Как отметить День музеев

Профессиональный праздник хранители древностей стали отмечать сорок лет назад

60 музейных заведений Кубани в ночь 18 мая совершенно бесплатно распахивают свои двери для посетителей 

Профессиональный праздник хранители древностей стали отмечать сорок лет назад
Фото: Вуаль-img.anews.com

Сорок лет назад 18 мая был учрежден Международный день музеев. Двумя десятилетиями позднее в Берлине хранители древностей придумали посвящать этой дате акцию «открытых дверей».

Ночь напролет публика ломилась к свидетельствам истории, а гиды становились самыми популярными людьми в Германии. Инициатива быстро завладела планетой.

На Кубани с 2005 года все 60 музейных заведений распахивают свои двери для посетителей совершенно бесплатно. И не просто так. К «Ночи музеев» готовятся порой на протяжении года. Гостей ждут акции, сюрпризы, неожиданные перформансы и новинки. По словам Вячеслава Саркисова, директора краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко, в эти ночные часы очередь доходит до краевого суда. То есть пересекает Пушкинскую площадь.

— Мы в последние два года за квартал делаем план по посещаемости, который прежде полгода выполняли, — рассказал в интервью Саркисов. — Люди потянулись к искусству.
Еще бы! В краевом центре есть «свои» работы Малевича и Кандинского, которых считают за честь принять в любом музее мира. Один Серов чего стоит!

Всенощную акцию поддерживают библиотечные, театральные, клубные, концертные организации края, готовят увлекательные программы с участием лучших творческих коллективов и исполнителей.
Во время «Ночи музеев» все желающие могут бесплатно посетить самые разнообразные мастер-классы, поучаствовать в импровизированных реконструкциях или запечатлеть себя в историческом образе.

Но весь этот бенефис на одну ночь — лишь средство для привлечения внимания. Свою кропотливую, историческую и уважительную миссию с завершением акции музеи не прекратят.

Кто и когда первым решил сохранять образцы достижений прошлого — доподлинно неизвестно. Но восхищаться искусными предметами, созданными до них, люди умели во все времена. Как и коллекционировать. Для одних это означало просто достаток, выгодное вложение. Для других естественное стремление вперед — погоня ценителя. Ведь шедевры создаются не просто ради заработка, для него достаточно хорошо отлаженного конвейера. Уникальные, изысканные, требующие глубокого владения техникой произведения искусства — это воплощение человеческой мысли, квинтэссенция созидания. Триумф ловкости рук над природой. Детища этой победы не должны умирать.

Говорят, музейные экспонаты слышали больше глупостей, чем булыжники на мостовой. Преувеличение, конечно, но они, в отличие от камней, точно слышали их в свой адрес... «Побежали, пока не сказали, что это — тоже мы!» — закричал хулиган-граффитист другу, оказавшись в музее перед картиной авангардиста. Психологи назвали бы это проявлением сопричастности к современному искусству. 

Эрих Мария Ремарк писал, что совершенству место в музеях. Немного по другому поводу говорил, объясняя, что человеку не стоит бояться быть несовершенным. Но к этому можно стремиться, а где хранятся эталоны — известно! 

Советы специалистов

Если усвоить несколько нехитрых правил, в музее не будет скучно и покидать его быстро не захочется.

— Попробуйте проникнуться мыслью автора работы, почувствовать, что он хотел сказать. Боитесь выбрать не тот путь? Не страшно! Возможно, вы пошли мыслью дальше!
— Не стесняйтесь фантазировать и «дорисовывать» работы: как они применялись, где находились, как выглядели в тот или иной момент. Вы почувствуете связь с экспонатом.
— Устраняйте пробелы. Задавайте любые вопросы, которые у вас возникают по поводу увиденного. Сейчас никто не знает, как пригодятся эти знания, но если есть интерес — ответ точно останется в памяти.
— Старайтесь сопереживать — представьте, что чувствовал автор работы (ее владелец), с какими трудностями сталкивался и как преодолевал.
— Ведите внутренний диалог. Задавая вопросы самому себе по поводу увиденного, вы невольно расширяете собственный опыт до уровня других поколений.
— Не торопитесь объять необъятное. Не стоит бежать из зала в зал, чтобы в голове «смешались кони, люди», уделите внимание лишь нескольким экспонатам за один поход. 
Все свыше нормы, что еще привлечет ваш взгляд, оставьте для подробного изучения на потом. Сильнее будет предвкушение встречи. К тому же за время в разлуке можно будет успеть почитать об авторе, эпохе, условиях создания работы и других подобных образцах. На следующее свидание с прекрасным вы придете совсем другим человеком!

И еще одно предостережение: не стоит думать, что в музее — только никому не нужный сегодня груз прошлого. Во-первых, благодаря музейной «машине времени» установить точки соприкосновения с сегодняшним днем совсем несложно, как и понять, чем отличается настоящее, а чего ему не хватает и стоило бы позаимствовать. А во-вторых, история — это всего лишь промежуток времени. Если вы все правильно поняли, то нежелание идти в музей тоже уже в прошлом…
Чего только не собирают…

Музей лжи в городе Кюритц (Германия): как утверждает его директор Райнхард Цабка, все экспонаты — подлинные. И ковер-самолет, и ухо Ван Гога, и радиоприемник с легендарного «Титаника»... Цабка — известный в прошлым художник, которому не чужд тонкий юмор. В шуточной форме он показывает и тонкую грань между ложью и правдой. 

Музей снежинок на острове Хоккайдо (Япония) расположен внутри ледовых пещер. Идея создания подобного музея принадлежит ученому Накая Укитиро, сумевшему создать уникальное собрание фотографий снежинок. Прелесть этого нежнейшего чуда природы в его неповторимости — каждая снежинка имеет присущее только ей строение, которое никогда(!) не дублируется. 
Международный музей НЛО в небольшом городе Розуэлл (США): в 1847 году именно здесь произошло знаменитое крушение инопланетного корабля, о самом факте которого до сих пор ведутся ожесточенные споры. В музее выставлены обломки того самого корабля, представлены фигуры инопланетян, а также многочисленные фотографии, статьи и просто свидетельства очевидцев, наблюдавших НЛО.

Музей собачьих ошейников, замок Лидс (Лондон): чему поучиться у братьев наших меньших. Коллекция ошейников, выставленная в музее, является уникальной, а все экспонаты принадлежали собакам, живущим на территории этого замка. Прекрасные изделия из кожи изящной работы не повторятся ни в одной детали. 

В Санкт-Петербурге есть Музей сновидений Зигмунда Фрейда и Музей водки, а в Москве — Музей пьянства и Музей динозавров. Что-то общее между двумя столицами все же угадывается… 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2017

Заголовок в газете: Есть только миг между прошлым и будущим

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру