На Кубани династии педагогов провели в стенах школы 200 лет

«МК на Кубани» — об учителях, которые работают с детьми несколько веков

8 ноября 2017 в 00:00, просмотров: 1115

В Краснодарском крае больше 150 тысяч учителей. Такие данные приводит Краснодарстат. Но единицы из них работают со школьниками несколько сотен лет. Считая стаж отцов и дедов

 На Кубани династии педагогов провели в стенах школы 200 лет
Валентина Васильевна Лола. Фото: личный архив

«Маститая училка»

Валентина Васильевна Лола живет в поселке Афипском Северского района. В местном лицее 53-летняя женщина преподает русский язык и литературу. Первый урок в стенах этой школы она дала в 1988-м. В целом больше 30 лет учительница рассказывает детям о Толстом, Достоевском, Чехове — своих любимых писателях. Говорит, таких как она, молодые специалисты называют «маститыми тетками» и «типичными училками». О другой профессии женщина никогда не думала. Лишь в голодные 90-е пришли мысли о том, чтобы сменить род деятельности. Нужно было поднимать троих детей, младшие из которых — двойняшки. Сейчас им по 24 года.

— Остановил страх перед неизвестным. Тут я учитель, а за стенами школы кем буду? Ну и понимала, что в школе мои дети находятся под материнским присмотром. Уйди я на другую работу, видела бы их только по вечерам, — говорит Валентина Васильевна.

Родоначальницей династии педагогов, которую продолжает Лола, стала бабушка по материнской линии. Екатерина Кармалюк около 40 лет работала с детьми. 32 из них женщина трудилась учителем биологии в селе Катериновка Молдавской СССР. Екатерины Алексеевны уже нет на этом свете, но память о ней жива. Много лет назад женщина и ее ученики посадили в школьном дворе аллею роз. Возле каждого куста они установили табличку с именем воина, который не вернулся с поля боя. Все сохранилось. На протяжение многих лет ученики сельской школы выкапывали старые розовые кусты и добавляли новые. Жив и фруктовый сад, созданный неутомимым биологом.

Екатерина Кармалюк(крайняя слева). Фото: личный архив

— Учительницей стала и моя мама — Тамара Виниченко. Она уже на пенсии, в августе исполнилось 80, — рассказывает Валентина Лола. — Она тоже преподавала биологию, больше 40 лет. Была у нее и другая страсть — туризм. На счету учительницы Тамары Виниченко — десятки походов по горам Северного Кавказа. Мама не путешествовала в одиночку, а брала с собой учеников.

Отец Валентины Лолы, Василий Виниченко, преподавал русский язык и литературу. Наша собеседница рассказала, что родители познакомились в Молдавии, в селе Гангура. Мужчина родился на Кубани, но всегда хотел побывать на родине своей мамы — чистокровной молдаванки. Когда молодых учителей распределяли в разные уголки СССР, попросился в Молдавию. Мужчина и его будущая супруга работали в соседних школах. За молодой учительницей Тамарой стал ухаживать тракторист. Однако он девушке не нравился. Тамара попросила молодого коллегу Василия Виниченко выполнить «комсомольское поручение» — проводить ее домой. «Рыжий черт» проводил и остался рядом более чем на полвека. Летом 2017 года супруги отметили 57-летие совместной жизни. Самому Василию Николаевичу скоро исполнится 85 лет.

— Папа преподавал 51 год, почти все время в школе. Лишь на несколько лет он ушел трудиться в университет. Там объяснял нюансы русского языка иностранным студентам. Его воспитанники есть на Кубе и в Африке, в Лаосе и во Вьетнаме, в Венгрии и Чехии. Родители вернулись на Кубань в 1975 году, летом. Я пошла здесь в шестой класс, высшее образование получила в краснодарском вузе, — добавила Валентина Лола.

У Валентины Васильевны есть два сына и дочь. Старшему 30 лет. Никто из них профессию учителя не выбрал. Мужчины работают компьютерщиками, а девушка — бухгалтером. Валентина Васильевна объясняет это большими нагрузками и маленькими зарплатами в сфере образования. Однако педагогическая династия не прервалась. Двоюродная сестра нашей собеседницы, Тамара Черная, сейчас заведует яслями поселка Афипского. Ее дочь Оксана Калинченко возглавляет Афипский детский дом.

Василий и Тамара Виниченко. Фото: личный архив

Учебник вместо кодекса

Ирине Анатольевне Омельчук из станицы Архангельской Тихорецкого района 44 года. Она преподает 26 лет. Сейчас женщина работает в станичной школе № 33 (в ней же и училась). Она объясняет детям основы истории и обществознания. Любимые области наук — Древняя Русь, экономика и политика. Ирина Анатольевна закончила Армавирский государственный педагогический институт. Но женщина имеет и юридическое образование. Она хотела быть юристом, а потом поняла: «не ее».

Основателем учительской династии в роду был дедушка — Владимир Марущенко. Он участвовал в Великой Отечественной, встретил Победу в Кенигсберге. За вклад в победу мужчина был награжден 17-ю медалями и двумя орденами Славы. До войны кубанец успел окончить учительские курсы. В первые послевоенные годы его учениками стали беспризорники и сироты. Преподавание биологии и географии учитель совмещал с учебой в Ставропольском педагогическом институте. Его воспитанники — дети из станиц Староминской и Архангельской, города Кропоткина.

Кстати, в семье Марущенко было трое детей. Сестра Владимира, Мария, также стала учителем — истории и географии. Двоюродный брат мужчины, Александр Высокопоясный, возглавлял школу станицы Новогражданской Выселковского района. Племянница Светлана Лабинцева выбрала профессией преподавание географии.

Ирина Анатольевна Омельчук. Фото: личный архив

Дочь Владимира Марущенко, Антонина Белодедова, стала учителем начальных классов. Ирина Омельчук рассказала, что первый урок в школе № 33 станицы Архангельской мама дала в 1974 году. За 40 с лишним лет на ее занятиях побывали тысячи детей. Они стали инженерами, летчиками, экономистами и врачами.

Ирина Омельчук добавила, что растит двух дочерей. Старшая, Анастасия, закончила математический факультет краснодарского вуза и сейчас работает в деканате. Не исключено, что в будущем она будет преподавать точную науку студентам. Младшая, Тамила, пока учится в начальной школе. Девочка хочет быть врачом.

Владимир Марущенко. Фото: личный архив

Деготь в меде

Со стороны может показаться, что в их профессиональной жизни все складно да ладно. Мол, неспроста же они выбрали ту же специальность, что деды да отцы. Но нет. Корреспондент «МК на Кубани» поговорила с обеими учительницами на темы, которые сегодня волнуют опытных педагогов, молодых специалистов и родителей школьников. Обе женщины высказали свое независимое мнение.

— Сегодня проблема № 1 — подростковая жестокость. Напомню, в поселке Голубая Нива Славянского района второго сентября похоронили 13-летнего мальчика. Он получил около шести ударов металлической трубой. По версии следствия, бил 12-летний подросток, еще двое наблюдали... В Усть-Лабинском районе три школьника подозреваются в насильственных действиях сексуального характера. Жертвой стала малолетняя девочка. Еще один ребенок из района избил до смерти мужчину. В Краснодаре школьницы выясняли отношения дракой — «поединком» с раундами. Это лишь несколько недавних случаев. Кто виноват в подростковой агрессии и что делать?

Валентина Лола: — Считаю, образовательная оргаизация несет ответственность за школьников. Но не нужно забывать, что дети в школе находятся малую часть времени. Есть еще семья... Считаю, должен быть тандем «педагог-родитель». А еще — максимальная загруженность ребенка. Тогда будет меньше вероятность, что несовершеннолетний в одну руку возьмет банку пива, а в другую — арматуру. Сейчас же 80% из них живут в виртуальной реальности.

Ирина Омельчук: — Для ребенка главный пример не учитель. Самое важное, кто его окружает. Это семья. Сегодня родители загружены работой, а дети — в Интернете. Что они смотрят, практически не контролируется. Считаю, школьникам нужно больше доброты и внимания.

— Читая о таких шокирующих случаях в СМИ, молодые специалисты не особенно торопятся в школу. Человека с корочкой преподавателя сегодня можно встретить в туристическом агентстве, риелторской сфере. Еще и потому, что умение грамотно доносить информацию оплачивается здесь в разы выше. А в чем причина нежелания работать по диплому?

В. Л.: — Текучка среди молодых людей, действительно, серьезная. Многие из них не выдерживают большой нагрузки. Помимо уроков на учителе классное руководство, проверка тетрадей, заполнение электронных дневников. Особенно тяжелыми считаются первые два года работы. Если человек продержался пять лет, скорее всего, останется в системе навсегда (смеется).

Пугают выпускников педагогических вузов и нынешние родители. Раньше между учителем и родителем существовал диалог, а сейчас чуть голос повысишь, мамы и папы идут разбираться. Кроме того, молодые специалисты боятся нас, «маститых теток», и собственных возможных ошибок. Это неправильно. Мой совет всем молодым специалистам: не стесняйтесь спрашивать. Пусть не в учительской, при всех — в коридоре, на улице. Всегда поможем и подскажем.

И. О: — Ну, нагрузка не может быть отговоркой. Она всегда была. Когда я начинала, планы уроков, как и сейчас, составляли по два-три часа. Только в наши дни — на компьютере, а в прошлом от руки. Не могу сказать, что нагрузка выросла сильно. Может быть, так кажется. Сейчас много ноу-хау, которые нужно осваивать. Например, интерактивная доска, электронный дневник.

— А у вас какая нагрузка?

В. Л.: — У меня 21 час уроков. Например, по понедельникам, вторникам и пятницам их пять, в остальные будни — три. Классное руководство, конечно же, имеется

И. О.: — Сейчас в среднем три урока в день, по субботам тоже. Классного руководства не имею, но работу учителя истории и обществознания совмещаю с обязанностями заместителя директора школы.

— Молодых учителей, думаю, смущает и растущее количество учеников в школе, классе. Например, в одной краснодарской школе в прошлом году набрали 20 первых классов. В каждом не менее 30 детей. В 2017-м общественность взбудоражила новость о возможном первом классе «Х» в школе № 66...

В. Л.: — В лицее поселка Афипского в самом большом классе учатся 37 человек. В самом маленьком — 12. В среднем на класс приходится 26-27 учеников (всего, по данным на 1.09.2016, в учреждении обучались 1208 детей, — прим. ред.).

И. О: — У нас классы разной наполненности: от 20 до 30 человек. В целом в школе учится больше 900 учеников

— А как при таком количестве учеников удержать их внимание?

В. Л.: — Это проблема. Считаю, учитель должен быть не только компетентным специалистом, но и обладать актерскими навыками. Нужно уметь привлекать внимание и разряжать обстановку. В советское время существовали физкультминутки, например. Сегодня мы от них отмахиваемся. Но если ребенку все 40 минут долдонить про Пушкина, не удивительно, что он ничего не запомнит.

И. О.: — Считаю, нужно просто любить свое дело. Когда тебе что-то нравится, невозможно, чтобы остальные не заразились. Сейчас учителя часто забывают: дети — это не взрослые. Они остро чувствуют фальшь.

— Еще одна больная тема — репетиторство. Не перебарщивают ли родители, когда чуть ли не с первого класса нанимают чаду сторонних педагогов? Встречала маленьких школьников, имеющих репетитора по истории. Разве прочитать и пересказать так сложно?

В. Л.: — Я в шоке от ситуации. Это прямо в модную тенденцию превращается. Считаю, школа дает достаточный уровень знаний. Искать их у сторонних педагогов можно в 9-м классе или 11-м. Для сравнения, в 11-м один урок русского в неделю. Считаю, нанимая репетитора в выпускном классе, родители инвестируют в знания, а в третьем ребенок просто зарабатывает оценку «для мамы». Есть и другая сторона медали. Сегодня родители очень много работают. Им некогда проверять уроки. Бывает, слышу: «Мне проще отдать деньги, чем заниматься самой». Десять лет назад такого не было. Мой 30-летний сын основное образование получил в краснодарском вузе (специальность — компьютерная защита объектов информации), а степень магистра — в Америке, в Питсбурге. Мы не платили ни копейки, сын выиграл грант. Когда ему понадобился английский, он сел и выучил. С тем и уехал в Америку. Через три года вернулся с опытом говорения.

И. О.: — Считаю, на репетиторов можно тратиться только в старших классах. Всегда повторяю родителям: «Если будете контролировать, как ребенок делает домашнее задание, репетиторы не нужны».

 




Партнеры