Краснодарскому трамваю исполняется 116 лет

За вековую историю существования краснодарское трамвайно-троллейбусное управление превратилось в крупнейшее предприятие электротранспорта в ЮФО

Первый вагон проехал по улицам Екатеринодара 10 декабря 1900 года

10 декабря 2016 года — 116 лет с момента появления первого трамвая на улицах краевого центра
За более чем вековую историю трамвайно-троллейбусное управление превратилось в крупнейшее предприятие электротранспорта в Южном федеральном округе, главного городского перевозчика в Краснодаре.

Сегодня перевозки обеспечивает более чем 4-тысячный коллектив, ежедневно на линию выходит порядка 450 единиц транспорта, которые перевозят около 125 млн пассажиров в год, к примеру, как население Японии.
 Екатеринодар одним из первых в России обзавелся электрическим транспортом. Уже в конце XIX века в городе назрела необходимость в общественном транспорте. Платить по 20-50 копеек извозчику не мог позволить себе простой люд.

В 1886 году два екатеринодарских инженера обратились в городскую Думу с предложением проложить рельсы для конного трамвая от улицы Красной к вокзалу. Первый раз городские власти были вынуждены отклонить проект. С 1893 по 1897 год рассмотрено несколько предложений на эту тему, но только одна компания доказала свою дееспособность и внесла 15 тысяч рублей в ее подтверждение. Конкуренции не получилось, и новоиспеченные монополисты — «Генеральная компания тяги и электричества» из Парижа — начала монтажные работы.

С самого начала было принято решение о том, что трамвай сразу будет электрическим. С не очень выгодными условиями пришлось согласиться. Был заключен с Думой контракт, по которому компания в течение 40 лет должна была эксплуатировать трамвай, затем он передается во владение города. Стоимость трамвайного строительства была по тем временам огромной — 400 тысяч рублей. 
Главная трамвайная линия начиналась от Сенного рынка и проходила по Новой (нынешний район ул. Буденного и Красной) до Почтовой и ворот Городского сада (парк имени М. Горького). На пересечении улиц Красной и Екатерининской была пересадка на линию, ведущую к вокзалу. Проезд по главной ветке с правом пересадки на вокзальную стоил 5 копеек. Зарплата же рабочих составляла от 10 до 30 рублей в месяц. 10 декабря 1900 года состоялось открытие движения. После молебствия и произнесения праздничных речей почетные гости проследовали в пять вагонов, украшенных флагами. Движение началось по Екатерининской (ныне улица Мира), затем по Красной. У здания городской управы (дом № 42) через дорогу была протянута атласная лента. Ленту перерезала жена наказного атамана Е. Малама. Затем ленту перерезали еще на множество мелких кусочков и бросали в толпу.

Три первых вагона повели русские инженеры Островский и Татарчевский, третьим трамваем управлял главный инженер компании Дельтадо. Вечеров в здании 2-го общественного собрания (Красная, 64) для первых людей города был дан шикарный обед. 
Регулярное движение пятнадцатого по счету трамвая в России открылось на следующий день в 7 часов 30 минут. Новинка понравилась горожанам настолько, что в первое воскресенье чуть ли не весь Екатеринодар катался на трамвае. Пришлось присоединить по второму вагону. Горожане по достоинству оценили первый общественный вид транспорта. 
Жители отдаленных районов города неоднократно обращались к властям с просьбой пустить новые линии. В 1909-1911 годах были открыты линии на улицах Дмитриевской (Горького) в сторону Садовой и Медведовской (Кирова), по улице Кузнечной в сторону кожевенного завода. Большим событием стало открытие пашковской линии трамвая. В условиях бездорожья новый вид транспорта существенно улучшил жизнь горожан и жителей окраины. А самое главное — теперь эта линия не принадлежала «бельгийцам». У них появился серьезный конкурент — «Первое русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская». 
В 1909 году городская Дума заключила с товариществом договор о прокладке и запуске трамвайной линии от Нового екатеринодарского базара до рынка станицы Пашковской и 14 декабря 1914 года состоялось открытие нового электротрамвая Екатеринодар — Пашковская. 
После Гражданской войны сильно пострадавшее трамвайное хозяйство было восстановлено. Договор с «бельгийцами» аннулировали, и трамвай перешел в собственность города. Интересно, что до середины прошлого века трамвай ходил по улице Красной. Затем в один из коммунистических субботников весной 1949 года трамвайные рельсы были перенесены на улицу Коммунаров за один день! 
Конечно, горожане не всегда довольны работой городского трамвая, тем более что скоро вновь будут подняты цены на билеты. 
В суровую эпоху безумных автомобильных пробок трамвай остается самым надежным транспортным средством Краснодара.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Вся Япония в кубанском трамвае

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру