Что держит кубанских кузнецов в тяжелой и редкой профессии

" МК на Кубани" поговорил с мастерами из Тимашевска, Краснодара, Апшеронска, Горячего Ключа и станицы Ленинградской

Температура больше 50 градусов на рабочем месте и постоянный поиск — материала, образа. Все это о профессии кузнеца — редкой, тяжелой и не особо прибыльной. Судите сами: на одну работу может уйти несколько месяцев, а кормить семью нужно каждый день

" МК на Кубани" поговорил с мастерами из Тимашевска, Краснодара, Апшеронска, Горячего Ключа и станицы Ленинградской
Василий Коскосов. Фото: личный архив

 «От трудов праведных не наживешь палат каменных», — уверяли кузнецы из разных уголков Кубани, которые помогли в подготовке этой публикации. Так что же их держит в профессии?

Пять килограммов роз

О Павле Голубицком я узнала из Интернета. В социальных сетях заинтересовала фотография букета — семь нежных розово-белых роз на длинных ножках. Как будто только сорвали в саду и поставили в вазу… Оказалось, металл! 41-летний кузнец из Тимашевска выковал цветы к 8 Марта. Вес такого подарка — порядка пяти килограммов!

Павел Голубицкий. Фото: zttim.ru

— Я занимаюсь кузнечным делом около 10 лет. Вырос из сварщика. Одна из первых работ — букет роз. Не этот — другой, из трех цветков. Тогда у меня не было ни горна, ни наковальни. Все делал обычными инструментами — напильником, резаком, молотком. Чтобы понять, что и как, смотрел снимки в Интернете, общался с людьми на форумах о кузнечном деле.

Сейчас у Павла своя кузня в городе. По словам мужчины, она создавалась «потихоньку». Из навеса во дворе, где постепенно появлялись необходимые инструменты. Так, наковальню Павел привез из Крымска. Говорит, друг спотыкался об нее, а потом позвонил: «Забери». Павел от подарка отказываться не стал. А молот нашел на руинах старой кузни на въезде в Тимашевск. Она действовала, когда пацаном был, постепенно все сошло на нет. Сейчас на этом месте супермаркет. Есть и инструменты по обмену. Вот, например, изготовил мангал и выменял его на военный полевой горн 1975 года выпуска. Он компактный. Можно погрузить в автомобиль и поехать в соседний район…

Сколько работ сделал, Павел сказать затруднился. Зато он уверен: ни в одной не повторился. «Не люблю серийное производство. Это же творчество», — считает кузнец. Творчество… Потому и рождаются на наковальне не только почтовые ящики, мангалы, но и метровый орел с размахом крыльев в два метра, сноп пшеницы с 253 зернышками и величавый дуб, в котором спрятались две совы.

— Образ, рожденный в голове или подсмотренный на фотографии, выковывается из цельного куска железа или по деталям. В последнем случае они скрепляются между собой. Делал я и поклонный крест, который можно встретить на въезде в населенный пункт, и церковную утварь. Мне все интересно. В каждой работе пробую свои силы.

Не прочь кузнец сотворить что-либо для родного городка. Например, скамейку для влюбленных или кованую фигуру, которые бы украсили парк Тимашевска. Павел мечтает, чтобы нашлись энтузиасты, которые бы поддержали его стремление.

Молотком по пластилину

А 52-летний Анатолий Крамаренко из Горячего Ключа занимается кузнечным делом больше 15 лет. Говорит, страсть к металлу у него от деда. Старик подковывал на Украине сельскохозяйственных лошадей еще в то время, когда гордых животных ставили на учет, как автомобили. Анатолий учился азам профессии на художественном комбинате города Полтавы. В дело погружали постепенно: сначала посылали за водкой, потом доверили уголь мешать. Объяснения для «послушника» чередовались с подзатыльниками. Когда мальчишка пообтерся, ему доверили сделать розу (кстати, большинство кузнецов с этого и начинают).

Анатолий Крамаренко. Фото:личный архив

— Цветок получился неказистым, даже страшноватым. «Ты на кладбище его сорвал?» — хохотали работяги, увидев результат. А вообще мой учитель, Александр Иванович Кравченко, удивительный мастер. Он уже пожилой человек, но талантище! Заставлял меня молотком делать цветы из пластилина. Когда стало получаться, доверил работу с металлом. И я понял, что металл — тот же пластилин. Даже сейчас пользуюсь переданным секретом. Например, хочу сделать розовый куст из 17 бутонов, только что вырванный из земли… С цветами понятно, а как с корнями быть? Вот могу сначала из пластилина их вылепить, покумекать.

Ракбота Анатолия Крамаренко. Фото: личный архив

Анатолий Крамаренко живет в Горячем Ключе три года. На своей кузне он создает образцы художественной ковки. Здесь можно найти и мангал в виде бревна с воткнутым в него топором, и гитару, и причудливую виноградную лозу, казачьи шашки (19 сентября, кстати, в России отметят День оружейника). Все живое, будто и не из металла вовсе. И как это у него выходит?

Работа Анатолия Крамаренко. Фото: личный архив

— А я считаю металл живым, разговариваю с ним. Кто-то посмеется: «Что за глупости!» Я же чувствую его отдачу… Вообще есть разные виды кузнечного дела. Можно подковывать лошадей, делать кольчугу, оружие...

Я могу разное, но предпочитаю художественную ковку.

Человек должен делать то, что у него хорошо выходит. Вот я — хозяйка, которая отлично готовит борщ (смеется). Можно подумать, что сегодня красивости никому не нужны. Мол, дело кузнеца — заборы да калитки. Но это не так. Во все времена люди ценили прекрасное.

Работа Анатолия Крамаренко. Фото: личный архив

Кириллица из металла

Владимир Большаков из станицы Ленинградской — потомственный кузнец. Ковкой занимались его дед и отец. Сам в профессии не менее 45 лет. Больше 20 из них 68-летний мужчина отдал краснодарскому заводу им. Седина. Ушел с предприятия кубанец лишь в начале 90-х, когда «хлеба не на что было купить».

Владимир Большаков. Фото: личный архив

Знакомые Большакова открыли в краевом центре мастерскую, специализирующуюся на художественной ковке, туда кузнец и подался. А потом судьба забросила в станицу Ленинградскую. Здесь Владимир трудится на чужой кузне, что объясняет просто: «Я по натуре не руководитель».

Работа Владимира Большакова. Фото: личный архив

Но и дома у него есть своя небольшая мастерская, где рождаются удивительные вещи. Среди них — жар-птица с метр высотой, ослик Иа, который везет бутылку коньяка, пьяный петух (сделан в подарок другу), рояль в кустах (кузнец не мог выкинуть из головы фразу и воплотил ее в металле). Кстати, инструменты Владимир сделал сам. Одна из уникальных работ, что родилась здесь, — алфавит кириллицы, в котором каждая буква выковывалась отдельно, вручную (традиционно, без применения современных технологий).

Работа Владимира Большакова. Фото: личный архив

— В Интернете нашел образец «кириллица полуустав». Увеличил каждую букву до десяти сантиметров и распечатал на бумаге… На одну букву уходило 3-4 часа работы. На весь алфавит я потратил 150-160 часов и килограммов 20 железа.

Работа Владимира Большакова. Фото: личный архив

Кстати, алфавит Владимир потом подарил детской школе искусств традиционных народных ремесел Кубани в поселке Мезмай Апшеронского района. Мало кто знает, но авторству Большакова (от проекта до установки) принадлежат ворота в Свято-Троицком соборе Краснодара. Его имя занесено в энциклопедию современных мастеров Кубани «Искусство Юга».

Работа Владимира Большакова. Фото: личный архив

Молодые и талантливые

Есть свои кузнецы и в Краснодаре. Например, здесь живет 34-летний Василий Коскосов( на центральном фото). Ковкой занимается уже больше 15 лет. Рассказал, что пришел в кузню обычным подсобником — «принеси-подай». Потом Василию доверили делать гвоздодеры, решетки, ограждения для лестниц, разную мебель… А нынче он и вовсе может удивить людей обитателями подводного мира, например, крабом или рыбой.

— Мои работы можно найти в основном в частных домах, встретите и в краснодарском ресторане… А мечтаю я о кованном крабе на нашем побережье. Это была бы большая скульптура, метра два длиной, где-нибудь на камнях (смеется).

Работа Василия Коскосова. Фото: личный архив

В Апшеронске живет 30-летний Евгений Михайленко. По образованию повар, он занимается ковкой около 10 лет. Мужчина говорит, что ушел в полярную диплому сферу из любви к творчеству.

— Аукнулись художественная школа, увлечение резьбой по дереву. Могу сделать из металла и художественную рамку для фото, и цветы. Однако сейчас у людей пользуются спросом практичные вещи – заборы, решетки. На красивости нет денег.

Фестиваль как отдушина

Не могла я не спросить у героев публикации, развито ли сегодня кузнечное дело в России и на Кубани. Оказалось, в пределах страны можно найти площадку, чтобы себя показать и на других посмотреть (фестивали проводятся в Москве и Санкт-Петербурге, Белгороде, Рязани, Челябинске). А вот в Краснодарском крае с этим туговато. Кузнецы в один голос заявили: сегодня дело живет благодаря ежегодному фестивалю «Кузнечное дело Кубани», который проводят в поселке Мезмай. И поблагодарили организатора — Михаила Скворцова (он также является основателем Мезмайской детской школы искусств народного декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел Кубани). В этом году фестиваль прошел в августе, объединив мастеров ковки в девятый раз. Участниками мероприятия стали 47 человек из разных уголков Украины, Адыгеи, России, в том числе Санкт-Петербурга, Волгоградской области, Крыма. Кузнецы представляли свои работы, домашнее задание (реконструкцию «сечки» — инструмента для рубки овощей или мяса), давали мастер-классы (изготавливали дверную ручку). Все герои этой публикации заняли призовые места в разных номинациях. Например, в «домашнем задании» краснодарец Василий Коскосов стал первым. Серебро и бронзу получили, соответственно, Анатолий Крамаренко из Горячего Ключа и Евгений Михайленко из Апшеронска. В номинации «мастер-класс» первое место занял Павел Голубицкий из Тимашевска, а третье — Владимир Большаков из станицы Ленинградской. Примечательно, что Владимир получил и учрежденный только в этом году специальный приз «За сохранение традиций ручной художественной ковки». Это точная копия ручных часов образца XIX века, вручаемых лучшим кузнецам по велению российского государя Александра II.

Напоследок кузнецы уверили: их работа — это тяжелый мужской труд. Сюда идут творцы-энтузиасты, а не бизнесмены. Кто живет по принципу «что не удар — то гривна», долго в деле не задерживается. Ремесленнику, а не творцу металл не даст сделать из себя шедевр.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Энтузиасты огня и молота(№ 38 от 13 сентября 2017)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру