70-летний юбилей отмечает актриса Молодежного театра Краснодара Татьяна Епифанцева

Ей подвластны и драматические, и комические, острохарактерные роли. Она любимица зрителей

Накануне знаменательной даты мы встретились с юбиляршей в театре, где она служит более двадцати лет. Сегодня Татьяна Епифанцева активно занята: играет в восьми спектаклях репертуара

Ей подвластны и драматические, и комические, острохарактерные роли. Она любимица зрителей
Татьяна Епифанцева. Фото: Вера Сердечная

Ей подвластны и драматические, и комические, острохарактерные роли. Она любимица зрителей. А еще — очень молодая по своим реакциям, эмоциям, оценкам.

— Ваш профессиональный выбор во многом был предопределен: отец — театральный художник, мать, дядя, тетя — артисты… Но был ли в вашей жизни момент, когда точно поняли, что хотите стать именно актрисой?

— Я еще в пятом классе пошла в телетеатр, играла в пионерском театре «Вымпел». А потом и во взрослой студии, у Сергея Алексеевича Аверкиева. Во «взрослом» театре мы участвовали вместе с артистами театра драмы. Если говорить о моменте театрального потрясения, то это было на сдаче «Маскарада» Куликовского в краснодарском драматическом театре: я не могла два дня ни есть, ни спать. И после этого уже была и местная театральная студия, и колледж, а потом и вуз в Ленинграде. Правда, я поступила не на актерский, а на режиссуру праздников. На диплом поставила громадное городское мероприятие в Приморске — столетие Ленина. Я даже успела поработать методистом выборгского отдела культуры. А еще ставила «Антимиры» Вознесенского в кружке при военно-медицинской академии, но дальше в режиссуру не пошла.

— Вы потом объездили много театров страны…

— Да, по периферии помоталась! Сначала — в Бугульму, это в Татарской АССР. Там в театре мы и познакомились с будущим мужем. И потом уже ездили вместе: послужим год, что-то не нравится — и в конце сезона уезжаем. Искали счастья сами. В Москве бывали на актерской бирже: с утра до вечера за столами режиссеры прослушивали артистов со всей страны. Это было интересно, хотя и не очень удобно себя чувствуешь: ходишь и себя предлагаешь. И вот когда мы работали в Мурманске, на севере, пришло два приглашения: в Тюмень и в Грозный. А я южанка, хотелось поближе к теплу, к родным, и потому мы поехали в Чеченскую республику.

— В грозненском русском театре вы проработали тринадцать лет. Что вам дал этот период?

— Главное — он дал мне ребенка! Я родила там сына, и это самое большой событие всей моей жизни. Я считаю, с этим не сравнится никакая роль. Что останется после тебя как актера? Три строки в газете. И то хорошо, если останется. А ребенок — это твое живое продолжение. Правда, у нас — и в профессиональном смысле: сын стал актером, работает в Москве, как и его жена. Помню, как на его премьеру мы с мужем примчались тайно, на машине, из Краснодара!..

Но была в Грозном, конечно, и работа с интересной драматургией. И с яркими режиссерами: с Игорем Сергеевичем Гуревичем, с Ларисой Лиляновой и Ларисой Куразовой. В определенной мере нам, новичкам, было не так уж просто: в республиканском театре был крепкий костяк заслуженных и народных артистов. Но период был интересный. Как-то в театр пришла пьеса местного автора Умара Ахмадова — комедия «Дорогая сноха». Никто из наших звезд не хотел брать в ней роли — ну, комедия, водевиль, ничего особенного. А я в ней с удовольствием играла, и с ней мы объехали всю Чеченскую республику, Украину и Белоруссию. 

Знаком уехать из Грозного была смерть моей мамы. Пришла телеграмма, мы собрались ехать и вдруг поняли, что регулярный транспорт уже не ходит: опасно. Нам сказали: «Подождите, если люди наберутся, автобус поедет». Как-то дождались, выехали из города, видим — вокруг окопы, БТРы… И стало понятно, что пора уезжать.

— Вернувшись в Краснодар, вы вновь пошли в театр. Как случилось, что выбрали Молодежный?

— Вначале я попала в театр «Екатеринодар» под руководством Геннадия Николаева в помещении нынешнего Дворца искусств на Стасова. Это был интересный театр с большим потенциалом. Однако здание со временем отобрали за долги, коллектив распался, а мы с мужем перешли в ТЮЗ Станислава  Иосифовича Гронского.

— Вы проработали в «Молодежке» двадцать три года. Вечная проблема артистов — недостаток ролей. Всегда ли хватало работы?

— Режиссеры менялись. Гронский ушел. Настал период Владимира Дмитриевича Рогульченко. Не всегда я была довольна своей занятостью. Тут получался замкнутый круг: приглашенные режиссеры приезжали, смотрели постановки и отбирали тех, кого увидели; а если актер мало занят, то его и не рассмотрят. Какой-то личный прорыв я связываю со спектаклем «Сцены в доме Бессеменова» по Горькому. Причем этот спектакль, который мы играли пятнадцать лет, все эти годы рос. Я очень люблю Горького, это для меня особый автор: у нас в семье есть история, что мой дед, отец Сергий, путешествовал с Пешковым. И в последние годы пошло-пошло, то один спектакль, то другой… На нагрузку, одним словом, не жалуюсь.

— Как вы оцениваете современное состояние театра?

— По-моему, у нас сегодня самое удачное соотношение за всю историю, если говорить о директоре и главном режиссере театра. Николай Табашников и Даниил Безносов хорошо понимают друг друга, поддерживают. А наш молодой режиссер меня порой прямо поражает неординарным взглядом. Мне очень нравятся и «Панды», и «Гроза»… Я уверена, что художественное произведение надо судить по тем законам, по которым оно создано.

— Театру более двадцати лет, он переживал разные времена. И все-таки сохранил и особую атмосферу, и своего зрителя. В чем, по-вашему, секрет?

— В том, что труппа готова ко всему. К любым идеям. Артисты умеют как-то удивительно творчески мобилизоваться, при этом не приспосабливаться к обстоятельствам, а решать роль через себя, идти от своей индивидуальности. Они владеют современным театральным языком, и все органичны. Может быть, это связано и с особенностями площадки: здесь зрители рядом, видно их глаза. Конечно, бывает, что кто-то сегодня отлынивает, но зато, если надо, завтра будет работать двенадцать часов подряд.

— Вы сыграли более ста ролей. Какими особенно гордитесь, какие хочется вспомнить?

— Да все и не упомнишь. Играла по произведениям лучших — и Шекспира, и Пушкина, и Достоевского, Островского и Горького, и Булгакова, и Шолохова, и Шукшина, и Петрушевской… Но вот самая-самая роль, наверное, Акулина, «Сцены в доме Бессеменова».

— Я знаю, что вы снимались в кино и сериалах. Где вас можно увидеть?

— Ой, это даже стыдно вспоминать, такие роли небольшие. Ну вот «Морские дьяволы», в серии «Черный дайвер» я играю мать друга героя. Правда, порой бывали сцены со звездами. Например, в сериале «Дар божий» работала с Ларисой Лужиной. Была у меня еще история — снялась в «Белом солнце пустыни», правда, в гареме. Прошла весь серьезный путь подготовки к съемкам, должна была играть более значимую роль, но нужна была блондинка, а я как раз перекрасилась. Ну и попала под чадру. В какой-то из сцен Гюльчатай изображала… Но это все глупости, нечего и говорить.

— Чем живет актриса вне сцены? Как проводите досуг?

— Интернетом живу! Говорю мужу: «Как будет времени побольше, пойду на курсы компьютерной грамотности».

 Из досье "МК"

Татьяна Леонидовна Епифанцева — заслуженная артистка Чеченской Республики. Родилась в Краснодаре. Выпускница Ленинградского государственного института культуры (1971), педагог — Лев Владимирович Шостак. Работала в разных театрах страны: 1964-1966 — Краснодарский театр драмы им. М. Горького; 1971-1972 — Бугульминский русский драматический театр; 1972-1974 — Черкесский областной русский драматический театр; 1974-1976 — Могилевский областной театр драмы и комедии (г. Бобруйск); 1976-1980 — Мурманский драматический театр Краснознаменного флота; 1980-1993 — Грозненский республиканский русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова.

С 1994 года — в краснодарском Молодежном театре. Сын Татьяны Епифанцевой Тарас пошел по родительским стопам — окончил актерский факультет ГИТИСа и сегодня служит в Российском академическом молодежном театре в Москве.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: На нагрузку не жалуюсь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру