Насколько оправданы средства, которые тратят на ведущих спортсменов, выяснял «МК» на Кубани»
Финансовые проблемы футбольной «Кубани» и волейбольного «Динамо» привели к тому, что мы все чаще стали слышать истории о невзгодах, которые приходится переживать спортсменам. Игроки обоих клубов уже по шесть-восемь месяцев не получают зарплату. Они жалуются, что им не на что оплачивать жилье, рассчитываться по кредитам и вообще полноценно существовать. Нападающему «желто-зеленых» Владимиру Обухову приходится даже продавать имущество. А сколько вообще получают спортсмены в этих коллективах и насколько эти траты оправданны, решил разобраться «МК на Кубани».
Каждому свое
В общем-то, финансовые сложности краснодарских клубов отчасти связаны с тем, что зарплатная ведомость игроков и тренеров серьезно увеличивает размер их бюджетов. Неслучайно та же «Кубань» сейчас пытается разорвать контракты с самыми дорогими футболистами или же старается уговорить игроков пойти на понижение зарплаты. С этим связано взаимное соглашение «желто-зеленых» и полузащитника Арсена Хубулова о прекращении действия трудового договора. Игрок продолжит карьеру в махачкалинском «Анжи». Другие футболисты «Кубани» с высокой зарплатой были отправлены играть в дубль, не согласившись пойти на понижение суммы контракта. Среди них вратарь Евгений Фролов и защитник Роман Бугаев.
Сразу следует отметить, что суммы, которые получают футболисты или волейболисты, — дело сугубо индивидуальное. Гонорары профессиональных спортсменов зависят от их, можно так сказать, конкурентоспособности. В команде может играть один явный лидер, зарплата которого на порядок выше всех остальных коллег. В женском волейбольном «Динамо» с 2014 по 2016 годы таким игроком была нападающая-доигровщица Татьяна Кошелева. По слухам, годовой контракт чемпионки мира и двукратной чемпионки Европы обходился клубу в один миллион евро.
Кроме того, у каждого спортсмена могут быть прописаны индивидуальные условия дополнительной финансовой мотивации. Так, например, в контракте футболистов очень часто оговорены премии за каждый забитый мяч или даже за определенное количество попаданий в стартовый состав. Во многих клубах существует премирование всей команды в случае победы, что может также составлять существенную часть гонорара.
Как смотреть в глаза учителям и врачам?
Приблизительные общие расценки зарплат есть, но они, конечно же, весьма условны. Так, скажем, месячная зарплата футболиста, выступающего в команде Футбольной национальной лиги, там, где сейчас играет «Кубань», составляет около 300 тысяч в месяц. Это без дополнительных премий. Понятно, что в том же волейболе зарплаты игроков значительно скромнее, но и они на порядок превосходят среднюю заработную плату в крае и по стране. Тут следует напомнить, что многие краевые спортивные клубы — государственные и бремя их финансирования ложится на бюджет региона, за который эти коллективы выступают.
Ситуацию с разницей зарплат тех же футболистов и обычных граждан страны охарактеризовал глава Томской области и по совместительству президент самого бедного футбольного клуба премьер-лиги «Томь» Сергей Жвачкин.
— Как я могу смотреть в глаза врачам и учителям, которые получают по 36 тысяч, а наши томские футболисты — по 2 миллиона в месяц каждый? — заявил чиновник, рассказывая о решении проблемы задолженностей в клубе.
Не стоит забывать, что во многих клубах профессиональные спортсмены находятся на полном довольствии. Приезжим, как правило, снимается жилье, те же футболисты обеспечены регулярным бесплатным питанием.
Конечно, о зарплатах мы можем судить лишь по слухам, которые просачиваются в СМИ. Все суммы контрактов спортсменов, как правило, держатся в секрете. Эта традиция сохраняется даже в государственных клубах, на содержание которых тратятся бюджетные деньги, т.е. деньги, заработанные нами, налогоплательщиками. И отсюда вопрос — почему клубы скрывают зарплаты игроков, полученные из бюджетных средств?
Заслуженно ли мы получаем такие бабки?
Высокие зарплаты профессиональных спортсменов во многом вполне объяснимы. В клубном спорте, где тот же футболист или волейболист может перейти играть в команду любой страны, уже сложился глобальный рынок цен. И наши отечественные клубы также должны играть по его мировым правилам. Хочешь добиваться результата, завоевывать призовые места, выводить команду на более высокий уровень, необходимо приобрести игроков соответствующего класса. А за это надо платить, и немалые деньги... При этом следует отметить, что в целом гонорары в спорте в России заметно упали. Сказываются финансовые трудности, которые испытывает страна в последние три года.
Конечно, какие бы большие зарплаты ни получали наши спортсмены, это не означает, что клубы, заключившие с ними контракты, не должны выполнять взятые на себя финансовые обязательства. Стоит отметить, что профессиональный футболист мирового уровня — штучный экземпляр, которого не стоит равнять с обычным специалистом. О ситуации в спорте высоких гонораров хорошо недавно высказался нападающий сборной России и «Краснодара» Федор Смолов: «В принципе деньги, которые вовлечены в ту сферу, где я работаю, пропорциональны моей зарплате. Найти людей на свободное место бурильщика можно больше, чем профессиональных футболистов. Миллионы пацанов занимаются футболом, а играют на уровне сборной 30 человек. Футболисты ничего полезного миру не дают? Я согласен. Что вы хотите услышать? Заслуженно ли мы получаем такие бабки? Нет!»