Бортпроводники России и Кубани отмечают профессиональный праздник

Стюарты принимают поздравления 12 июля

Без их присутствия крылатые машины были бы тракторами атмосферных слоев, а воздушный марш-бросок длиной в тысячи километров превратился бы в унылую поездку на трамвае

 Стюарты принимают поздравления 12 июля
Фото: artfile.ru

Отвоевали у мужчин

Достаточно давнюю профессию (в следующем году стукнет 90 лет появлению в авиации бортовых услуг) женщины, как это у них уже не раз получалось, успешно отвоевали у мужчин. В 1928 году на борту немецких компаний ради внутреннего сервиса (в основном — раздача напитков) появились официанты. Они же стюарды. В основном это были вышколенные гарсоны из первоклассных ресторанов. До них функция «принеси-подай» возлагалась на второго пилота, что качеству полета не шло на руку. И всего спустя два года, в 1930-м, на борт ступила Эллен Черч, уроженка штата Айова. Отважная авиатрисса уже освоила штурвал, уверенно чувствовала себя в воздухе и, что самое главное для самолетов той поры, весила меньше 50 килограммов. (Перегруз и сейчас тяжелая ноша для небесной техники, тогда же лишний вес был приговором.)

Сочетание женской хрупкости с совершенством брутальной инженерной мысли в виде летательного аппарата произвело фурор. Авиаторы не моряки, беды в компании дам не почуяли и — полетели… В том же году немецкая «Люфтганза» укомплектовала свои борта очаровательными фрейлинами. Идея покорила мир и держит его по сей день.

«Надежная, как весь гражданский флот!»

Одно из главных заблуждений сегодняшнего дня — сравнение бортпроводников с официантками и обслуживающим персоналом. На самом деле они — генераторы внутренней атмосферы на борту. Главная их задача — создание комфортных условий во время перелета и лишь как дополнение к ним — раздача напитков и еды. В компаниях, заботящихся о собственном имидже, девушки безупречны внешне, а главное — доброжелательны, мягки, но с достоинством. И хорошо, когда пассажирам не довелось познать остальных профессиональных навыков стюардесс. Они — для форс-мажоров.

— Обучение персонала — серьезное дело, — говорит Людмила Дьякова, руководитель подразделения Московской школы бортпроводников в Краснодаре. — Бортпроводники проходят подготовку по оказанию помощи при аварийной посадке как на сушу, так и на воду. Они обязательно знают, как оказать первую медицинскую помощь. У нас в учебных классах есть такой тренажер — манекен «Максим», так они его и оживляют, и искусственное дыхание делают, и переломы фиксируют. Был случай, который потом широко описывали в прессе, когда наши бортпроводницы, две девочки с «Кубанских авиалиний», спасли человека с сердечным приступом во время полета. Они грамотно оказали первую доврачебную помощь в воздухе, и только это помогло ему сохранить жизнь до посадки. На земле его уже ждала скорая помощь.

Самый распространенный способ «достать» стюардесс — сыпать вопросами: «Когда мы полетим, поедим, приземлимся, выйдем?» (нужное подчеркнуть). Персонал ждет всех этих действий не меньше пассажиров и расстраивается от задержки, возможно, даже больше. Каждый сдвиг влечет за собой изменения во всем графике функционала. Однако плоха та хозяйка заоблачных высот, что продемонстрирует раздражение. Стрессоустойчивость — чуть ли не первостепенное качество бортпроводницы.

— Главное для профессионального бортпроводника — вести себя так, чтобы пассажир был спокоен и не почувствовал опасности, даже когда катастрофа на носу, — делится Людмила Дьякова. — Однажды перед посадкой выяснилась неполадка в двигателе. Самолет стал кружиться над городом, сжигая топливо, около 40 минут. У стюардесс при этом улыбка с лица не сходила. На тревожные вопросы они реагировали совершенно спокойно: «Трафика не дают, ждем очереди на посадку!» И все прошло без паники, в штатном режиме.

Мне доводилось быть свидетелем истории в стиле «пьяный дебошир в салоне», которыми полны пространства Интернета. В моем случае это была еще и женщина. Судя по всему, вполне интеллигентная и умная, но под космическими дозами алкоголя потерявшая земной самоконтроль. Она шумела, как разносчик кукурузы на пляже, сыпала никому не интересными подробностями из собственной жизни и даже угрозами в адрес безгрешных соседей. Пассажиры стали возмущаться и требовать изолировать буянку. Действия персонала были идеальными. Сначала по громкой связи старший бортпроводник объявила, какие меры воздействия предполагает закон: за борт через иллюминатор не выбросят, но в ближайшем аэропорту адептам Уголовного и Административного кодексов передадут. Затем к алколеди подошла стюардесса и, не изменив своей приветливой улыбки ни на секунду, вежливо, но не оставляя вариантов, изъяла у возмутительницы спокойствия бутылку спиртного. Весь салон выдохнул и, кажется, порывался зааплодировать.

Все бывает!

Известный случай, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. На Дальнем Востоке Ан-24 столкнулся в небе с военным Ту-16. Бомбардировщик пропорол крылом, как ножом, салон гражданского самолета. Женщина оказалась на крыле падающего лайнера (крыло отлетело и планировало отдельно). Так, планируя, она спустилась с высоты 5 тысяч метров и приземлилась в лесу.

В другом регионе России на взлете, при разбеге, бортинженер почему-то решает убрать шасси. Самолет упал на брюхо. При разборе выяснилось — на подмену заболевшему пришел бортинженер другого экипажа. Говорит: «Я привык убирать шасси по взмаху руки своего командира. Он махнул — я убираю. И тут так сделал по выработанной привычке. Откуда ж знал, что этот командир муху отгонял, севшую ему на нос…» Повезло, все остались живы. Но самолет списали.

Стюардесса из Канады в январе 2008 года стала героиней новостей. Отважная девушка самостоятельно посадила самолет в аэропорту Шеннон. Во время полета главный пилот тронулся рассудком, а второй получил серьезную травму, когда пытался привести коллегу в чувство. Бортпроводнице пришлось взять всю ответственность за жизни пассажиров на себя. Рейс завершился благополучно.

Хочешь не хочешь, приходится напоминать, что все инструкции, которым следует команда «обожаемых и желанных», написаны кровью. Трагические случаи — повод досконально разобраться, что пошло не так, чтобы исключить этот момент. Поэтому, когда бортпроводник говорит: «Пристегните ремни» — не заставляйте его договаривать, иначе вас может подкинуть поближе к звездам. Если просят поднять спинки сиденья, — для сохранности челюстей сидящих сзади. Просто в авиации считается, что озвучивать эту информацию бестактно, проще послушаться.

Чем ближе к звездам, тем больше интерес

Насколько прекрасны стюардессы, зависит от них самих. Кстати, профессия у мужчин отвоевана не окончательно. На молодых людей тоже спрос большой. Но когда речь идет об авиации, представители сильного пола предпочитают роли отважных летчиков, в бортпроводники идут неохотно. При этом в обществе сохраняются стереотипы о красоте неземной стези «хозяек неба».

Романтика высотных просторов сегодня манит только пятиклашек. Небесной красотой легко обмануться. Завораживающий вид земли с высоты 10 тысяч километров после ста часов налетов кажется надоевшим макетом. Это — работа в постоянной опасности и больших перегрузках. Профессиональная болезнь стюардесс — варикозное расширение вен. Постоянно на ногах, без сна, очень часто — в невыносимом холоде или такой же изнурительной жаре. Все это — без предупреждений. Задержки не прогнозируются, как и переменчивый график…

— Только кажется, что мы беспрестанно путешествуем, — делится Марина, около 15 лет проработавшая на разных авиакомпаниях в аэропорту Шереметьево. — На самом деле путешествуют пассажиры. Они прилетели, вышли и спокойно, осознанно адаптируются к местному климату, изучают достопримечательности, подыскивают интересные покупки. Мы лишь присутствовали рядом с этим процессом. Нам остается только доехать до отеля, искупаться, выспаться (если повезло и рейс не задержали) и приготовиться завтра встать вовремя в лучшей своей форме. Это еще — позитивный вариант. А бывали рейсы, когда 15 раз в Париж слетаешь, но за пределы аэропорта так и не выйдешь. Город остается недоступен.

Из раздела «не мифов»: стюардессы действительно надолго сохраняют молодость из-за недостатка кислорода в полете. Да, они неплохо получают, но не сразу и не всегда. А по поводу возможностей в поиске избранника — так их на земле не меньше!

Ежегодно только в Краснодаре готовят около 150 начинающих бортпроводников. Они быстро находят работу. Потому что предшественники так же стремительно освобождают места… Могут списать по здоровью, можно устать и захотеть жить как все, рядом с семьей. Работа эта — насколько красивая, настолько и трудная, в ней остаются только преданные.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Украшение неба

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру