Фестиваль моноспектаклей прошел в Краснодаре

Жителям и гостям краевого центра представили «Палитру лиц»

Театральный фестиваль моноспектаклей столица Кубани принимала впервые

Жителям и гостям краевого центра представили «Палитру лиц»

Краснодарское отделение СТД с новым председателем Анатолием Дробязко взяло курс на обновление. Возрождены смотр независимых театральных работ и фестиваль капустников. А вот и новое начинание: фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц». 

В России смотров моноспектаклей не так уж много: в Москве проводится международный фестиваль SOLO, в Санкт-Петербурге — «Монокль», в Перми — «МОНОfest». Кстати, на пермском фестивале в этом году первое место занял наш земляк Рамиль Кагарманов со спектаклем «Испанский вопрос» по мотивам прозы Гоголя. Жаль, что на фестиваль в Краснодаре он приехать не успел.
Большинство спектаклей были показаны в пространстве музея имени Коваленко. Некоторые — на сцене частного театра «Люди-Игры». Фестиваль объединил артистов из разных театров и городов, а некоторые впервые представили эти работы перед широкой аудиторией. 

Один на один… с детьми
Артист Валерий Ермаков, живущий и работающий в Хадыженске, средствами театра кукол объединил несколько философских сказок Сергея Козлова в спектакль «Просто в мае снег пошел». Чарующий мир уютной зимы был создан на глазах зрителей из чемодана и белого мехового зонтика. Выразительный актер становился то рассказчиком, то Ежиком, играл с масштабами, устраивал маленькие театральные чудеса, уместно использовал интерактив. В костюме и музыке артист и постановщик воссоздает мир северной культуры. 

Актриса Елена Бураншина и режиссер Валерий Бураншин, выпускники Екатеринбургского театрального института, представили динамичный спектакль о лягушке-путешественнице. На сцене — уютная кибитка в стиле бохо; звучит то блюз, то кантри, то французский шансон. А сама актриса в костюме цвета хаки и работает с куклами, и активно общается с залом, и вдруг надевает авиационные очки, становясь уткой-пилотом… Получился стильный спектакль для всей семьи о законах работы воображения, о целительной силе игры — и, конечно, о том, как самонадеянны некоторые жители болот. А также о том, что уютную трясину можно найти везде.

Моноспектакль для детей — это подлинный экзамен на правдивость. Тем более что аудитория у артистов была особенная: СТД пригласил в зрительный зал ребят с особыми потребностями и их родителей. Оба спектакля выдержали этот экзамен с честью: дети активно аплодировали, фотографировались с героями сказки и даже танцевали.

Литература + музыка
Одно из словарных значений понятия «моноспектакль» — литературно-музыкальная композиция. Постановок такого типа на фестивале оказалось несколько.

Евгений Туренко назвал свой спектакль «Я песню свою до конца допою». Это строка из стихотворения адыгейского поэта Хусена Андрухаева, героя Советского Союза, который погиб молодым на фронтах Великой Отечественной. На фоне горных пейзажей в музее Короленко заслуженный артист Кубани с гитарой в руках восстанавливал времени связующую нить. Он рассказывал о судьбе Андрухаева, читал его стихи, исполнял песни, а также цитировал строки, посвященные памяти поэта. 

Заслуженный артист Кубани Александр Гогава представил моноспектакль «Мелочи жизни, или Трагикомические истории». Мгновенно перевоплощаясь, актер читал новеллы Чехова, Тэффи, Зощенко, монологи современных пародистов (Трушкина, Задорнова) — интересный, но несколько разнородный материал. Живо и трогательно прозвучал в финале «Портрет» Жванецкого: «Я наверняка не буду руководить большим симфоническим оркестром радио и телевидения. И фильм не поставлю. И не получу ничего в Каннах. … Времени уже не хватит...» Череда рассказов о маленьком человеке привела к размышлению о том, как важно ценить собственный жизненный опыт.
Музыкальную постановку представила и Алена Стихарева — солистка Краснодарской краевой филармонии, автор и исполнитель множества популярных песен, например, неофициального гимна Краснодара. Ее обаятельный авторский спектакль под названием «Без макияжа» продемонстрировал неожиданное богатство жанровой палитры: от музыкальных номеров до ностальгических воспоминаний и забавных самоироничных наблюдений в духе Гришковца. 

Монологи
Драматические моноспектакли продемонстрировали довольно богатую палитру авторов, постановочных стилей, видов актерского существования. Большая часть постановок была посвящена раскрытию внутреннего мира героев, становясь своего рода лирическими исповедями.
Выпускница КГУКИ Мария Ступченко представила спектакль по монопьесе Альдо Николаи «Соль, перец и табак».  Актрисе удалось создать обаятельный характерный образ влюбленной мещанки. Ее Олимпия — и лавочница, отлично знающая, кто какой процент получает с продаж, и искренне преданная жена альфонса.

Мария играет легко и органично, с большой амплитудой эмоций, от смеха до плача, и вовлекает зрителей в мир итальянского городка с его некрупными страстями. 
Выпускница КГУКИ Любовь Литвинова сыграла моноспектакль «Флорентийские ночи» в постановке Владимира Рогульченко. Экзотически красивая, работающая с большой самоотдачей актриса представила лихорадочную, зашифрованную эпистолярную прозу Марины Цветаевой внешне динамично, но в несколько монотонных интонациях. Богатый смыслами текст Цветаевой, к сожалению, многое теряет при такой подаче. 

Рассказ Владимира Набокова «Звонок» в постановке Карима Нагапетяна стал называться «Прощай, моя хорошая». И правда, звонки из сюжета исчезли (кроме последнего). Из текста Набокова исчезло и имя-отчество героя Николай Степанович (намекающее на Гумилева), и смена фамилии у матери, и отстреленный палец… Рассказ-загадка стал лирической исповедью. Артист вполне профессионально, динамично и живо представил драму встречи героя с матерью, которой он не нужен. Правда, в финал спектакля вынесены слова о надежде на новую встречу, на то, что все как-то наладится. 

Актер Молодежного театра Евгений Парафилов сыграл спектакль «Оскар и розовая дама» по повести Э.-Э. Шмитта в постановке Виктора Плужникова. Повесть превратилась в монолог Оскара — мальчика, который неизлечимо болен. Лаконичная сценография постановки, точные символические детали, проникновенная игра и точные интонации артиста согласованно послужили высокой цели спектакля: утверждению бессмертия человеческого духа. 

Наряду с лирическими монологами, были и спектакли другого формата: с преобладанием острой темы или непривычной формы. К последним можно отнести моноспектакль Максима Корня из Молодежного театра Сочи, по «Продукту» Марка Равенхилла, в постановке Марианны Напаловой. Это была весьма неожиданная версия «Продукта» — сатирически-гротескная, с довольно внезапной заменой ряда образов. Вместо мусульман — антиглобалисты, вместо молельного коврика — гитара, вместо Усамы бен Ладена — китаец… Артист работал с большой самоотдачей, активно общался с аудиторией, держал четкий напряженный ритм — это было очень впечатляюще, если бы не потеря большинства смыслов пьесы. 

Два спектакля фестиваля неожиданно и с разных сторон коснулись актуальной проблемы толерантности, а точнее, антисемитизма. Непосредственно эта тема представлена в спектакле Анастасии Радул по дневникам Анны Франк. Постановка начинается с признания: «Мы — евреи», — и рассказывает документальную историю жизни девочки-подростка в годы фашистской оккупации Голландии. Однако материал драматургически слабоват, и красивой, пластичной артистке оказалось, по сути, нечего играть: несмотря на важную тему, любовно выстроенную сценографию, спектакль вышел несколько монотонным и иллюстративным. 

Тема внутреннего отрицания собственной сути, также связанная с антисемитизмом, глубже и интереснее раскрылась в моноспектакле «Колидор» по пьесе Алены Чубаровой, который подготовил обаятельный «семейный подряд»: артистки Ульяна Запольских и Любовь Новопашина, режиссер Андрей Новопашин. В процессе психоаналитической исповеди актриса мастерски, последовательно показывает внутреннее высвобождение героини, ее борьбу с детскими запретами и комплексами, в том числе национальными. Любовь Новопашина играет героиню в детстве, и финальное объятие красноречиво выражает ее примирение с собственным внутренним ребенком, принятие себя. И это — одна из главных тем прошедшего фестиваля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 24 ноября 2017

Заголовок в газете: Палитра новых лиц

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру