70-летний юбилей отмечает заслуженная артистка России Инна Станевич

12 мая в Краснодарском театре драмы состоится бенефис замечательной актрисы

Актриса от Бога, все свои роли она пропускала  через  сердце

12 мая в Краснодарском театре драмы состоится  бенефис замечательной актрисы
Фото: Вера Сердечная

«Мне бы актрису с таким голосом!»

С самого детства будущую артистку захватывало лицедейство. Года в четыре, увидев милиционера, который стоял на тумбе и регулировал движение, маленькая Инна поняла, что тоже должна привлекать внимание — стать либо милиционером, либо актрисой!

Она пошла учиться в ростовский театральный институт. До сегодняшнего дня Инна Станевич благодарна своему педагогу по актерскому мастерству Герману Михайловичу Гуровскому — и, конечно, многому научили театр и сам мэтр Михаил Алексеевич Куликовский. 

В краснодарский театр ее пригласил как раз Куликовский — по счастливому случаю. Будущая актриса училась на втором курсе, приехала в Краснодар, пошла на спектакль «Океан»… Друзья представили Инну режиссеру. Услышав от нее несколько слов, корифей кубанской сцены заметил: «Боже мой, какой голос! Мне бы актрису с таким голосом!» Он еще не знал, что перед ним студентка театрального. А узнав, пригласил после окончания института в Краснодар — «если за два года ничего не изменится». 

Погружение в профессию было стремительным. Случилось так, что краснодарский театр вез на гастроли премьерный спектакль, антивоенную драму «Сохрани мою тайну» по пьесе Вадима Собко. Но актриса, игравшая главную роль, внезапно оставила сцену. И тут Куликовский позвонил ростовской студентке (которая еще толком не успела окончить вуз) и сказал: «Детонька, если вы 4 июня не будете в Одессе, наш договор расторгается». Она взяла билет — и спустя десять дней уже играла премьеру. Играла на равных с заслуженными и народными артистами и сразу отстояла право на центральные роли. 

Полторы сотни ролей

Азы мастерства молодые актеры постигали благодаря Михаилу Куликовскому. Те его воспитанники, кто остался в театре, сегодня заслуженные и народные. Режиссер был не только уважаем, но и доступен, прост, к нему можно было обратиться за любым советом. И услышать в ответ его искреннее «Детонька!..» Как вспоминает актриса, «он был у нас и папа и мама. Знал, как и чем живет каждый из нас. В те годы нас было не вытащить из театра. Просто было так интересно. Работать, играть, жить на сцене, искать новое.Это был дом. Настоящий дом...» 

Инна Эдуардовна играла центральные роли в театре поры его расцвета. Гастроли по всему Советскому Союзу, в столице. Всюду аншлаги. Репертуар был огромен, ставили спектакли талантливые режиссеры.

Палитра ролей за полвека оказалась очень широка. Инна Станевич сознается: «Я люблю… все. Люблю играть в комедиях, трагедиях, острохарактерные и драматические роли. И мне очень повезло, потому что все это было на сцене». Ее талант проявляется с равной силой в образах особ королевских кровей (Гертруда, Клеопатра, Екатерина II) и несговорчивых красавиц (Диана в «Собаке на сене» Лопе де Веги), в острохарактерных персонажах (Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе», Белиса в «Хитроумной влюбленной» Лопе де Веги), в трагических (Васса Железнова), и так далее. Когда приходится играть на сопротивление, она радуется; ведь «все, что с первой полки, — малоинтересно».

Сколько было ролей? Как рассказывает Инна Эдуардовна, «когда за сотню перевалило, уже считать перестала. Некоторые спектакли даже забываю». Всего на краснодарской сцене ею сыграно более 150 ролей.

Смешно и грустно

Бывали, конечно, и смешные случаи. В телеинтервью актриса рассказывала: «Я играла в «Царе Салтане» — ту самую царицу, что родила богатыря. И когда я его родила, у меня была выходная ария: я должна с ребеночком подняться на трон. Этот «ребеночек», сверток, всегда ждал меня за кулисами. И вот я в очередной раз захожу за кулисы, — а «ребеночка»-то поднять не могу. Внутри было завернуто три железных груза, килограмм по двенадцать. Артист пошутил. Но музыка идет, мне надо выходить! И вот беру этот груз — и пошла… Как я гонялась потом за этим человеком по кулисам! Но хохотал весь театр».

Особая черта сценического обаяния Инны Эдуардовны — смелость, отсутствие зажимов. Она не боится экспериментов и с удовольствием пробует себя в самых необычных ролях: например, ее героиня в «Лавине» Т. Джюдженоглу — настоящий фрик.

А образ старой артистки Арины Аркадьевны в драме Я. Пулинович «Как я стал» одновременно и комичный, и трагический. Изначально она хотела отказаться от распределения, но режиссер Александр Огарев убедил ее, что она нужна именно в этой роли. Спорила о трактовке — и отвоевала собственное видение. И, на удивление, эта роль, где заслуженная артистка работает с театральной молодежью, стала одной из любимых и приносит ей «колоссальное удовольствие». Что уж говорить о зрителях!

Сегодня играет также в «Хануме» А. Цганарели, в «Покровских воротах» Л. Зорина, в «Женитьбе» Гоголя и в «Хитроумной влюбленной» Лопе де Веги. Но пять спектаклей — это, конечно, очень мало. Актер, как говорит Инна Эдуардовна, никогда не доволен количеством работы.

В ожидании бенефиса

Театр — особое служение. Принося большую радость, славу и любовь зрителей, он и многое отнимает. 

Прежде всего отбирает много сил, здоровья. На сцену актриса выходила в любом состоянии, и с температурой 39. Весь материал нужно пропускать через свое сердце, через нервы: но если этого не сделать, то не станешь хорошим актером. Сложно построить личную жизнь. Всю себя отдаешь театру, и редкий мужчина сможет мириться с этим, даже если он сам актер. 

Маловато времени оставалось на сына: конечно, возила с собой на гастроли, и мама, и бабушка помогали. «Я его не воспитывала, мы дружили», — говорит Инна Эдуардовна и вспоминает: в девять лет сын прочел собрание сочинений Шекспира. Вырос влюбленным в книгу. Сегодня сын, Денис Данильченко, — пресс-атташе футбольного клуба «Краснодар»; внук Алексей заканчивает спортивную академию, внучка Екатерина — старшеклассницы. Вся семья, вместе с невесткой Леночкой — страстные театралы. А как же иначе? 

И в то же время сцена многое дает. Она дает жизнь — другой жизни Инна Станевич не представляла. Главное, что сложилось так, как она мечтала.

Коллеги говорят об Инне Эдуардовне, что она — «один из вечных двигателей этого театра». А она признается: «Я не могу без него жить». 

Потому сегодня главная боль актрисы — это одинокое, обезглавленное состояние театра. Инна Эдуардовна с сердцем говорит: «Трудно и тяжело театру без художественного руководителя. Нет плана постановок. Мы стараемся сохранить спектакли, но театр так не может существовать: должен процветать, двигаться. Нужен человек, которому бы доверяли, за кем шли. Молодежи просто необходим руководитель, да и нам тоже. Причем это должен быть не случайный «варяг», как это у нас бывало. Прежде чем стать главой театра, надо поставить хотя бы пару спектаклей на большой сцене. Это боль моя, это мой единственный театр, болит душа, и болит сердце». 

А кроме того, театр драмы, единственный академический в нашем огромном прекрасном регионе, по мнению юбиляра, страдает от недостатка понимания администрации региона: «Жалко, что руководитель края ни разу не посетил ни одного нашего спектакля. Не будет внимания к культуре — куда мы скатимся?»

Через месяц, 12 мая, Инна Станевич собирает гостей: в Краснодарском театре драмы состоится ее бенефис. Актриса с партнерами сыграет отрывки из семи своих спектаклей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Театр-дом и театр-боль

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру