На Кубани 27 августа отметят День российского кинематографа

Им можно восхищаться или возмущаться, но невозможно не знать сокровищ из коллекции «важнейшего из искусств»

Сыгранная жизнь, записанная на пленку, творит с нами чудеса: впечатляет, ведет за собой, заставляет смеяться, грустить или погружаться в раздумья. И у каждого оно — свое: кино, трогающее за душу…

Им можно восхищаться или возмущаться, но невозможно не знать сокровищ из коллекции «важнейшего из искусств»
Анна Дранникова

Вначале была Кубань

Конкуренцию пресловутому Голливуду вполне мог составить отечественный Сочи. Да, почти одновременно с фабрикой грез, в 1910 году, в парке «Ривьера» изображали страсти на камеру звезды отечественного немого кино — Вера Холодная и Вера Коралли. На кавказском курорте было все необходимое для съемок: от продолжительного тепла до живописных ландшафтов.

К сожалению, фильмы тех лет считаются утерянными. Возможно, увезены в повальную кинематографическую эмиграцию. Так, Warner Bros — крупнейший концерн по производству кино — своим появлением на свет обязан братьям Вонсколасер, выходцам из Российской империи. Вероятно, киносвидетельства вековой давности сгорели в пожарищах войн или просто были выкинуты, придя в негодность…

Можно посокрушаться об упущенных возможностях середины прошлого века (а ведь российский кинематограф со старта подавал большие надежды) или же вспомнить, сколько незабываемых картин, вошедших в список шедевров, подарил нам город, позже ставший олимпийской столицей.

Знакомый с детства «Старик Хоттабыч» снимался в санатории им. Дзержинского. Дворцовый «сталинский ампир» как нельзя лучше соответствовал отдыху простых тружеников Страны Советов. Им и хвастались в кино как достижением государства.

Занятно, что хоттабычевского «трахтибидох» в фильме как раз и нет. Фразу произносят заяц в «Ну, погоди!» и актер в радиопостановке, запомнившейся советским детям по популярным тогда пластинкам. В самом первом издании книги джинн произносит другое заклинание — «Лехододиликраскало». Это таинственное слово практически совпадает с началом иудейского литургического гимна встречи Шаббата в ашкеназском произношении. Но это — уже отступление.

Сочи всегда было чем похвалиться на фоне других городов, и кинематографисты беззастенчиво этот фактор использовали. Снимали вовсе не советскую жизнь («Приключения принца Флоризеля»), будни простого народа, какими они должны быть («Бриллиантовая рука»), и даже очаги разврата («В городе Сочи темные ночи»).

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука". Фото:huntingrimea.com

Кто здесь главный?

Зрители, особенно дети, прежде всего на экране видят героев. Ими впечатляются, их и запоминают. Ценители и любители заглянуть поглубже, конечно, интересуются работой режиссера, сценариста, оператора. Среди них сегодня достаточно наших земляков. Анна Дранникова, выросшая, учившаяся и работавшая в Краснодаре, согласилась поделиться, как это — быть кинорежиссером в Москве (и не только).

— Анна, как представитель профессии, наблюдающий ситуацию изнутри, ежедневно сталкивающийся с коллегами по цеху, можете подтвердить или развеять стереотип о том, что режиссер — это диктатор и эгоцентрист?

— Мне очень нравится выражение, что режиссер — это три составляющие: художник, учитель и психолог. Неважно, в какой последовательности, но это так. А еще режиссер — это руководитель. А руководители бывают разные…

— А откуда берется такая решительность: учить, разбираться во всех, быть психологом?

— Наверное, через любовь. Любовь к профессии, актерам, истории, которую рассказываешь.

— Что для вас важнее в работе: процесс или результат?

— Если коротко — то результат, А если точнее, то это — процесс, который нацелен на результат… И тогда все средства хороши. На площадке есть одно правильное мнение — мое! И это — закон. Споры мешают, отнимают силы, время. Это я сообщаю сразу и всем. Но для того, чтобы иметь право такое заявить, ты должен лучше всех знать сценарий, видеть его насквозь!

— Сегодня такое динамичное время, что в любой профессии надо ежедневно учиться. Чему постоянно учится режиссер?

— Ну если я скажу, что новым тенденциям и т. д., — это и так ясно, по умолчанию. Самое сложное, на мой взгляд, — договориться с продюсерами. Им важно уложиться в бюджет, а режиссеру все время хочется из этого бюджета вылезти. Например, снимаем сцену на вокзале. Режиссер говорит: «Хочу 50 человек массовки!» Продюсер: «Ок, будет 20!» В итоге сходимся на 25… А потом я строю кадр так, чтобы создавалось ощущение, что там все 100 человек!

— Правильно ли каждый раз верить, что снимаешь шедевр?

— Я никогда не снимала шедевры, они сняты в прошлом веке. Правда, иногда я кричу: «Стоп, снято! Это было гениально!»

— Уезжая в Москву работать режиссером, вы двигались за мечтой?

— Я просто двигалась! Быть в движении — и есть моя мечта. В феврале было 10 лет, как я уехала, из них год — в Питере, год — в Казахстане. Куда дальше? Может, и домой! Здесь столько всего снимать стали…

Кстати, о жадности продюсеров. Кочующий реквизит — примета нашего кино. Так, Горбунков из «Бриллиантовой руки» осматривает в комиссионном магазине бронзовую статую Пегаса, что везет в лифте Новосельцев из «Служебного романа». Этот же бронзовый конь мелькал в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Ширли-мырли», «Мой ласковый и нежный зверь», «Секретная миссия», «Пакет».

Вообще в кинематографе экономят не только россияне. В Голливуде ходят легенды, что декорации от «Золотой лихорадки», снимавшейся еще Чарли Чаплином, фигурировали потом на других съемках 200 раз!

С кино начинается Родина

Невинное советское кино со страшным названием «В моей смерти прошу винить Клаву К.», которое сейчас сняли бы совсем по другим стандартам, я люблю смотреть ради видов Краснодара 40-летней давности. Любимый город — такой патриархальный, уютный, засыпанный листвой и не испещренный рекламным беспределом… Он дышащий там.

Открыточные виды: Дом книги с неотъемлемой мозаикой на фасаде, старые улочки с трамваями, река Кубань — такая, какой ее природа родила… Вот кто бы сейчас вспомнил, как выглядела краевая столица на излете советского периода, если бы не бессмертное кино? Конечно, в фотоальбомах краснодарцев, а у некоторых даже в видеоархиве остались запечатленными картинки из прошлого. Только этого всегда мало. Память нужно подпитывать из разных источников.

Кинематограф — сложный, затратный, может быть, и не самый достоверный способ сохранить историю в картинках. Но это в любом случае — летопись!

Геленджик уже многие в шутку называют Гелевудом. Киношники там обосновались давно и всерьез. Разговоры о создании собственной профессиональной киностудии на курорте ведутся уже несколько лет. Нет оснований думать, что на том и остановятся.

Нам, зрителям, все равно, про что снимают, когда на пленке — знакомые места. Виды, запечатленные кинокамерой, дарят взгляд со стороны, новое прочтение привычного, и от этого оно становится еще дороже.

В Краснодарском крае так много прекрасного и неснятого, что хочется верить: наш киновек еще только начинается!

Самые известные фильмы, снятые в Сочи: «Старик Хоттабыч» (1956), «Матрос с «Кометы» (1958), «Дикая собака Динго» (1962), «Иду на грозу» (1965), «Бриллиантовая рука» (1968), «Внимание, черепаха!» (1969), «Женщина, которая поет» (1978), «С любимыми не расставайтесь» (1979), «Дамы приглашают кавалеров» (1980), «Будьте моим мужем» (1981), «Досье человека в «Мерседесе» (1985), «В городе Сочи темные ночи» (1989), «Волкодав» (1991), «Отель «Эдем» (1991), «Орел и решка» (1995), «Парк советского периода» (2006), «Две сестры — 2» (2009), «Адлер — Сочи 2009» (2009), «Бриллиантовая рука 2» (2010), «Море. Горы. Керамзит» (2013), «Подарок с характером» (2014).

Самые известные фильмы, снятые в Геленджике: «Мальчик и девочка» (1966), «Если бы я был начальником» (1979), «Белый ворон» (1981), «Золотая медуза» (2005), «Грозовые ворота» (2006), «Важнее, чем любовь» (2006), «12» (2007), «День Д» (2008), «Не отрекаются, любя» (2008), «Под прикрытием» (2012), «Марафон» (2013), «Горько» (2013), «Подарок с характером» (2014), «Хэллоу, Раша!» (2015).

Эпизоды: «Любовь и голуби» (сцены в санатории), «Кавказская пленница» (эпизод на дороге в Красную Поляну), «Гостья из будущего» (урок физкультуры на сочинском стадионе «Труд»), сериал «Опера. Хроники убойного отдела» (серия «Это шоу-бизнес»), «Будьте моим мужем» (все пляжные сцены).

 Из досье "МК"

Анна Дранникова. Режиссер кино и телевидения. Родилась в 1974 году в Краснодаре. Окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств (специальность — «Режиссер кино и телевидения»). Заслуженный работник культуры Кубани. В 1997-2006 годах работала на Краснодарском краевом телевидении режиссером редакции развлекательных программ ТВ, режиссером ПТС, главным режиссером-постановщиком информационно-аналитических программ ТВ. С 2006 года — режиссер «Амедиа». Работала телевизионным режиссером сериалов «Любовь как любовь», «Огонь любви», «Школа № 1», «Жаркий лед», «Рыжая», «Слово Женщине». В должности главного режиссера-постановщика снимала в Казахстане «Право на мечту», «Жениться легко», «Катина любовь». В качестве режиссера-постановщика выступала на съемках сериалов «Не ври мне», «Верное средство», «Гадалка», «Неравный брак», «Домработницы», «Ты не один», «Право на защиту», «Обручальное кольцо».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Кино, да и только!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру