Пробки входят в нашу жизнь плотно и привычно

Автозаторы мы принимаем как данность и думаем, как их превратить в пользу

В деле «пробкостроительства» преуспевают  все участники процесса

Автозаторы мы принимаем как данность и думаем, как их превратить в пользу

У краснодарских жителей вынужденные простои давно вошли в привычку. Что на самом деле аномально. И становится от этого только хуже. Терпели — потерпите еще… В отчаянии после пяти часов, посвященных ста километрам, решила распотрошить тематические порталы, разговорить матерых шоферюг и докопаться до ответов на вечные русские вопросы. 

Остаться в живых!
В деле «пробкостроительства» преуспевают на самом деле все участники процесса. Просто каждая сторона норовит сделать более виноватой другую. Это если начинать с вывода.
Все опрошенные мной водители признавались, что поначалу сильно психовали в пробках. Весь комплекс непредусмотренных обстоятельств, которые вручает нам дорожный затор: непредсказуемость, отодвинутая цель и неподвластная тебе ситуация — очень подрывает нервную систему. 
— Я тоже напрягалась, взвинчивалась до предела и даже ругалась, встречая пробку на своем пути, — поделилась Анастасия, приехавшая в Краснодар из Читы, — пока не поняла, что это вредит прежде всего мне самой. Я больше устаю и становлюсь агрессивной, от чего могут пострадать ни в чем не повинные близкие люди. Научиться не нервничать в пробках нетрудно. Надо объяснить самому себе, что если не можешь изменить обстоятельства, найди в них новые возможности: позвони, почитай, послушай музыку. Однажды в пробке, кстати, я встретила старых друзей из Читы, которых не видела несколько лет! Они возвращались домой с моря.
Есть легенды о людях, которые выучили в дорожных заторах иностранный язык и сумели завести знакомство, переросшее в семейные отношения. Но это уже — как повезет. Гораздо чаще «заключенные в авто» используют вынужденный простой для общения, перекуса, осмысления и планирования дел. Девушки в подавляющем количестве спешат подправить внешность.
Второй элемент, сильно мешающий правильному поведению на дороге, — это, (увы!) наша национальная жадность, желание урвать себе, и побыстрее. В год столетия Октябрьской революции многое из наше поведенческих проявлений можно объяснить привычкой выживать, передающейся из поколения в поколение. Накопленные усталость и недоверие, уже записанные в геномный код, — тоже грустный фактор, не улучшающий общую картину. Но это всего лишь дорога! Она — общая, и на ней все равны, кроме «скорых» с мигалками! А главное — что мы выигрываем в битве по пути? Пять минут! А может, три… Не так уж они нужны по сравнению с внутренним спокойствием, уцелевшим в неравном бою авто и нетронутым бюджетом. 

Куплю машину ближе к светофору!
Пробки, если попытаться их классифицировать, бывают трех видов: медленно, но беспрерывно ползущие, двигающиеся в режиме «газ-тормоз» и самые тяжелые — стоящие намертво. Это про режимы движения. По причинам возникновения они делятся на факторы — неизбежные (которые не в силах изменить никто, по крайней мере на данном промежутке времени): сужающаяся дорога, недостаточная ее пропускная способность, плохая организация движения (особенно светофоров!), недостаток обходных путей, ДТП, ремонт и человеческие. 
Последние — как раз те причины заторов, на которые мы сами можем повлиять. Доводилось видеть, как «динозубры» величиной с дом и характеристиками для ралли по бездорожью боязливо, как перед крещенской прорубью, преодолевают ямку на полосе. Под стать им категория водителей, у которых «на спидометре 35, а в глазах — смерть!». Знак «У» при этом не обязательный атрибут, их стаж может исчисляться десятилетиями, но компенсируется отсутствием практики. Малейший дождик на полотне или выбоина — для одних и других уже повод проститься со скоростью. Недалеко ушли и автолюбители, жидкость в организме которых преимущественно тормозная… 
Антиподы данных товарищей — самоуверенные, вечно ищущие лучшей доли. Они будут нырять из полосы в полосу через каждые две машины, объезжать на повороте перед стоп-линией. Они же — на «встречке», пыль столбом от обочины — дело их колес…
И что теперь, тем, кто старается сохранить буддистское равновесие и вести себя на дороге по правилам, совсем не ехать? Да нет, скорее, «понять и простить», зная, чего ждать от этого народа. И не угнетаться от мысли: «Ага, мы, значит, их терпеть будем, а они станут еще беспредельнее». Не станут. Времена поменялись, и сегодня позитивный пример заразителен! Самое главное для тех, кого возмущает поведение нарушителей и неумельцев, — постараться вести себя еще лучше. И цепная реакция не заставит себя ждать. 
Еще пять лет назад «спасибо» аварийкой говорили единицы из водительского состава. Сейчас это повсеместное явление. Кстати, распространенное только на постсоветском пространстве. И, между прочим, в Краснодаре встречается чаще, чем в других городах…

Куча нервов из-за ничего
— 40 лет за рулем и не могу объяснить, как пробка, в которой собирается несколько тысяч машин, которая часами стоит, коптит, по понятным причинам никак не может въехать из шести полос в одну, — как она может самоликвидироваться буквально спустя полчаса после того, как все в том же количестве проехали напряженный участок! — делится Владимир, много лет проработавший водителем. — Ни аварии, ни дорожников там нет, и полос больше не стало, и свернуть на прилегающие эти автомобили никуда не могли — перекрестков тоже нет…
Такая ситуация довольно наглядно встречается именно на междугородных трассах. Та же Джубгинская развязка — пример. Уже после Горского по направлению на краевую столицу можно было включать «крейсерскую» скорость и гнать себе спокойно домой. Загадка не только наша, встречается повсеместно. Умные головы американских и японских университетов ломали извилины и пришли к общей истине: самопроизвольные пробки на ровном месте — обычное явление, причина которого — человеческий фактор.
Очень простой опыт (его видеоверсия есть на популярном портале) показывает, как мы сами себя наказываем. Около двух десятков автомобилей расположили по замкнутому кругу на одинаковом расстоянии, заполнив равномерно всю окружность. 
Какое-то время машины едут плавно, соблюдая дистанции, но спустя минут пять одна чуть притормозила, за ней сбросить скорость пришлось еще нескольким, и в скором времени транспортные средства скопились в дугу вместо окружности. Первый «тормоз» почти сразу сдвинулся с места, за ним, через паузу, потихоньку тронулись уткнувшиеся друг другу в «хвост» остальные участники движения. Последнему в этой дуге пришлось реально постоять! Пока перед ним не появится пространство для движения вперед…
Если бы водители в этом эксперименте не подпирали стоящие впереди машины вплотную, они не лишали бы себя участка для последующего маневра. Им достаточно было сбросить скорость и продолжить движение очень медленно. Ведь самый первый, зачинщик сбоя, напомню, не стоял, а лишь притормозил. Самый простой вывод: чтобы пробка была меньшим из зол (то есть как минимум медленно ползла), достаточно ехать, слегка и равномерно нажимая на «газ», и соблюдать дистанцию. 
Действенно это будет, скорее, за городом. Если не станет автохамов, считающих, что им нужнее и интервалы между авто — как раз для них. Предположим, у кого-то и впрямь жена рожает и ребенок один в горящем доме. Но не у каждого же третьего!

Начни с себя, остальные подтянутся!
Москвичи, для которых пробки — понятие обиходное, поездив по Краснодару, признаются, что знали о заторах не все. Сибиряки говорят, что мы меньше нарушаем и гораздо вежливее. Еще десять лет назад при дорожном наплыве, который сегодня случился в районе Ипподромной после закрытия Садового моста, у водителей пар из ушей шел бы, по пять ДТП за сутки с нецензурными криками и громкими сигналами гарантированы были. Сейчас — разъезжаются, даже без оскорблений… Значит, не все так плохо!
Принимаем как руководство к действию…
Ехать надо медленно, тормозить плавно, стартовать тоже, но своевременно. Для этого следите за движением автомобилей, которые на пять-шесть машин впереди вашей. Закрывают передний обзор «газели» и грузовики — ищите, где на дороге падает тень от возглавляющих колонну.
На полосе держим дистанцию, а вот на перекрестке стараемся проскочить как можно быстрее. И ни в коем случае, даже если очень хочется, не выезжаем на перекресток, если он еще занят идущим впереди ТС! Обрекаете «встречку» на простой. Этот удар уже приняли на себя городские трамваи, идущие по Коммунаров на пересечении с Северной.
Перестраиваемся, только если другая полоса нужнее (для поворота, а не для скорейшей езды)
Галантность снова в моде: попросите поворотниками, предупредите всех о намерениях и поблагодарите, если вас поняли. Вам не отвечают тем же? Это их проблемы. Наступит время, и таким водителям станет стыдно на дороге, они превратятся в пережитки прошлого.
Обочины и «виртуальная полоса» — для тех, кто не может себя дисциплинировать, слишком нервный или обидчивый. Дайте им время справиться с собой. Не уподобляйтесь им. 
Вам кажется, что именно вы знаете, как правильно отрегулировать светофоры, разметить полосы, расставить знаки и построить дороги? Может, вам место в ГИБДД или департаменте транспорта? В любом случае вы вправе изложить свое мнение представителям этих служб (везде работают горячие линии и почтовые ящики) и вам обязаны ответить. 

Важно!

  • Как только автомобиль в пробке перед вами трогается, вы не стараетесь догнать его, а начинаете движение медленно, контролируя достаточную дистанцию. И так делает каждый. Тем самым, если водитель в голове пробки задумался и притормозил, остальные не останавливаются, а всего лишь еще больше снижают скорость и пользуются отпущенной ранее дистанцией. К тому моменту, как первая машина тронется, остальные будут все еще в движении и им не придется останавливаться.
  •  НО! Данное решение будет работать, только если не допускается вторая роковая ошибка российского автолюбителя — частые перестроения. Необходимо взять себя в руки и не занимать свободное пространство, оставленное для компенсации пробки в соседних рядах.
  •  Двигайтесь в пробке размеренно вместо «догонялок».
  •  Не перестраивайтесь попусту.
  •  Уступайте другим авто: всего 5 метров дороги поднимут вам настроение.
  •  Благодарите других водителей аварийкой, даже если его уступка была неочевидной.
  •  Пешеходы, благодарите водителей кивком или рукой!
  •  Правый поворот на красный, запрещение левых поворотов и установка стрелок налево разгрузит дороги.
  • Оптимизация развязок и укладки асфальта — сложный процесс, который государству нельзя оставлять без внимания.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Приехали…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру