Великий праздник в казачьих станицах длился семь дней

Пасха на православной Кубани с давних пор была самым любимым и почитаемым праздником

По окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на веселье и развлечения

 Пасха на православной Кубани с давних пор была самым любимым и почитаемым праздником
Фото: "Живая Кубань"

И каждый из семи пасхальных дней  сопровождался особенными традициями и обычаями.
До разговления шумное проявление радости и всяческие веселья казаками не приветствовались. А по окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на активные развлечения.

Красно яичко — чтобы не болеть

Весть о воскрешении Христа казаки непременно встречали в церкви. Праздничную пасхальную службу пропускали разве что тяжелобольные да вовсе немощные. В каждую хату приносили казаки и казачки частичку Благодатного огня, по дороге бережно прикрывая свечу от ветра ладонью, чтобы не погасла ненароком. А по возвращении из храма станичники, следуя особому обряду, всегда умывались и мыли руки. 

 

По давней традиции, в воду для умывания опускали жители Кубанского края одно, а то и парочку красных яиц. Для чего нужно было яйцо в воде, в разных станицах объясняли тоже по-разному. «Чтобы не болеть», — говорили одни. «Чтобы быть «красными (красивыми)», — вторили им другие. А некоторые соединяли в одно сразу несколько толкований: «Чтобы быть красивыми и счастливыми», или «Чтобы лицо было хорошее да здоровье завидное».

К слову, целебными свойствами наши предки наделяли все предметы, освященные в церкви в святую ночь. К примеру, сало, крошки, соль, мак — все, что было освящено на Пасху, собирали в узелок для лечения животных. Узелок вешали в курятнике, чтобы несушки не дохли…
После умывания вернувшиеся со Всенощной станичники христосовались и садились разговляться.
Первым разговлялся глава семьи, самый старший — дед или отец, а за ним все остальные домочадцы — тоже по старшинству.

Перед тем как приступить к трапезе, все по очереди произносили обязательную молитвенную фразу: «Господи, благослови!»

По старой традиции, вначале разговлялись яйцом, куличом или весьма любимым на Кубани салом и только затем приступали к поросенку или другому мясу. Поросенок на праздничном пасхальном столе был непременным блюдом.

Вековые традиции

В первый день Пасхи дети отправлялись в гости к родителям. На второй все собирались у старшей сестры. На третий — у следующей, и так далее. Отправляясь в гости, брали станичники в качестве гостинца пасочку и десяток яиц.

В эти дни и родные, и знакомые, просто встречные приветствовали друг друга словами «Христос воскрес!». Им отвечали: «Воистину воскрес!» Это приветствие соблюдалось до самого Вознесения. В Пасхальный день традиционно устраивались гуляния: «вулыци (улицы)», «складки».

Сооружались на площадях качели-карусели, в том числе круговые (рэли), имевшие, помимо развлекательного, и сакральное значение.

Играли песни казаки и казачки, водили хороводы. Популярным развлечением считались кулачные бои — кулачки, где парни всем на свете демонстрировали силушку свою и удаль. 
Играли на Пасху и с «крашанками», устраивали «битки» да «катание».

В некоторых станицах молодежь снимала хату и устраивала складчину. Вначале усаживались за стол парни, а девушки подавали им угощение. Затем хлопцы уступали место дивчинам, а сами плясали, играли в карты и веселились от души.

Интересное поверье было у жителей кубанской станицы Воронежской: они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который расцветал в святую ночь всего на минуту. Повезло ли кому из станичников найти чудесный цветок, история умалчивает…
Так же, как и поиски цветущего папоротника, содержали элементы ушедших и почти забытых древних верований и другие обряды, связанные с пасхальными днями.

К примеру, когда накануне праздника паску — обрядовый хлеб сажали в печь, рядом с ней ставили деревянную лопату лопастью вверх, приговаривая при этом: «Ц-ц-ц-ц-ы!» Делали так для того, «чтобы паска высоко поднялась».

В ту же категорию попадают и так называемые пасхальные надписи. Помимо «официальных» аббревиатур И. Х., Х. В., которые выводили на скорлупе «крашанок», на них встречались и надписи в виде «названий детей», то есть детских имен. Это весьма показательно в плане архаичной символики: яйцо — жизнь. Может, потому и скорлупа крашеных яиц не считалась обычным бытовым мусором: ее строго-настрого запрещалось выбрасывать.

 

Скорлупки тщательно собирали в одно место, а затем закапывали или относили в реку («пускали по воде»). Сжигать скорлупки тоже не рекомендовалось.

За нож не берись — родные души поранишь

Праздничное настроение создавал колокольный звон. В колокол в больших и малых церквях Кубани звонили три дня. 

Были и другие обычаи, которые станичники неукоснительно соблюдали на Пасху. Почитание умерших предков — в их числе. Чтобы не рассердить души ушедших, в эти дни запрещались ссоры и склоки. Их, по поверью, могли услышать умершие родители, которые все праздники «находятся в доме».
Также в пасхальное время в хозяйстве нельзя было использовать нож, чтобы «не порезать родителей». Для умерших на стол ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы. 

Празднование Пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская православная церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни, а посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.

Однако традиция посещения родных могил именно в Великий день крайне устойчива у казаков. Во многих кубанских станицах она существует и сейчас.

Святой Свет

Огласительное слово Иоанна Златоуста каждый раз по традиции начинает пасхальную службу.
Это значит, что на землю вновь непостижимым образом сошел Благодатный огонь.

 

Святой Свет озаряет Кувуклию — Гроб Господень в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Именно оттуда частичку святыни увозят с собой миллионы паломников.

В Россию из иерусалимского храма лампада с Благодатным огнем доставляется спецбортом. Несколько лет в миссии по доставке Огня принимает участие и делегация Краснодарского края.
В силу географического положения Кубань принимает святыню первой из всех российских территорий. 

Огонь доставляют в главный собор края — Екатерининский кафедральный. Затем его развозят по всем церквям кубанской епархии.

Чудо Благодатного огня

Вот уже больше двух тысяч лет огонь в храме Воскресения Христова появляется снова и снова, даря свой свет даже тем, кто в нем сомневается.

Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает.

В дни Нового Завета самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан и это впервые случилось более двух тысяч лет назад.
Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность. Бог благоволит нам, нашим молитвам, нашему покаянию. Крайне важно, сойдет ли Благодатный огонь или нет, поскольку его схождение является символом того, что жизнь будет продолжаться и что Господь благословил человечество.
История христианства отмечает случаи несхождения Благодатного огня в положенный срок.

Архивные документы хранят запись о том, что в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Еще один случай, согласно летописным источникам, имел место в Великую субботу 1579 года, когда православного патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у патриарха Иерусалимского. С великой радостью православное священство вошло в храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенной слева от входа.

Описывается и третий случай несхождения Огня. Согласно укоренившейся за 2000 лет традиции обязательными участниками таинства схождения Благодатного огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии, арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге, врывается в храм и начинает песни и пляски. Эти возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь в храм. После исполнения ими ритуала Огонь появился…

Так что же случится, если не сойдет Благодатный огонь? На этот счет существует много легенд и поверий. Одно из них гласит, что когда Святой Свет не появится в Кувуклии, настанет конец света. 
Если свет божественного разума, дарованный людям во спасение, оставит их, люди начнут деградировать. Сон разума породит чудовищ, которые захватят умы всего человечества. Произойдет замена ценностей, наступят тяжелейший морально-нравственный упадок, неверие и тьма в душах…
По милости Господа этого до сих пор не случилось.

Великий Праздник

Самое масштабное и торжественное пасхальное богослужение продолжается всю ночь с субботы на воскресенье. 

Великая Суббота — последний день перед Пасхой. С одной стороны, это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой — время, когда совершается победа Господа над смертью и адом. 

По традиции исчисления церковных суток день Великой субботы в православии начинается с вечера пятницы. Во время богослужения на специальное возвышение посреди храма выносят украшенную цветами плащаницу и икону Христа, лежащего во гробе. Хор поет утренний канон.

После песнопений совершается Крестный ход. После него плащаницу вносят и кладут посередине храма. 

Следующее богослужение — утром Великой субботы. Это литургия Василия Великого. Она считается одной из самых красивых служб церковного года. 

Примерно в середине службы священники переодеваются — меняют темные, траурные одежды на светлые, праздничные облачения.

Минуты, когда священник в белых одеждах читает Евангелие о воскресении Христовом, являются важнейшим моментом службы. Особенно прекрасно то, что, по традиции, женщины, молящиеся за Литургией, в этот момент также меняют темные платки на головах на светлые. 

После окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освящение пасхальных угощений – яиц и куличей.

В двенадцатом часу ночи в православных храмах совершается так называемая Полунощница — служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце этой службы священники переносят плащаницу с середины храма в алтарь. Там она останется до праздника Вознесения Господня.

Когда наступит полночь, в алтаре (он у православных знаменует небо) начинают петь стихиру. Поют ее трижды, каждый раз повышая пение на один тон. Когда пение начинается третий раз, священники выходят из алтаря и двигаются к центру храма. Когда они выходят в середину храма, все замолкает: и хор, и молящиеся.

И вот наступает самый волнительный момент Пасхальной ночи. Начинается трезвон колоколов. Весь народ и священство выходят на крестный ход из церкви и с пением «Воскресение Твое…» обходят вокруг храма. Во время шествия все однажды останавливаются у западных ворот храма, как будто бы у дверей гроба. Именно здесь, по Евангелию, мироносицы узнали весть о воскрешении. В этот момент колокола замолкают.

Настоятель церкви берет в руки кадило, ароматом ладана он окутывает всех молящихся и иконы. Потом берет крест в свободную руку и встает лицом на восток. Перед закрытыми воротами он начертывает кадилом знамение Креста и с приветствием к прихожанам «Христос Воскресе!» начинает следующую праздничную службу, Светлую утреню.

Двери храма открываются, молящиеся входят, чтобы принять участие в пасхальной заутрене. Эта служба продолжается примерно до 4 утра. 

После молитвы на аналое, перед иконой, изображающей воскресшего Христа, ставят Артос (хлеб, испеченный по специальному рецепту), который пробудет здесь всю Светлую Седьмицу. 
Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается. В храме разносится радостное пение, и под колокольный звон верующие подходят к Кресту Господнему. С торжественным, просветленным чувством все отправляются домой, чтобы принести близким известие о Воскрешении Христа — «Христос воскресе!» и услышать в ответ радостное «Воистину воскресе!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Христос воскрес! Воистину воскрес!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру