Чтобы душою не стареть, смотри на звезды чаще…

6 мая в России будут отмечать День астрономии

В числе наших земляков-кубанцев есть люди, для которых этот день является профессиональным праздником

6 мая в России будут отмечать День астрономии
Фото: taxydromos.gr

Она вернется

Служители удивительной науки, позволяющей приблизиться к тайнам мироздания, в последние годы особой популярностью у широких масс не пользовались. Как, впрочем, и сама астрономическая наука. Не так давно ее исключили из списка школьных дисциплин, отметив, что никаких полезных в жизни навыков она не дает, а только перегружает и без того расписанный по минутам школьный день.
История предупреждает, что прагматичный подход к фундаментальной науке ни к чему хорошему не приводит. И то, что об астрономии наконец вспомнили высокие чиновники от образования, не может не радовать.

Прививать интерес к научным исследованиям следует с детства. Видимо, способствовать развитию потенциала будущих светил мировой науки и должно возвращение астрономии в школьное расписание. Именно это пообещала сделать в ближайшее время министр образования и науки Ольга Васильева, заявив, что не испытывает сомнений по поводу преподавания астрономии в школе. Министр отметила, что возврат точно состоится и что сейчас в главном образовательном ведомстве страны думают, как это сделать.

Занимательная дисциплина

Ни на минуту не прекращала исследования астрофизическая обсерватория, открывшаяся на Кубани в 1978 году. Все это время работал и школьный кружок, организованный в краснодарской школе № 6. Сегодня он существует на базе астрофизической оптической обсерватории Кубанского госуниверситета.

В инкубаторе светил науки занимаются школьники с третьего по девятый класс, студенты кубанских вузов и просто молодежь, интересующаяся тайнами вселенского масштаба.

Для каждого из них находится исследование по интересам и по силам. Есть юным астрономам и чем похвастать перед научным российским сообществом. При их непосредственном участии вышли в свет каталог любителей астрономии СССР и аналогичное издание для России и СНГ, любительский атлас звездного неба под редакцией В. А. Каширина и А. Л. Иванова, каталог туманных объектов, первый российский астрономический журнал «Астроклуб». Были также выпуск Астрономического календаря на 1995 год, участие в ежегодном астрофестивале «Мезмай» и многое другое.
Стоит упомянуть и проект мобильного цифрового планетария, реализованного благодаря кружковцам и их бессменному руководителю Александру Иванову, который возглавляет единственную на Кубани астрофизическую оптическую обсерваторию.

Краснодар — Луна

Чем же занимается единственная на Кубани астрофизическая оптическая обсерватория? Она является научно-образовательным центром по наблюдениям за естественными и искусственными космическими объектами, входит в структуру кафедры оптоэлектроники физико-технического факультета Кубанского госуниверситета.

Нынешняя обсерватория при КубГУ начала работать в 1957 году как Станция оптических наблюдений искусственных спутников Земли (ИСЗ). В ее задачи входило наблюдение как за естественными, так и за рукотворными объектами на орбите планеты.

Кстати, образование станции именно с запуском искусственных спутников земли и связано. Первый в истории человечества объект (советского производства!) отправился в космос 4 октября 1957 года. До запуска Астрономический совет АН СССР организовал на территории страны 66 наземных пунктов — станций наблюдения — за его полетом. В их числе под номером 27 была и кубанская станция, организованная в Краснодарском государственном педагогическом институте (ныне КубГУ).

Станцию оборудовали в общежитии клуба строителей по улице Красноармейской, поскольку плоская крыша здания оказалась удобной для размещения наблюдательной площадки. Новому Пункту наблюдения присвоили условный адрес «Краснодар — Луна». Руководил коллективом исследователей до начала 90-х декан физического факультета КубГУ Владимир Иванов.
Контингент наблюдателей составляли сотрудники факультета и студенты-физики старших курсов. В Краснодаре за полетом первого спутника следила группа из 40 человек.

Первый сеанс наблюдения состоялся на рассвете 12 октября 1957-го. Появления в небе космического посланника на наблюдательной площадке ждали с нетерпением и волнением. И встретили на ночном звездном небе новое необычное светило с неподдельным восторгом!

Прохождение ракеты-носителя, которую приняли сначала за спутник, наблюдатели зарегистрировали в 5 часов 23 минуты. Яркость ее была настолько велика, что ракета хорошо наблюдалась даже невооруженным глазом.

Спустя два дня появился и сам спутник, оказавшийся, по сравнению с ракетой-носителем, куда более тусклым объектом. Несколько прохождений первого спутника над станцией за время его нахождения на орбите позволили выполнить наблюдателям все необходимые измерения.

Краснодарская станция с первых дней космической эры вышла в число активно действующих. Каждую безоблачную ночь в будни и праздники несли наблюдатели нелегкую звездную вахту. Отсюда наблюдались спутники серий «Космос», «Электрон», «Протон», корабли-спутники, космические станции «Салют», флагман российской космонавтики — орбитальный комплекс «Мир», космические аппараты других стран.

Станция участвовала в слежении за объектами, оказавшимися во внештатных ситуациях, таких, как орбитальная станция «Салют-2,7», спутники «Космос-954», «Космос-1402», «Космос-1900» с ядерными источниками питания на борту. Указания на их наблюдение поступали с пометкой «очень важно»…

Звездная работа

Пик оперативных наблюдений на краснодарской станции пришелся на рубеж 60-70 годов. В этот период из вычислительного центра «Космос» ежесуточно поступали десятки директив, ежегодно систематически отслеживались сотни различных объектов. К примеру, в 1969 году велись наблюдения за 357 космическими объектами, принадлежавшими СССР (98 объектов), США (249 объектов), Франции (2 объекта), странам, совместно создавшим спутники (6 объектов американо-англо-канадских, 2 объекта «Интеркосмос»). При этом в космическом пространстве краснодарскими исследователями в тот год обнаружены 642 неизвестных объекта.

В 1971 году станция переехала в новое здание главного корпуса Кубанского госуниверситета и включилась в работы по научным программам. Крупнейшие из них: программа ИНТЕРОБС (1966-1971 год) и АТМОСФЕРА (1972-1984 год). Цель обеих программ — изучение верхней атмосферы Земли по результатам оптических наблюдений спутников. Полученные в ходе их выполнения данные существенно изменили представления о структуре земной атмосферы и процессах, в ней происходящих.

Оставаясь ведущими в первые два десятилетия космической эры, оптические наблюдения уступили свое место другим способам слежения за спутниками. Краснодарская станция просуществовала как визуальная 33 года и завершила работу одной из последних в России. С 1992 года финансирование наблюдений было прекращено.

Станции потребовалась капитальная модернизация. Были реконструированы нижняя и верхняя наблюдательные площадки, заменен на полноповоротный купол астрономической башни, установлено пять астрономических павильонов, приобретены и смонтированы пять новых оптических телескопов, а также приемники излучения и астрометеорологический комплекс.

21 октября 2010 года состоялось торжественное открытие астрофизической оптической обсерватории КубГУ. Сегодня она внесена в международный реестр астрономических обсерваторий. Центром малых планет (Гарвард, США) Международного астрономического союза ей присвоен код С-40.