Итоги чемпионата «Молодые профессионалы» подведены в Краснодаре

Гости и участники чемпионата познакомились с лучшими практиками подготовки кадров и и стали свидетелями увлекательных соревнований профмастерства

Гости и участники чемпионата познакомились с лучшими практиками подготовки кадров и  и стали свидетелями увлекательных соревнований профмастерства

В Краснодаре прошел финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы».

Его гости и участники могли не только ознакомиться с лучшими практиками подготовки высококвалифицированных кадров и принять участие в мастер-классах и презентациях, но и стать свидетелями увлекательных соревнований профессионального мастерства. 

О достижениях молодых специалистов, а также о том, почему сегодня важны и нужны рабочие профессии, рассказал «МК на Кубани» генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Россия» 
Роберт Уразов.
Роберт Наилевич, как давно существует проект, кто в нем участвует?
— WorldSkills — международное движение, созданное в 1946 году для повышения престижа рабочих профессий и развития профобразования через конкурсы профессионального мастерства в каждом государстве, во всем мире. Сегодня WorldSkills Russia охватывает 84 региона нашей страны. За четыре года в Российской Федерации были проведены 236 региональных первенств, победители которых стали участниками четырех финалов национальных чемпионатов.

Соревнования собрали более 40 тысяч студентов средних профессиональных образовательных учреждений, выступления которых оценивали 42 тысячи экспертов. Площадки чемпионатов собрали более 1 400 000 зрителей.

— А как прошел финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в Краснодаре?
— Студенты и школьники участвовали в соревнованиях по профессиональному мастерству в 109 компетенциях. Четыре компетенции — «печное дело», «огранка алмазов», «агрономы» и «реставрационные работы» были представлены на площадке в качестве демонстрационных. Причем эти соревнования на всероссийском уровне прошли впервые. 

Число участников — 1300, включая 277 иностранных, которые выступили в соревнованиях вне зачета. Для обмена лучшими профессиональными практиками финал российского национального чемпионата посетили гости из Австралии, Австрии, Азербайджана, Белоруссии, Бразилии, Венгрии, Дании, Ирландии, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Колумбии, Марокко, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Тайваня, Узбекистана, Финляндии, Франции, Швейцарии, Южной Кореи и Японии. 

Во время финала V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в Краснодаре прошел и открытый евразийский чемпионат. За награды в отдельном медальном зачете по 31 компетенции боролись студенты из Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. 59 представителей трех государств соревновались наряду с российскими конкурсантами, а оценивали навыки молодых специалистов 64 эксперта из этих стран. 

С 2013 года в России ежегодно проводятся чемпионаты «Молодые профессионалы» среди начинающих специалистов, обучающихся в системе профессионального образования. Студенты со всей России соревнуются в мастерстве по токарным работам, сварочным технологиям, мехатронике, флористике, кузовному ремонту, поварскому и столярному делу, веб-дизайну и сотне других компетенций.

— По-разному вкладывается содержание в слова «профессия» и «компетенция»…
— Компетенция — это не совсем профессия, а конкретное умение, которое человек развивает в течение жизни для того, чтобы реализовать себя в профессии. Профессионализм участников Национального чемпионата «Молодые профессионалы» оценивали эксперты, которые являются носителями практик. 

В финале участвовали лучшие, но для того, чтобы дойти до него, необходимо пройти огонь, воду и медные трубы — отборочные соревнования. Есть система региональных чемпионатов, где и происходит отбор ребят. Проводятся экзамены по стандартам «Молодые профессионалы» в 113 колледжах. Но пока это пилотный проект.

 Рынку необходимы прикладные умения, а не только теоретические знания, поэтому колледжи должны готовить ребят, обучая их высокотехнологичным профессиям. К примеру, возьмем ресторанный бизнес. Каждый год здесь появляются новые профессии, и это постоянный прогресс. И поэтому обучающиеся должны приобретать прикладные навыки, что очень важно. 

— Какова, по вашему мнению, наиболее эффективная схема взаимодействия ссузов и бизнеса?
— Прежде всего должно быть взаимодействие ссузов с такими фирмами, где студенты могли бы заниматься профильной работой. Эксперты считают, что таким образом работодатель может увидеть ребят в конкретной работе. И участие компаний в национальных чемпионатах профессионального мастерства — тоже взаимодействие. Работодатель видит участников, их работу и затем может пригласить студентов к сотрудничеству. Если говорить о наших чемпионатах, начиная с региональных, то проблем с трудоустройством ребят нет. 

— Какие запросы от бизнеса получены в ходе реализации проекта WorldSkills Russia?
— Сложно ответить однозначно, потому что проект еще достаточно молодой. Многие компании в нашей стране поддерживают региональные чемпионаты, чтобы найти себе кадры. 
Сегодня экономике необходима индивидуализация продукта. Мы говорим: хотите сделать хороший массовый продукт — идите к немцам, уникальный — идите к русским. И в этом плане у нас есть исторический шанс — образно говоря, схватить птицу счастья за хвост и притянуть ее в Россию, чтобы она здесь жила и процветала.

— Что такое международный стандарт WorldSkills Russia, как он выглядит на практике и как внедряется в России?
— Это повышение престижа рабочих профессий, развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик. Есть несколько моментов, которые очень важны. Первый — мы создали интересные профессии для молодежи, и она их стала выбирать. И на этом чемпионате многие школьники, следившие за его ходом, сделали свой выбор в сторону прикладной профессии. 
Второй — мы качественно обучаем каждый год около пяти тысяч мастеров.

Пока у нас 600 экспертов по основным компетенциям. Люди, способные внедрять образовательные программы на мировом уровне, а в некоторых случаях даже лучше, чем в других странах. Это значит, что мы эффективно можем готовить специалистов. 

Общение между людьми — это не только передача той или иной информации. Это и взаимное обучение. И должен отметить, что с момента создания Союза «Агентство профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» большое количество мастеров производственного обучения изменили образовательное содержание своей деятельности. 

Третий — это количество колледжей, которые вводят новые образовательные программы. В стране почти 70 процентов учебных заведений принимают участие в соревнованиях. По сути дела, большая часть системы образования поняла, в каком направлении можно двигаться. Ведь в «Молодых профессионалах» изначально закладываются навыки и умения, которые сегодня востребованы в экономике, дается преимущество, позволяющее ребятам долгое время быть конкурентоспособными. 
Четвертый — это некий элемент гордости за систему, которая появилась в нашей стране. Раньше, когда приезжали на международные чемпионаты, было грустно во время церемонии вручения наград, потому что мы не побеждали. А вот на европейском чемпионате в Швеции в прошлом году российская национальная сборная заняла первое место в балльном зачете, опередив команды 27 европейских стран.

Это высокий результат, позволяющий утверждать, что наша система профтехобразования может быть не догоняющей, а находиться среди лидеров. 

Мы привыкли говорить: давайте возьмем международный опыт и начнем его внедрять в России. В некоторых компетенциях эта фаза уже пройдена. Мы смогли создать практики в нашей стране, которые лучше европейских. Надеюсь, на чемпионате мира в Абу-Даби российская сборная выступит успешно. 

— Вы можете назвать главные результаты проекта WorldSkills Russia?
— Главное — растет престиж рабочих профессий, ребята охотно идут учиться в колледжи, после окончания которых они приближены к требованиям реального сектора экономики. Растет конкурс на место на рабочие профессии, и в этом большая заслуга чемпионатов профессионального мастерства.

Постепенно меняется мнение, что диплом о высшем образовании — это жизненный успех. Выпускники колледжей также достигают многого. Ребята понимают, что, выбрав профессию повара, сварщика, фрезеровщика, они будут заняты конкретным делом.

— Какие же компетенции предпочитает молодежь, чтобы затем достичь успеха в жизни?
— Ребята хотят стать поварами, рестораторами, кондитерами, парикмахерами. Идут учиться и на станочника, но не надо забывать, что современный завод не так многолюден, как в прежние годы. Сегодня предприятия роботизированы, много специалистов не требуется, и современный токарь — это по большей части программист. 

Если же говорить о рабочих местах, которые создадут в будущем, то они, естественно, будут связаны с новыми отраслями. Например, «беспилотные летательные аппараты» — компетенция, которая в самом ближайшем будущем «взлетит», станет необходимой. Много рынков, где она будет востребована. 

Я уже говорил, что молодежь охотно идет учиться на рестораторов. И должен сказать, участники нынешнего чемпионата не выглядели теми, кто просто несет блюдо на подносе. Они создавали впечатление. Ведь тот же официант должен не только обслужить клиента, но и уловить его настроение. 

Но и это еще не все. Необходимо учитывать пожелания клиента, компанию, с которой он пришел в ресторан или кафе, гастрономические предпочтения. Уметь при вас приготовить то или иное блюдо, определить на вид сорт винного винограда. Это и есть профессионализм.

— И к повару предъявляются определенные требования?
— Конечно. Понятно, что он должен приготовить то или иное блюдо, но сделать это под конкретного человека. Повар — это творец. Даже название компетенции на национальном чемпионате в Краснодаре говорило само за себя — «поварское искусство». Мы показывали всем, что хорошо быть творцом и именно за качественное обслуживание платят клиенты. 

— Исчезают ли некоторые профессии в наше время?
— Скажу так, они скорее меняют свое содержание. Поэтому согласен с мнением многих экспертов, которые говорят, что термин «профессия» устарел. Почему? Все дело в том, что пока мы учим ребят, профессия меняется к тому моменту, когда студент оканчивает образовательное учреждение. 
В моем понимании компетенция — это умение решать конкретную задачу, а профессия, образно говоря, это некие кубики компетенции.

Профессии будущего — регулярно меняющиеся кубики, и чем больше мы их имеем, то больше у человека шансов перестроиться. Наш принцип — стань лучшим или учись у лучшего, и чемпионат профессионального мастерства — прекрасная возможность для этого. Надо поверить в себя и свои силы, только тогда можно стать успешным в любой компетенции. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Стать успешным в любой компетенции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру