Зачем губернатору ссориться с федеральными структурами?

Автор " МК на Кубани" отправилась на плановый объезд участков трассы М4 «Дон»

Изначально, когда согласовывала с ФДА «Росавтодор» интервью с главой Краснодарского территориального управления ГК «Автодор» Николаем Ильиным, просто хотела написать ироничный материал о том, что нынешние краевые власти во внутренней политике ведут себя как слоны в посудной лавке, разрывая выстроенные годами напряженной работы связи с федеральным центром и меняя прекрасно работающие правила игры

Автор " МК на Кубани" отправилась на плановый объезд участков трассы М4 «Дон»
Фото: Галина Титаренко

 Но пока писала, пришла к совершенно неожиданным для самой себя выводам.

…Когда интервью с Ильиным было согласовано, я набрала Николая Николаевича, чтобы договориться о времени и месте. В ответ услышала предложение отправиться с ним на плановый объезд участков трассы М4 «Дон», где еще недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поучал автодоровцев, как надо работать.

Выехали на объезд во вторник, 27 июня, в 8.42 утра. Уже в 9.45 были на автозаправке на джубгинской развязке. Трасса почти пустая, несмотря на то, что на дворе разгар курортного сезона. Машин с номерами других регионов встретили очень мало.

Николай Ильин всю дорогу пытался дипломатично обходить мои не совсем тактичные вопросы о том, чего же на самом деле добивается Вениамин Кондратьев, вступая в открытую конфронтацию с могущественным «Росавтодором». Ведь не может он не понимать, как устроен механизм государственного управления. Для того, чтобы выделить бюджетные средства на тот или иной проект, сначала нужно разработать соответствующую программу, утвердить ее в правительстве, после вынести на рассмотрение в Госдуму, получить одобрение президента страны. Потом приступить к разработке проекта, согласовать его, выставить на торги, заключить договоры с подрядчиками, которые должны в обязательном порядке пройти юридическую экспертизу, затем дождаться, когда придут деньги, и только после этого начинать работы. Все этапы и сроки их реализации прописаны в подрядных договорах, имеются нормативы, СНИПы, ППРы и так далее. Есть у «Росавтодора» собственная контролирующая организация, которая в круглосуточном режиме следит за надлежащим исполнением всех видов работ, их количеством и, главное, сроками. Несоблюдение грозит подрядчикам огромными штрафами. Кроме того, вся деятельность госкомпании под пристальным контролем прокуратуры, Счетной палаты и многих других структур.

— Ну не может же Кондратьев всего этого не знать? — спрашивала я у Николая Николаевича. Тот пожимал плечами:

— Мне самому вся эта ситуация непонятна. Мы работаем круглосуточно на этом объекте. Договор на проведение капитального ремонта 14 км федеральной трассы М4 «Дон» заключили в марте 2016-го. Это огромный фронт работ. Уже к концу прошлого года были готовы 6 км из 14. Люди выходили в ночь, чтобы к началу курортного сезона — 2017 уйти со строительными работами с проезжей части, чтобы гости края могли более-менее свободно передвигаться по дорогам региона. Но погода помешала нам. Мы подсчитали: с 1 января до 31 мая 2017 года было всего 30 дней, когда мы могли проводить работы, не боясь потерять в качестве.

— Если прошел ливень, нельзя ничего делать, пока стоит вода. Даже гравий нельзя засыпать. Сейчас есть пять мест, где мы работаем, но не на проезжей части, а рядом. Мы выполнили договоренности с краем — ушли с самой дороги с 15 июня. Сейчас нигде нет реверсивного движения, не ведутся работы по обустройству покрытия, — продолжает Николай Ильин. Нет чтобы сказать дорожникам спасибо! Мы сейчас ехали, вы сами видите: ничто не мешает проезду. Да, работы идут в полосе отвода автодороги, стоят бетонные заграждения, которые мы не можем убрать по причинам безопасности. Но дорога отличная, транспорт идет. Поверьте, не было бы наших рабочих здесь, пробки в высокий сезон все равно присутствовали. Трассы сами надо расширять. Но сделать это «по моему хотению»: утром встал, глянул в окно — «хочу мост хрустальный до Парижу» — не получится. Мы в районе Дефановки в этом году приняли решение в рамках существующего проекта без его удорожания сделать три полосы к джубгинской развязке. Но это, поверьте, особо ничего не изменит. Когда в середине июля сюда поедет основной поток автотуристов, пробки на подступах к Джубге будут неизбежно. И все дело в самой Джубге, где давно нужны наземные пешеходные переходы, чтобы люди не бегали туда-сюда через трассу, не тормозили движение автотранспорта. Вы лучше поинтересуйтесь в краевом минтрансе, кто эти наземные переходы давно должен был построить?!

«Вот, действительно, странно», — думала я. — Ведь есть еще краевые дорожники, которые работают сейчас на подступах к Анапе, мешая движению, в Джубге, строя долгожданные надземные переходы. Но к ним у главы края вопросов нет, а к «Росавтодору» есть».

Для чего Вениамин Кондратьев выступил открыто против госкомпании? Почему решил, что имеет полномочия по своему желанию менять условия договоров подряда? Зачем все-таки пожаловался в Минтранс России на краевое управление «Росавтодора»? Конечно, всего этого мне объяснять Ильин не стал. Сказал только, что Краснодарское территориальное управление ГК «Автодор» — это обособленное структурное подразделение, которое четко и в срок выполняет задачи по качеству и объемам, указанным в договорах, утверждаемых на уровне правительства РФ центральным аппаратом госкомпании.

Но интересно докопаться до сути. Можно ведь было возникшие противоречия обсудить за закрытыми дверями без ущерба для репутации «Росавтодора» и администрации Краснодарского края. Да и в прессе куда логичнее было бы от лица губернатора сказать, что дороги в крае лучшие, дорожники молодцы, а курорты наши заждались дорогих гостей. И все были бы довольны, в том числе потребсфера, для которой лето — период основных заработков и доля которой в структуре ВРП края одна из самых весомых. Да, автотуристы постояли бы немного в пробках на подступах к морю, но зато потом прекрасно отдохнули в нашем крае, на кубанском, а не турецком побережье Черного моря.

Команда губернатора, получается, всего этого не понимает, раз транслирует через СМИ совершенно иное. И тогда это очень тревожный для всех нас сигнал… С этих размышлений начиналась вторая версия моей статьи.

Пока я не дошла до момента, когда мы с Николаем Ильиным заговорили о проекте прямой дороги Джубга — Сочи. Оказывается, самого проекта в реальности никогда не было. Потому что это будет стройка века похлеще моста в Крым.

Как специалист Николай Ильин считает, что трасса Джубга — Сочи нужна, потому что дороги — это жизнь.

Ремонт на участке трассы М4 "ДОН" Фото: пресс-служба администрации края

— Безусловно, прямая дорога в Сочи необходима. Любое развитие дорог — это огромный плюс экономике края. Когда начинается строительство, подтягиваются почти все сферы: от легкой промышленности до металлургии. Но этот проект очень сложный. Там же придется делать обходы всех населенных пунктов. Да и сама дорога должна быть первой категории в четыре полосы минимум, с тоннелями. Если, конечно, когда-нибудь руководство страны решится на ее строительство, это будет стройка века, — рассказал Николай Ильин.

Дальше мы вспомнили, что в прошлом году, во время приезда в край председателя правления ГК «Автодор» Сергея Кельбаха, глава Краснодарского края показывал ему с воздуха трассу Майкоп — Туапсе через Шаумянский перевал, которая могла бы стать альтернативной дорогой в Сочи. Но так и не стала.

Поясню. Автодорога Майкоп — Туапсе является дублером федеральной трассы М-4 «Дон». Она проходит через Краснодарский край и Адыгею. Ее общая протяженность — почти 142 км. Строительство этой дороги через Хадыженск и Шаумянский перевал велось с 2000 по 2006 год за счет федерального финансирования. Но потом стройка стала. Участки, которые успели проложить, пришли в негодность. До Хадыженска доехать еще можно, после — сплошные ямы или гравийка, асфальт есть только в населенных пунктах. 7 км дороги через Шаумянский перевал — сплошной экстрим. Об этом писал сам Кондратьев в одной из соцсетей: «Показал Кельбаху дорогу через Шаумянский перевал. Достроить там тоннель и сделать покрытие — будет платный, но новый путь в Сочи. Пока на перевале обрывы без ограждений и пылища. Ездят самые отчаянные».

Стоимость реконструкции дороги Майкоп — Туапсе краевое министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства оценило несколько лет назад в 90 млрд рублей. Достройку тоннеля через Шаумянский перевал — в 4,5 млрд рублей. Проект тоннеля даже представили на Международном инвестиционном форуме в Сочи в 2017 году. Как рассказывал вице-губернатор Андрей Алексеенко, было проведено обследование начатого тоннеля, оно показало, что объект неплохо сохранился и его строительство можно возобновлять. Надо только повторно разработать проектно-сметную документацию.

Но это дела будущие. В августе же 2016 года, как удалось узнать, краевые власти под протокол взяли на себя обязательства построить хотя бы асфальтированную дорогу длиной 7 км через Шаумянский перевал как альтернативу М4 «Дон». И эти обязательства краевым минтрансом, судя по всему, до сих пор не выполнены.

Так вот о чем я… Получается, что все претензии главы Краснодарского края к «Автодору» могут базироваться не только на необходимости как-то оправдать собственные публичные заявления о том, что все ремонтные работы на М4 «Дон» в сторону моря будут прекращены до начала курортного сезона. Вероятнее всего, Кондратьев вот так, пусть и не совсем изящно, пытается «пробить» на федеральном уровне важнейший для края транспортный проект — возобновление строительства дороги Майкоп — Туапсе и тоннеля через Шаумянский перевал. Ведь строительство дублера Джубга — Сочи — эта стройка века — пока только планы. А вот дорога Майкоп — Туапсе — реальный проект, который даст мощнейший толчок к развитию потенциально богатейшей, но сегодня умирающей территории от Апшеронска до Хадыженска и далее.

И что еще важно: возможно, как только будет достроена дорога Майкоп — Туапсе, реальным станет строительство дороги Джубга — Сочи. Ведь этот дублер сможет увести основные потоки транспорта через Шаумянский перевал, а значит, курортная сфера от Туапсе до Сочи не пострадает из-за стройки.

Если честно, непонятно только одно. Если намерения в данном случае благие, то почему так неоднозначно подается эта информация через СМИ? В любом случае, даже если это недоработки пресс-службы края, хочется сказать ее сотрудникам спасибо, иначе над чем бы мы, журналисты, ломали головы.

Возвращаясь к нашему объезду трассы М4 «Дон» с главой Краснодарского территориального управления ГК «Автодор» Николаем Ильиным, хочу заверить: дорога к морю свободна. Да, есть участки, огороженные по обочинам бетонными блоками, но работы на проезжей части не ведутся. Относительно периодического ремонта Ильин пояснил, что это неизбежно:

— Каждый конструктивный слой дорожного полотна имеет свой срок службы. Для верхнего покрытия — 5 лет. А весь цикл по каждому участку — 15 лет. То есть в течение 15 лет по нормативам положены один капитальный ремонт и три ремонта верхнего покрытия. Сейчас задача номер один для дорожников — максимально увеличить межремонтные сроки. Например, участки М4 «Дон» от Павловской до Краснодара — там толщина дорожной конструкции 1 метр (с белыми слоями, с асфальтобетоном). Но даже это не спасет дорогу от ремонта в ближайшие годы, слишком большая там нагрузка.

Еще один непростой участок, где территориальное управление ГК «Автодор» проводит капитальный ремонт дороги, — это 37 км от Архипо-Осиповки до поселка Возрождение. На всем протяжении дорога двухполосная. Расширить ее до трех полос, как в Дефановке, нельзя, поэтому без реверсивного движения работать не получится. Но и здесь «Автодор» пошел на уступки краю, понимая, насколько важно не провалить курортный сезон. До конца лета все работы по капитальному ремонту дороги подрядчиками будут проводиться только ночью.

Всего же краснодарское управление «Автодора» в 2017 году сдаст 220 км федеральных автодорог.

В завершение еще раз отмечу: ехать отдыхать в Краснодарский край на автомобиле можно и нужно. Дороги у нас как были одними из лучших в стране, так и остались. Конечно, пробки ближе к середине июля будут, учитывая большой наплыв отдыхающих. Но до Краснодара и от него вы точно домчите с ветерком, а на подступах к морю, скорее всего, придется потерпеть.

Также хочу предупредить автотуристов: если вы решите двигаться транзитом через Краснодар, запасайтесь терпением. Краснодарские дорожники в ремонтном порыве зашли разом чуть ли не на все основные городские магистрали. Поэтому лучше заранее продумайте маршрут так, чтобы в краевую столицу не заезжать и время вкупе с нервами не терять. Как рассказал Николай Ильин, не за горами день, когда с развязки по М4 «Дон» в районе поворота на станицу Новотитаровскую транзитный автотранспорт будет уходить на Дальний западный обход и попадать прямиком на трассу Краснодар — Темрюк — Кропоткин. Уже утвержден план трассы, проведены все согласования с краевыми властями, сейчас идет завершающий этап согласований в Москве, после чего останутся считанные мгновения до отправки проекта дороги на торги. Но это дела будущие. Настоящие же таковы, что если вам не нужно в Краснодар, продумайте варианты его объезда. Благо они есть.

И добро пожаловать на Кубань! Незабываемого вам лета!

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Бей чужих, чтобы свои все боялись(№ 28 от 5 июля 2017)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру