Спектакли из жизни казачества готовят краснодарские театры

На Кубани решили по-театральному отметить восьмидесятилетие образования края

На Кубани решили по-театральному отметить восьмидесятилетие образования края

Спектакли из жизни казачества, о подростках: какие главные премьеры готовят краснодарские театры в 2017 году.

Пока российские театры готовятся к столетию Октябрьской революции, на Кубани решили по-театральному отметить восьмидесятилетие образования края (и 225-летие начала освоения казаками кубанских земель). На круглом столе в ноябре прошлого года министр культуры Виктория Лапина высказала озабоченность тем, что на сценах края не идут спектакли из жизни казаков. Сказано — сделано: сентябрь 2017 года будет отмечен масштабными «казачьими» премьерами в крупнейших театрах Краснодара — театре драмы и музыкальном.

И это будут не социальные драмы, не острые документальные спектакли о жизни сегодняшнего казачества, а, как можно догадаться, юбилейные праздничные спектакли.

«Кубанские казаки»: 68 лет спустя

В театре драмы в сентябре запланирована премьера спектакля «Кубанские казаки» по пьесе Николая Погодина «Веселая ярмарка». Знаменитый фильм Ивана Пырьева в тяжелые послевоенные годы олицетворял мечту о счастливом и изобильном колхозном житье-бытье.

По легенде, название ленте придумал сам Сталин, которого картина вполне убедила: после первого просмотра он сказал: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». В 1956 году Хрущев обвинил фильм в лакировке действительности, и лента надолго исчезла с экранов. Критики говорили о бесконфликтности сюжета, о столкновении хорошего с лучшим. Посмотрим, получится ли преодолеть эту проблему в спектакле драмтеатра и где постановщик будет черпать силы для воплощения того имперского мифологизма, что пронизывает советский фильм. 

В качестве режиссера-постановщика приглашен народный артист России, лауреат «Золотой маски» Кирилл Стрежнев, главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии. Он сотрудничал со многими театрами страны, ставил и за рубежом. Режиссер не впервые работает в Краснодаре: в 2004 году он поставил оперетту «Холопка» на сцене Музыкального театра.

Другие постановочные планы драмтеатр пока не афиширует; очевидно, «Кубанские казаки» — главный отчетный материал. 

Кубанская казачья… опера

В музыкальном театре поставят оперу-сказ «Казачий кордон». Сюжетной основой стало либретто пера известного кубанского поэта Ивана Вараввы (1925-2005) — собирателя народных песен, одного из инициаторов возрождения Кубанского казачьего хора. Автор музыки — Владимир Чернявский, председатель краснодарского отделения Союза композиторов в России, автор сюиты-дефиле «Час казачьей славы», которая звучит в исполнении Кубанского духового оркестра каждое воскресенье в полдень у памятника первому казаку на улице Красной.

Опера посвящена переселению запорожского и черноморского казачества на Кубань. Владимир Чернявский вспоминал о том, как работал с автором либретто: «Уже с первых строчек я почувствовал что-то родное, кубанское от корней, с большой внутренней энергетикой и глубиной народной мысли:

На краю долины красная калина,
Это не калина — молода дивчина.
Молода дивчина казака любила,
Казака любила, в войско проводила...

После первой же строчки я почувствовал, как полилась мелодия, да и не могло быть по-другому, потому что у Вараввы все сразу просится в нотки, ведь он сам, сочиняя стихи, пел своим густым басом».

Поэт руководил созданием оперы: как писал Чернявский, «Иван Федорович — строгий критик, заставлял многое переделывать, а кое-что и заново переписывать. Для меня было удовольствие работать с поэтом, который «шкурой» чувствует, попал я или нет… Вспоминая последнюю встречу, я не забуду, как ему хотелось прослушать всю оперу, но состояние здоровье не давало возможности, и все же прослушали ее, но с перерывами, после чего он сказал: «Ну вот, теперь я вижу воплощенное либретто в музыке, и умереть не страшно… Давай, Володя, дальше сам пробивай постановку». 
Дирижером-постановщиком станет давно сотрудничающий с Музтеатром дирижер Мариинского театра Владислав Карклин; приглашен также режиссер из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В опере будет задействован ансамбль казачьей песни «Криница».

Настолько казачьей постановки Музтеатр, наверное, еще не видел. 

Жизнь, смерть, взросление: о подростках — по-честному

Продолжая курс на обновление репертуара и жанровых форм, в апреле Молодежный театр покажет премьеру по современной прозе. Молодой режиссер Павел Пронин (ГИТИС, учился у Л. Хейфеца и М. Чумаченко) ставит в собственной инсценировке роман Юханны Тидель «Звезды светят на потолке». Дебютный роман 23-летней шведской писательницы был удостоен многих наград, в том числе самой престижной литературной премии Швеции — премии Августа Стриндберга. Книга переведена на четырнадцать языков, по ней снят фильм. 

Это честная, правдивая история о потерях, о подростках и взрослых, и о взрослении.
Приведем отрывок из романа.

— Гляди, — мама показывает на потолок.
— Что? — Йенна почти задремала.
— Посмотри на потолок.

Йенна косится вверх. Сначала ничего не видно, глаза слипаются от полусна, но вскоре она различает звездочку. Такую же, как звезды в комнате Йенны. Мама уже давно решила взять с собой одну. Бедным медсестрам приходилось залезать на стулья, чтобы снимать и снова приклеивать звезду, когда мама переезжала из палаты в палату. Правда, в тринадцатой палате она лежит уже давно.

— Она со мной, — говорит мама.
— Ее почти не видно, — отвечает Йенна. — Она заметна только в темноте.
Йенна чувствует, как мама качает головой.
— Нет, — тихо произносит она. — Она со мной, даже когда светло. Есть вещи, которые остаются с тобой, даже когда их не видно.
Йенна смотрит на одинокую жалкую звездочку на потолке.
— Запомни, Йенна, — говорит мама. Проходит минута, Йенна поворачивается к маме: мама уснула».

Новая драма и немного античности

До конца сезона «Один театр» обещает три премьеры. 

Зрителей ждет спектакль по произведению одного из самых брутальных, популярных и неоднозначных авторов современной России — Захара Прилепина. «Ботинки, полные горячей водкой» ставит Виталий Борисов.

Как пишет литературный критик Алексей Татаринов, у Прилепина описан «образ укрепляющегося самосознания молодого героя, который выбирает быть, любить, защищать — не потому, что идеи так диктуют; сама жизнь в сознании персонажа требует служить ее созидательной простоте». В ролях — Алексей Мосолов, Михаил Хмыз, Дарья Женихова, Богдан Галась. 

Арсений Фогелев вернулся к трагической судьбе Медеи: на этот раз он ставит текст авторства Сенеки (62 г. н. э.). В трагедии римского философа-стоика главным лицом становится неумолимый рок, которому человек может противопоставить лишь несокрушимую твердость духа. Зрители «Одного театра» помнят «Медею» по тексту Жана Ануя; в новой постановке они увидят знакомые лица: Татьяну Башкову, Евгения Женихова, Татьяну Корякову, Ивана Чирова и некоторых других. 
Готовимся слушать страстный монолог обновленной Медеи:

Увы! Коснулись слуха песни брачные.
Не верю, до сих пор беде не верю я!
Лишив меня отца, престола, родины,
Здесь, на чужбине, бросить одинокую
Неужто мог Ясон? Меня, злодействами
Огонь и волны для него смирившую?..

Впервые после «Балерины из фаст-фуда» «Один театр» обратится к новой драме. Артем Акатов ставит пьесу Анны Яблонской «Где-то и около» (2007), отмеченную постановками в Уфе и Перми, Москве и Санкт-Петербурге. Текст смешной, трогательный, местами жесткий и вполне правдивый. Здесь начинающий писатель читает свой роман Достоевскому, герои фатально не умеют говорить о чувствах, а объявление в газету о знакомстве звучит так: «Детство в Первомайске. Колючие колготки. Солнечный луч. Бухгалтерия. Одиночество. Надежда». В ролях — Михаил Золотарев, Евгения Белова, Виталий Стеблецов. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: КАЗАКИ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру