Краснодарский молодежный театр отмечает юбилей

" Молодежке" исполнилось 25 лет

Четверть века. За эти годы менялись руководители, труппа, репертуар, но через года и десятилетия «Молодежка» сохраняет свою особенную атмосферу и собственного зрителя. В чем секрет театра, пытался выяснить «МК на Кубани» у тех, кто имеет к нему прямое отношение, от основания до сегодняшних дней

" Молодежке" исполнилось 25 лет

 

Станислав Гронский,

основатель Молодежного театра,

заслуженный артист России:

— В конце 1980-х родилась мысль о создании в Краснодаре профессионального театра для детей и юношества. Но не будь Леонарда Гатова, мы бы до сих пор носились с этой идеей. Именно он убедил мэра Краснодара Валерия Самойленко в необходимости создания муниципального театра. Организационные вопросы легли на мои плечи. Начинали с нуля: у рождающегося театра не было даже репетиционной комнатки.

Сегодня я могу в пояс поклониться моим помощникам. Это Владимир Кодак, Александр Вечерков, Олег Пучков, только что окончившие тогда наш институт культуры. На первых порах они стали и плотниками, и электриками, и водителями — и только потом уже вышли на сцену как актеры.

Разве мог бы состояться театр без Ирины Кодак? Она с первых дней стала директором и взвалила на себя реконструкцию здания. Много сделала для театра главный администратор Альбина Лесина. Нужно сказать спасибо и Сергею Малахову, с которым мы колесили по стране в поисках молодых артистов. Нам протянули руку помощи Анатолий Тучков, Геннадий Николаев, Николай Никольский, Станислав Сальников. В первых спектаклях принимали участие кубанские мастера сцены Евгения Белоусова, Ростислав Ярский. Спасибо всем «первопроходцам»!

И сегодня, спустя четверть века, в Молодежном театре рассказывают о любви и ненависти, учат состраданию и милосердию, мудрости и мужеству. Не каждый театр может похвастаться такими именами, как Владимир Рогульченко, Адольф Шапиро, Владимир Мирзоев, Лариса Малеванная, Константин Демидов. Ни в каком театре у нас нет таких профессиональных и притом молодых руководителей, как директор Николай Табашников и главный режиссер Даниил Безносов, которым небезразлична судьба каждого актера, каждого спектакля.

Анатолий Дробязко,

актер, председатель краснодарского

отделения СТД:

— В 1992 году к нам в ярославский театральный приехал Станислав Гронский, звал выпускников в новый театр. Я сам с Кубани; а актеры ехали и из Ярославля, и из Саратова, и из Екатеринбурга. Нас встретили, дали общагу — и сразу в работу. Было весело, задорно. Театр, правда, тогда был никаким. Площадки своей не было, репетировали то в офисе «Премьеры», то в Доме офицеров, то на ХБК. Зарплаты маленькие. Это не театр еще был, а группа, которая хотела организовать театр. Я потому и уехал в Ульяновск на год… Но вернулся обратно. Появился Рогульченко, постепенно мы вошли в свое здание. В конце девяностых и у Рогульченко были знаковые спектакли, и много классных приглашенных режиссеров: Хомский, Шапиро, Бычков. Наступил всплеск интереса к театру, появился свой преданный зритель.

У нас очень трепетно относятся к спектаклям. Может быть, так трудиться заставляет блоковая система: мы играем один и тот же спектакль 3-4 вечера подряд. Перед блоком у нас обязательно идут прогоны, репетиции. Очень серьезно относимся к вводам. И каждый может делать друг другу замечания: старичок — соплячку, соплячок — старичку.

А уникальность театра — в том, что есть великолепная площадка, которая позволяет трансформировать спектакли и обеспечивает близость между актером и зрителем, когда они слышат дыхание друг друга. Я вижу глаза зрителей, а они — мой пот, каждую морщинку. Эта ситуация требует внутренней актерской искренности, а если сфальшивишь — это сразу видно.

Я рад, что сейчас наступил период молодых руководителей, которые находят новые ракурсы, возобновили лабораторную работу. Директор и режиссер стараются, чтобы было как можно больше постановок, чтобы все работали. А это для артистов самое главное.

Станислав Слободянюк,

актер:

— Секрет у «Молодежки» простой. Это честь и достоинство на сцене: как у артистов, так и у режиссеров. Эти черты театр умудрился сохранить на протяжении десятилетий, и даже не совсем ясно, как это произошло. Вообще очень хорошо держится труппа. И получается, что театру везет на хороших людей.

А может, место такое — рядом с церковью, может, Боженька нас бережет от глупости. Были сложные моменты, но театр выстоял. Сегодня театром руководит творческая группа, и театр сейчас — живой организм, который дышит ровно и бодро, он явно на подъеме.

Никита Петров,

актер:

— Одна из причин единства «Молодежки» в том, что больше половины труппы — от одного мастера, Светланы Ливады, которая заложила в нас идею театра-дома. Мы все дружим, хорошо знаем друг друга. В театре есть своя история, добротная, мне близкая. Я с первого курса ходил в театр, и актеры казались мне какими-то супергероями. И когда я сегодня выхожу вместе с ними на сцену — удивительное чувство. В спектаклях мощная энергетика; например, это я ощутил на вводе в «Вечного мужа»: как будто ты переносишься совсем в иное место. И это все — благодаря людям. А секрет «Молодежки», как по мне, в том, что она не стоит на месте, а все время обновляется.

Полина Шипулина,

актриса:

— Здесь очень творческая атмосфера. Каждая премьера становится событием, праздником. В работу входят с азартом, хватаются за нее. Люди — и труппа, и службы — относятся к театру трепетно, не дают себе и спектаклям обрасти мхом. Все идут в ногу с жизнью, они очень современны. И театр говорит со зрителями на понятном им языке, современном, не архаичном.

Даниил Безносов,

главный режиссер театра:

— Когда я приехал в Краснодар, передо мной стояли конкретные художественные задачи. С театром мы уже были знакомы целый сезон. Непростой для театра сезон — период ремонта. Дальше я присматривался к театру, к людям, а главное — к краю и городу. Очень важно понять, среди каких людей ты живешь, в каком пространстве, в какой географии.

Из 25 лет 17 лет театром руководил Владимир Рогульченко. Выпускал неожиданные, острые, высокохудожественные спектакли. Он собрал труппу, создал лицо театра, трудился в самые трудные годы — 90-е. В то непростое, болезненное время сумел удержать артистов среднего возраста, не потерять вкуса, сохранял и наращивал репертуар, выстраивая его на высокой литературной основе. Он сформировал облик театра и вкус зрителя. Важно не терять эту планку. Мы стараемся поддерживать созданную модель, но вносить в нее то, что соответствует сегодняшнему времени, сегодняшней действительности. Театр развивается, и естественным образом это движение влечет за собой какие-то новые потребности.

Коллектив «Молодежки» — крепкий, сбитый. Вместе прошли через многие трудности и творческого, и экономического порядка. Были и совместные победы, это сближает. У нас есть такое важное свойство: способность прощать. Поругаться на вечность, а через день уже обниматься и делиться новостями за сутки. И у нас много работы. Нет времени на ругань. Что немаловажно, много семейных пар, а количество детей больше, чем людей в труппе. Мы как бы во всем плодовиты.

А еще немаловажна архитектура театра, наша особенная многоликая сцена, красота старинного кирпичного фасада.

Наталья Денисова,

актриса:

— Рогульченко подбирал актеров, как коллекцию: разные артисты — как краски в палитре режиссера. У режиссера по большому счету всегда одна тема. Владимир Дмитриевич сосредотачивался на светлом и большом. Он учил нас жить не только «по горизонтали», в цепи событий, но и «по вертикали» — чтобы всегда видеть духовное, чтобы нести что-то хорошее. Садились в кружок и по очереди читали Библию… Мы делали очень много этюдов, чтобы лучше понять своих персонажей: записывали их сны, внутренние монологи. В то же время он как режиссер мог помочь артисту мизансценой, придумывал какие-то очень выразительные мелочи, раз — и сцена уже заиграла.

В основном театр организовали люди, не обремененные семьями. Изначально мы были одной семьей, почти не расставались и понимали друг друга с полуслова. Чтобы кого-то не было на репетиции? Такого не бывало. Рогульченко был с нами строг: запретил, например, сниматься в рекламе, «никакой похабени», как он говорил. Нас учили, что личным стоит пожертвовать в пользу общего.

Сегодня все по-другому. Многие артисты ушли в девяностые. Сейчас молодежь другая: может быть, и более инициативная, но и занятая другими проектами. В то же время есть люди, которые именно сейчас почувствовали прилив творчества.

 Юбилей Молодежного театра, спектакль  под названием "25" пройдет 6 и 7 июля в 18.30 и 8, 9 июля в 18.00.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 5 июля 2017

Заголовок в газете: В чем секрет, «Молодежка»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру