поездки. В 2017 году для поездок на небольшие расстояния и ежедневных городских или пригородных маршрутов также запущен сервис BlaBlaLines.

Как им пользоваться

и кому он нужен

Бывает, расписание автобусов или поездов неудобное или билетов нет, а ехать нужно. Для таких случаев есть альтернатива — база попутчиков BlaBlaCar. Кстати, свое название сервис взял от рода занятия, которое свойственно людям в длительных поездках, а именно болтовни. Именно это — уровень болтливости — указывает каждый пользователь в личном профиле сервиса. Чтобы найти себе поездку, заходишь на сайт и регистрируешься. Кроме отметки о степени разговорчивости нужно заполнить стандартную анкету для создания вашего профиля, в которой указываются пол, имя/фамилия, год рождения и номер телефона. Далее вы задаете точку отправления из списка или на карте, затем указываете точку прибытия, а также желаемое время поездки. Стоимость рассчитывается исходя из расстояния, чтобы водителю отбить дорогу, а попутчику сэкономить на поездке.

Плюсы такой поездки очевидны. Не надо быть привязанным к строгому расписанию автобусных маршрутов. Кроме того, такие поездки соединяют населенные пункты, между которыми маршрута у общественного транспорта нет. И, конечно, ощутима экономия для пассажира.

Минусы: пассажир не может быть на 100% уверенным, что поездка состоится и водитель в последний момент не отменит ее. Тут нужно понимать, что райдшеринг — это всего лишь договоренность, то есть добровольное желание обоих или нескольких участников, водитель едет туда, куда ему нужно, а пассажир подстраивается под его маршрут. Что касается пунктуальности официальных транспортных перевозчиков, давайте будем честны: это также не всегда их конек.

Удобно, но не безопасно

Что касается безопасности, то перспектива ехать с незнакомым человеком довольно туманна. Вручить свою жизнь и безопасность незнакомцу рискованно. Аргументами в пользу общественного транспорта часто называют проверки транспортных средств перед выездом по маршруту и медицинское освидетельствование водителя. Однако по факту, если посмотреть на таксопарк, «бегающий» по нашим дорогам, складывается ощущение, что эта функция скорее номинальная. В автобусах нет ни детских сидений, ни ремней безопасности. Состояние автопарка часто удручающее, не говоря о такой роскоши, как кондиционер. Уверенности в том, что собственник автомобиля следит за исправностью своего транспортного средства, гораздо больше.

Есть еще более серьезная страшилка, которую озвучили специалисты «Регионального автотранспортного союза». По их словам, сервис попутчиков может использоваться криминальными структурами, в том числе террористами. Комментируя данное мнение, хочется мыслить как преступник. Регистрироваться в социальной сети, оставляя о себе такой след, как личные данные, включая номер телефона, было бы слишком безрассудно перед совершением преступления.

Тем не менее, чтобы на 100% быть уверенным, что садитесь с добропорядочным человеком, проверяйте информацию о водителе, которая указана в сервисе. Надежность человека складывается исходя из рейтингов, оценок и отзывов от предыдущих пользователей. Можно проверить финальные строки профиля — подтверждение телефонного номера, электронной почты и аккаунты в социальных сетях. Еще один совет: отправляясь в путешествие, сообщите данные о водителе, его номер телефона и транспортного средства своим близким, а также ориентировочное время прибытия.

Стоит помнить: садясь в автомобиль неофициального перевозчика, в случае происшествий и прочих непредвиденных ситуаций вы берете на себя риски, которые ложатся только на вас, без гарантий третьей стороны. В случае ДТП водителю и пассажиру придется скрыть факт оплаты поездки. Если пассажир скажет, что его подвозили платно, ОСАГО аннулируется.

Незаконный бизнес

На региональном рынке объем перевозок междугородным автотранспортом упал на 15-20%. Эти падения эксперты «Регионального автотранспортного союза» (РАС) связывают с появлением BlaBlaCar. Его активная деятельность на территории региона увела значительную часть пассажиропотока в тень. Согласно данным РАС, данным сервисом активно пользуются таксисты-нелегалы, в их числе владельцы микроавтобусов и автобусов, которые делают по несколько рейсов в день, что не подпадает под понятие райдшеринга.

Согласно данным компании, осуществляющим деятельность BlaBlaCar, сервис ориентирован не на заработок, а именно совместные расходы — экономику совместного потребления. Данная программа ограничивает заявленную цену поездки и тип машины.

В данном случае следует подходить индивидуально к каждому случаю. Если выявляются факты нарушений правил сервиса и законодательства РФ отдельными гражданами, это может служить основанием для привлечения к ответственности конкретного водителя. В остальном российское законодательство не вправе запрещать автовладельцам подвозить знакомых, друзей, попутчиков, которые взамен частично компенсируют владельцу машины расходы на бензин.

Расширяя границы

Несмотря на все противоречия, связанные с деятельностью данного сервиса, нельзя не отметить, что это отличная возможность для путешествий, хотя бы в рамках своего региона. Приобщившись к теме «совместного потребления», можно расширить не только рамки своего привычного маршрута, но и круг общения. Пользователи сервиса нередко становятся друзьями. Настоящие романтики, таким образом, путешествуют по всему миру. Чтобы минимизировать количество сложных ситуаций в поездке, запомните несколько правил попутчика.

Не поленитесь и прочитайте всю информацию о водителе.

Наберите его по телефону, указанному на сервисе, и обговорите все детали поездки, включая манеру вождения и привычки водителя.

Отправьте родственникам или друзьям данные о маршруте, время отправления и прибытия, номер и марку машины, телефон и имя водителя, ссылку на его анкету.

Не соглашайтесь на некомфортные условия поездки, такие как превышение вместительности автомобиля, отсутствие ремней безопасности.

После бронирования периодически звоните водителю, подтверждая поездку.

Знайте: это не такси, и водитель не обязан вас забрать из дома или изменить свой маршрут по вашему желанию.

Помните, что «райдшеринг» — это прежде всего приключение и только потом передвижение. Данная версия сервиса является средством для коммуникации водителя и пассажира, а не гарантом предоставления каких-либо услуг.

И, конечно, не забывайте о своих недостатках, ведь вы также являетесь попутчиком для других пассажиров, и от вашего поведения зависит их комфорт.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Докатились до суда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру