Когда покупатель бывает прав

15 марта отмечают Всемирный день защиты прав потребителей

14 марта 2017 в 17:54, просмотров: 938

Четыре основных права потребителя: на безопасность,  на информацию, на выбор и  быть услышанным - сформулировал в 1962 году американский президент Джон Кеннеди  

Когда покупатель бывает прав
Фото: zakonforall.ru

С 1962 года международная общественность ежегодно отмечает День защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США. 

Тогда в речи американского президента были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на 
Впервые этот день отмечался в России в 1992 г. — после принятия Закона «О защите прав потребителей». В документе регулируются отношения между потребителями и продавцами товаров, работ и услуг. 

Основным защитником прав потребителей в нашей стране является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений, в том числе Краснодарскую краевую ассоциацию по защите прав потребителей.

«Ваш вопрос не распознан, позвоните позже…»

На Кубани под видом инноваций внедряют бюрократические формы обратной связи.

В Краснодарском крае «усовершенствовали» справочную телефонную службу «09». Если раньше на запросы отвечали живые люди, то теперь включается автомат. Зачастую можно услышать: «Ваш вопрос не распознан, попробуйте перезвонить позже».

Кому нужны такие ноу-хау? На этот и другие вопросы мы попросили ответить президента Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметову.

— Знаете, люди стонут от таких чиновничьих «инноваций». Нам говорят — все делается для повышения качества жизни. А этот простой пример, увы, говорит об обратном…

Любовь Ивановна, много потребителей обращается в вашу ассоциацию за помощью?

— В год поступает более 10 тысяч петиций от граждан. Но раньше их было гораздо больше. Люди стали, извините за выражение, более «замордованными». Все запуганы и боятся даже жаловаться. И к тому же настолько доверчивы, что прав своих не знают и знать не хотят — верят всему, что им говорят. Многие этим пользуются…

— На что чаще всего жалуются?

— Много обращений идет по замене счетчиков учета воды, газа и электричества. Регион наводнили заезжие предприниматели, которые под видом энерго— и газоконтроля ходят по домам и навязывают жильцам свои сомнительные услуги. 

Схема, к примеру, следующая: устанавливают новый электросчетчик и временную пломбу. Потребитель платит по нему, пишет запрос на сверку платежей и получает справку — задолженности нет. Позже человек с удивлением узнает, что должен 8-10 тысяч рублей за несанкционированное подключение. До этого энергоснабжающая организация о том, что у гражданина установлен неправильный счетчик, не информировала. 

А страдают, как правило, пожилые люди, которых даже не приглашают в суды, но взыскивают по судебным решениям немалые суммы за неплатежи. 

Общая сумма таких искусственных неплатежей по 2,5 тысячам пострадавших составляет сейчас уже более 20 миллионов рублей! А заезжие «коробейники», по нашим расчетам, получили за это свыше 6,5 миллионов рублей. На мой взгляд, здесь просматриваются отношения с признаками сговора.
Несколько другие схемы существуют при продаже сотовых телефонов.

Если товар некачественный, стараются его не менять, денег не возвращать. В лучшем случае делают вид, что якобы что-то обновили, в худшем, проведя сомнительную проверку (экспертизу), во всем винят покупателя. Мол, он сам повредил устройство. А ведь некоторые смартфоны стоят до ста тысяч рублей!

Много жалоб и на ЖКХ. Постоянно идут конфликты с управляющими компаниями, которые навязывают какие-то услуги, которые на самом деле никто не выполняет и не проверяет…

— Цены, скажем, на рынке тоже сейчас никто не контролирует?

— Судите сами: когда на Кубани такое было, чтобы в разгар лета огурцы продавались по 100 рублей за килограмм? Звоню в краевое управление потребительской сферы, а мне говорят, что цены на рынке не регулируются. Больше половины продукции — привозная. Мы лишены права выбирать, а высокая цена, как вы понимаете, вовсе не гарантирует качество… 

— Сейчас многие хотят отказаться от радио только из-за того, что неизвестно, как за него платить, — не каждый банк принимает такие платежи…

— Более того, от этой услуги совсем непросто отказаться! Был не так давно случай. Тарифы подскочили вдвое, и пожилой человек, участник войны, решил отказаться от радио. Написал заявление и перестал платить. Через два месяца ему звонят и срочно требуют погасить долг. Не понимаю: как у кого-то может хватать совести богатеть на ветеранских рублях?! 

— И как нынешняя власть реагирует на жалобы?

— Плохо реагирует. Раньше достаточно было обратиться, как принимались меры. Сейчас идут одни отписки, посылают всех в суд, который забит подобными делами. Законов много, масса исключений и подзаконных актов. Разобраться очень сложно. И контроля никакого нет, особенно в жилищно-коммунальной сфере…

Но за свои права надо бороться! И верить в справедливость! Я всех к этому призываю, а как же иначе жить?!

Мы же, со своей стороны, готовы оказать всем гражданам посильную помощь…

Что делать, если…
…Вам продали некачественную вещь 

Каждый имеет право приобрести нужный товар, воспользоваться необходимой услугой. Естественно, человеку требуется качественная вещь, с неистекшим сроком годности, без брака. Но часто возникают ситуации, когда товар продается некачественный. Как быть в этом случае?
У всех есть право на обмен товара и его возврат, но не все потребители это знают. Они могут до приобретения получить полную и исчерпывающую информацию о нем, а после покупки — обменять его на другой (равноценный), если в изделии были обнаружены недостатки. 

Причем возможна не только замена на товар идентичной марки или модели, но и обмен на любую другую вещь с пересчетом стоимости. При обнаружении брака потребители вправе вменить это в вину продавцу и потребовать уменьшить цену, по которой приобретается изделие. Если устранение недостатков невозможно за счет усилий продавца, покупатели имеют право потребовать возмещения расходов или отказаться от товара.

Важный момент: потребовать возврата суммы, уже уплаченной за покупку, можно лишь при наличии документов и кассового чека! 

Также у вас есть право предъявить претензии к продавцу, если брак или неисправность обнаружились в течение действия гарантии либо срока годности товара. Когда последний вообще не предусмотрен, претензии предъявляются в течение двух лет после покупки (если более длительные сроки не оговорены в договоре). 

Защита прав потребителей учитывает гарантийный срок с момента непосредственной передачи товара покупателю. Если невозможно установить день передачи, то срок отсчитывается с момента изготовления. 

Для сезонных товаров, таких как обувь или одежда, гарантийный срок считается с момента непосредственного наступления сезона, который определяется согласно климатическим условиям потребителя.

При продаже любого товара по почте срок будет исчисляться со дня доставки товара.

…Вы разбили товар в магазине

Вы пошли в магазин и, пробираясь между стеллажами, случайно задели стоящую посреди прохода пирамиду из бутылок с дорогим шампанским… Не спешите пугаться: все не так страшно! Не надо спешить выкладывать озлобленным продавцам последние деньги, чтобы остаток месяца пить воду из-под крана. Предлагаем информацию, которая позволит избежать финансовых потерь и поставит администрацию торговой точки на место.

Итак, запомните: ваша главная «помощница» — статья 1064 Гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети…». Здесь вам понадобится один замечательный пункт, где указано: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине…» 

Что это означает на практике? Если вы поскользнулись на влажном полу и столкнули стеллаж с тем же самым шампанским — вашей вины тут нет, наказаны будете не вы, а уборщица, которая плохо выжала тряпку. 

Если бутылка, скажем, оливкового масла ехала по транспортерной ленте к кассе и внезапно опрокинулась на пол, то вы также чисты перед законом. Или взяли банку маринованных огурцов с полки, а соседние банки почему-то «пошли» следом — вы опять же не обязаны оплачивать курсы обучения магазинного мерчендайзера. Товары, как известно, должны быть расставлены устойчиво и при необходимости закреплены на полках. Это чья-то работа, а не ваши проблемы! Чувствуете разницу?!

Следующий участник вашей «группы поддержки» — ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Согласно данному ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения…», расстояние между магазинными стеллажами не может быть менее 1,4 м. При этом чем магазин больше, тем шире проходы между полками. Приводим перечень стандартов: 1,4 м — при торговой площади до 100 кв. м; 1,6 м — при площади 100-150 кв. м; 

2 м — 150-400 кв. м; 2,5 м — 400 кв. м. То есть если в центре прохода сооружена пирамида из бутылок, которая стоит в проходе положенной ширины и затрудняет движение, а также плохо зафиксирована — виноваты, как вы понимаете, сотрудники магазина.

И, наконец, третья группа вашей поддержки — статья 203 Уголовного кодекса РФ. Она поможет вам, если в дело решит вмешаться охранник магазина. Как только он начал хамить, угрожать, хватать за куртку или пытаться обыскивать сумку, напомните ему об этой статье УК. Задор, вероятно, спадет, когда он узнает, что его действия караются лишением свободы сроком до 7 лет, да к тому же речь идет о превышении полномочий служащего ЧОП (частного охранного предприятия).

Все вышеперечисленные правила необходимо знать. Это поможет вам отстоять свою точку зрения в непредвиденной ситуации и избежать необоснованных обвинений.потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду…

Уловки, на которые мы попадаемся

Покупатели в магазине похожи на героя фильма «Шоу Трумана». Ежедневно за ними следит целая армия маркетологов и изучает их покупательское поведение, чтобы придумать еще более хитроумные приемы. Сегодня мы расскажем о ловушках, которые расставляют продавцы. 

Антирекламные лозунги

«Не покупайте эту куртку!». С таким призывом в «черную пятницу» появилась компания — разработчик технологичной одежды для активного спорта и отдыха. Этой рекламой бренд обращал внимание на защиту окружающей среды и призывал покупателей сократить потребление, покупать меньше всего, в том числе своей одежды. Продажи после этой акции выросли на 40%.

Ценовая приманка

Вам кажется этот товар слишком дорогим?! Это смотря с чем сравнивать! Подобный продукт-приманка, расположенный на соседней полке, работает на выгодное сравнение и помогает покупателю быстрее принять решение.

Ложные скидки

В магазинах часто висят зачеркнутые ценники, а рядом с ними новые цены. Такой ценник можно повесить, даже если реального удешевления не было. «Старую цену» делают на 20 процентов дороже, чтобы просто показать, что раньше стоимость была выше. Да и кто помнит, какая цена была раньше? Ложная скидка — это и когда нам предлагают, например, кофе с булочкой всего за 100 рублей. Если даже каждый из товаров по отдельности стоит 50 рублей, психологически нам кажется, что мы заключаем более выгодную сделку.

Внешний вид

Чтобы подчеркнуть свежесть продуктов и сделать еду более аппетитной и привлекательной, фуд-фотографы наносят капельки воды. Этим приемом также успешно пользуются продавцы овощей и зелени на рынках. Глядя на все это, мы тут же соблазняемся незапланированной покупкой.

Уменьшение размеров

Этот излюбленный прием крупных брендов и супермаркетов позволяет им сохранять стабильную прибыль без поднятия цены. Это касается продуктов — не все вглядываются, какой вес пакета, по привычке думаем — килограмм, а на деле — граммов 800-900. Вроде мелочь, а прибыль дает весьма приличную.

Эффект Грюэна

Виктор Грюэн разработал план первого в мире торгового центра закрытого типа. До него они представляли собой отдельно стоящие одноэтажные здания, связанные переходами. Архитектор объединил магазины под одной крышей и создал супермаркет-лабиринт.

Получился идеальный безопасный мир, в котором всегда тепло, светло, уютно, нет окон и часов. В торговом центре люди впадают в состояние дезориентации и легкого транса, забывают, для чего они пришли, и как будто теряют способность принимать здравые решения. Как результат — совершают импульсные покупки и тратят больше, чем запланировали.

Большая тележка

Покупатель потратит на 40 процентов больше, если возьмет тележку, а не корзину. Продукты первой необходимости — хлеб, молоко — находятся в конце торгового зала или даже в разных углах. Так вернее всего нагрузить покупателя по пути парой-тройкой ненужных товаров. Маршрут многих супермаркетов построен против часовой стрелки, что также приводит к незапланированным покупкам.

Антропоморфизм

Это когда предметы наделяют человеческими качествами, например, разговаривают с техникой, когда она не работает, дают имена автомобилям, беседуют с животными как с людьми. Мультфильмы «Тачки», «Миньоны» и лампа студии Pixar — все это удачные примеры антропоморфизма. Если торговая марка использует талисманы животных на упаковке еды, покупатели испытывают симпатию и сопереживают этим героям. Антропоморфизм увеличивает доверие к компании и продукту и, как следствие, повышает продажи.

Хитрая раскладка 

Верхние полки занимают менее известные марки, средние — «золотые полки» — отводятся под раскрученные бренды, нижние — под неизвестные компании и товары для детей. Аренда «золотых полок» стоит больших денег, и ясно, что она включена в цену, которую мы платим за товар. Чтобы не попасться на крючок, соблюдайте простое правило: прежде чем взять товар с центральной полки, сравните цены и качество продукции на верхней и нижней полках.

Удачных вам покупок!

 

Планета Android

Пожалуй, сейчас достаточно сложно найти человека, который бы никогда не пользовался смартфонами. Однако вы едва встретите того, кому известны все возможности этого очень полезного изобретения человечества. Сегодня мы решили положить конец неосведомленности и познакомить вас с самыми неожиданными функциями Android…

Самый легкий способ экономии энергии

Если в качестве обоев для вашего android-устройства вы выберите черный или другой темный фон, автоматическая подсветка пикселей отключится, и вы заметите, что телефон или планшет начал работать без подзарядки намного дольше. Пока что эта функция работает не на всех устройствах, но она есть, например, у большинства смартфонов. Проверьте!

Воспроизведение текста голосом

Эту статью можно не только читать, но еще и слушать — конечно, если у вас Android. Так что если вы из тех, кто предпочитает воспринимать информацию на слух, просто найдите в настройках пункт «Специальный возможности» и активируйте функцию голосового воспроизведения текста.

Удаленное управление 

Зайдите в меню «Настройки — Безопасность — Администраторы устройства» и в разделе «Удаленное управление Android» поставьте флажок напротив графы «Удаленный поиск устройств». Теперь если вы потеряете свой смартфон, то сможете восстановить все данные и заблокировать его.

Гостевой режим

Если вы хотите на время передать свой телефон другому человеку и при этом сохранить конфиденциальность всей личной информации, загруженной в смартфон или планшет, просто воспользуйтесь функцией «Гостевой режим». Проведите двумя пальцами по дисплею вниз и в открывшемся окне быстрых настроек нажмите на иконку пользователя, которая находится в правом верхнем углу. Тут же появится функция «Добавить гостя», и вы сами сможете выбрать, какие действия может совершать с устройством этот человек.

Экранная лупа

Люди со слабым зрением даже не догадываются, насколько сильно функция «Электронная лупа» может упростить их жизнь. Перейдите в раздел «Настройки — Специальные возможности — Жесты для увеличения». После этого вы сможете увеличить любой участок дисплея, просто нажав на него.

Модем

Для выхода в Интернет с разных устройств вовсе не обязательно покупать отдельный 3G-модем или другое устройство — с этой задачей прекрасно справится ваш смартфон. Просто в графе настроек «Беспроводные сети» выберите «Хот-спот» и поставьте флажок напротив пункта «Точка доступа WLAN». Это работает!

Управление движением головы

Иногда бывают ситуации, когда нам просто необходимо воспользоваться любимым гаджетом, но руки заняты или на улице так холодно, что совсем не хочется снимать теплые варежки. Что ж, и у этой проблемы есть решение! Установив бесплатное приложение EVA Facial Mouse, вы сможете управлять своим аndroid-устройством с помощью движений головы!

Скрытая игра

Начиная с Android 2.3 Gingerbread компания Google размещает на всех android-устройствах маленький подарок для пользователей, найти который не так-то просто. Откройте «Настройки» и перейдите в пункт «О телефоне» или «О планшете». Несколько раз быстро нажмите на пункт «Версия Android», и когда на экране появится маленький зефир маршмеллоу, быстро нажмите на него еще несколько раз. После этих действий откроется специальная мини-игра. Еще не нашли ее? Так чего же вы ждете?



    Партнеры