Туристов на Черноморское побережье 100 лет назад зазывали низкими ценами

Чем еще манили туристов Кабардинка, Геленджик и Мацеста?

Русская же элита предпочитала Черноморскому побережью заграничные курорты

Чем еще манили туристов Кабардинка, Геленджик и Мацеста?
Кабардинка. Фото:ideal-gel.ru

Война с Германией в начале прошлого века сделала иностранные курорты недоступными для многих жителей Российской империи. Отдыхающим пришлось выбирать отечественного производителя и подателя услуг.

Путеводителем по курортам, расположенным в родных пенатах, стал справочник «Черноморское побережье Кавказа» историка и общественного деятеля Ф. П. Доброхотова, выпущенный в Петербурге в 1916 году.

В предисловии к изданию автор сетует, что «лечебные места» на побережье Кавказа россиянам известны мало. Их никто не рекламирует, не описывает. Между тем, по мнению автора справочника, при «большей заботливости правительства, некоторой предприимчивости частных лиц» можно было бы создать курорты, нисколько не уступающие лучшим заграничным.

К числу замечательных лечебных местностей нашего Отечества Доброхотов относит морское побережье в южных пределах России, призывая общество обратить внимание на его красоты и удобства.

Сейчас, как и сто лет назад, широко развернулась кампания в поддержку российских морских курортов. При этом нынешние туристы, сравнивая то, что предлагали приезжим курорты в начале века, с современным ассортиментом услуг, могут сделать неожиданные выводы.

Кабардинка:

дачная идиллия

«В 15 верстах от Геленджика, близ Добского маяка, на берегу красивой излучины моря приютилось небольшое селение Кабардинка», — читаем в справочнике «Черноморское побережье Кавказа». Это бывшее русское укрепление, основанное в 1836 году генералом Вельяминовым.

После покорения Кавказа в бывшем Вельяминовском укреплении поселились в 1869 году греки, выходцы из Турции. Жилища их, покрытые земляной крышей, сколоченные из бревен, лепились по берегу моря, утопая в зелени. Тогда еще водились в окрестных лесах кабаны и фазаны.

Жители Кабардинки занимались охотой, рыбной ловлей и главным образом хищениями в покинутых горцами садах и лесах, которые рубили на дрова и уголь для Новороссийска.

Все изменилось, когда население было наделено правительством большими участками земли, и ему пришлось взяться за земледелие. Местность приняла иной вид: появились хорошие избы, обустроенные дворы, мелочные лавочки, кофейни. Но не стало вековых дубов, покрывавших когда-то сельскую площадь.

Предприимчивые поселяне стали уступать (по передаточным записям в волостном правлении) свои права пользования на участки приезжающим на лето дачникам. Дачные участки начали охотно раскупать, и в начале XX века Кабардинка считалась уютным лечебным местом. Недорогая жизнь, красивые виды, хорошее купание на песчаном пляже — все это привлекало публику. Имелся в достаточном количестве виноград: под виноградниками в селении находилось 14 десятин.

Комнату в частных дачах в Кабардинке можно было снять за 20-25 рублей в месяц. Домашние обеды — от 15 рублей в месяц.

В селении имелись почтово-телеграфная контора, аптека, бакалейные лавки и

кофейни.

Из Кабардинки при желании легко можно добраться до Новороссийска, отстоящего от нее на 22 версты. Летом по маршруту курсировали по два раза в день автомобили с платой 2 руб. с пассажира. В извозчичьем фаэтоне в Новороссийск можно доехать, заплатив от 4 до 8 рублей, на почтовых — за полтора рубля.

Геленджик. Вид на курзал. Фото:zogame.ru

 

Мацеста: ванны и морские купания

В 10 верстах по шоссе от Сочи и в двух с половиной — от берега моря в живописной речной долине находилось известное на Кавказе лечебное место Акционерного общества «Мацестинские воды» со знаменитыми по своим целебным свойствам сероводородно-соляно-углекислыми минеральными источниками.

Ученые мужи в своих отчетах и трудах единогласно признавали высокие качества мацестинской воды и считали, что прекрасные климатические условия вместе с близостью моря делают возможным создание на Мацесте такого лечебного места, куда могли бы съезжаться и нуждающиеся в серных ваннах, и желающие купаться в море.

В начале XX века были приняты меры к охране источников и выделен район охраны их в 143 десятины.

Главные выходы минеральной воды находились в конце обширной пещеры, куда вел настолько узкий ход, что пробраться к нему можно было лишь ползком. В глубине пещеры, сообщает справочник, существовало скопление минеральной воды в виде озерца, о котором среди простого народа ходили легенды. Говорилось, что в озере есть особенно целебная вода и грязь. Доставать последнюю находились охотники, и таким образом за 8-летний период погибли от задушения сероводородом 9 человек.

В сезоне 1915 года с 1 мая по 1 октября в Мацесте у выхода источников открыли ванное здание на 18 ванн с комнатами для отдыха, кабинетами для приема врачами. Ванны стоили 50, 75 и 90 копеек. Массаж и электризация — по особой таксе.

В трех минутах ходьбы от ванн — гостиница-пансион на 45 номеров. Цена номеров с постельным бельем и электрическим освещением — от полутора до 4 рублей, пансион — от 2 до 2,5 рублей в день.

Кроме того, для малоимущих больных акционерным обществом устроены барачные помещения, рассчитанные на 130 человек, по 30 копеек в сутки с человека, обеды в столовой — от 10 копеек блюдо.

Сочи. Ванное здание 2-го класса на серных источниках. Фото:pastvu.ru

Геленджик: фруктовый рай

В 1831 году было заложено Геленджикское укрепление. Условия гарнизонной службы и жизни были так тяжелы, что создали повальные болезни: здесь свирепствовали малярия, цинга и кровавый понос, вследствие недостатка в пище, которую трудно было подвозить из-за отсутствия путей сообщения. Офицеры гарнизона в первый день Пасхи разговлялись селедками, что считалось неслыханной роскошью, читаем на страницах справочника.

Тем не менее, уже в 40-х годах (XIX века, — прим. ред.) при самых скромных улучшениях в больничной обстановке правительство признало за Геленджиком значение климатолечебного места.

Жизнь здесь значительно дешевле прочих лечебных местностей Черноморского побережья. В Геленджике можно было иметь скромную комнату с необходимою мебелью за 15-20 рублей в месяц, равно как и обед — от 15 до 20 рублей. Полный же пансион обходился от 50 до 60 рублей.

Славилось это лечебное место прекрасным мягким климатом. Средняя годовая температура +12,4 °C, средняя с мая по ноябрь +18 °C. И это при громадном количестве фруктов! Уже в конце апреля — вишни и черешни, в июне и июле — абрикосы, персики, миндаль, яблоки и груши, в августе и сентябре — виноград, в том числе лечебный.

В Геленджике два общества благоустройства — Северное и Южное. Каждое имело свой курзал.

В наличии три купальни, цены следующие: в отдельном номере — 10 копеек, в общей купальне — 5 копеек, теплая морская ванна — 50 копеек, грязевая ванна — 1 рубль 50 копеек.

Гостиницы: «Кордеса» — 20 номеров от 75 копеек до 1 рубля 50 копеек, «Европа», «Россия» — от 1 рубля 25 копеек до 2 рублей 50 копеек, «Центральные номера» — от 1 рубля 25 копеек до 2 рублей 50 копеек. Меблированные комнаты на даче Б. Ф. Шиллер — свыше 40 комнат — от 75 копеек в сутки и от 15 рублей в месяц. Здесь же обеды — от 15 рублей в месяц. Пансион — 50-60 руб.

Обеды можно было получить во всех гостиницах (от 50 копеек и дороже) и в домашних столовых. Цены на продукты не выше новороссийских: масло — 60 копеек, яйца —

35 копеек, хорошее молоко — 8 копеек бутылка, виноград — от 5 до 10 копеек, дешевы фрукты и овощи.

Такса для извозчиков: фаэтон в час

60 копеек, пролетка — 40 копеек (в один конец — 20 копеек). Проехать из селения на дачи возле боен — 30 копеек, до маяка — 50 и

40 копеек, на цементный завод — 75 и 60 копеек.

Публичные библиотеки взимали плату за чтение книг от 50 копеек в месяц при залоге в полтора рубля. При купальне «Джанхот» имелся особый читальный зал со всеми журналами. Получались периодические издания: «Черноморская газета» — в день выхода, ростовские — «Утро Юга» и «Приазовский край» — на второй день, московские и петроградские — на 3-4-й день после выхода.

За санитарным состоянием и благоустройством береговой полосы следили местные общества благоустройства. Они же отвечали за отгороженные площади берега для бульваров и скверов, засаживаемые ежегодно декоративной растительностью, а также за выстроенные здания Северной и Южной ротонд. Взимания сбора на нужды лечебного места с приезжающей публики не существовало.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Кубанские курорты 100 лет назад

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру