Скрипка-пила, гитара и флейта

Готовится к выходу новый альбом краснодарского музыканта Фридриха Занина

Мультиинструменталист, путешественник, отец-основатель легендарного рок-оркестра «Горнъ», участник всероссийского фестиваля «Нашествие» снова собирается покорять Европу

Готовится к выходу новый альбом краснодарского музыканта Фридриха Занина
Фото: Анатолий Цукахин

Среди друзей он просто Фред. Его выступления на пиле с группой «Smash» и актером Олегом Меньшиковым на «Голубом огоньке» на канале НТВ собрало тысячи просмотров в Интернете, а только в фейсбуке с ним дружат больше трех тысяч человек со всего мира. 
Потрясающая общительность и редкая природная доброта тянут к нему людей как магнитом. Музыкальная суперразносторонность позволяла Фреду успешно работать в ансамбле старинной музыки и исполнять Баха и Моцарта и гастролировать в составе краснодарского блюз-рокового бэнда «Old House». Музыка же его авторского проекта «Горнъ» — это лоскутное одеяла из джаза, фолка, рок-н-ролла, фанка, арт-рока и многих других стилей. Через его оркестр прошли музыканты «Аквариума», ДДТ, «Маши и медведей».
— Планирую выпуск нового, пятого по счету, альбома сразу после Нового года, — говорит он, — на этот раз своими силами, без спонсоров и продюсеров. Тираж будет небольшой и, скорее всего, подарочный. Раздарю все друзьям и знакомым. Бизнеса на дисках сейчас, в условиях глобального Интернета, не сделаешь, а творческий выхлоп у музыканта должен быть обязательно! 
С гитарой, флейтой и… пилой, которую он приспособил под музыкальный инструмент, Занин уже выступал в подземных переходах Парижа и Гамбурга, на площадях Кельна и Стокгольма, у небольших уличных кафешек Амстердама, Афин, Хельсинки и Осло. Гитарой, конечно, удивить избалованных европейцев трудно, флейтой тоже. А вот пила... Это да! Она производит впечатление, и тут доходы «в шляпу» многократно возрастают. 
— Играю много и разное, — продолжает Фред, — В мой репертуар входят вещи 
«Битлз», Эрика Клэптона, «Лед Зеппелин» и много классики. Конечно, не обходится и без русских народных. У пилы очень красивый звук, особенно при хорошей акустике. Но она — сложнейший инструмент, и далеко не всякая ножовка подходит для игры. Я перепробовал десятки, пока выбрал то, что надо. При извлечении звука необходимо чувствовать наклон и поворот полотна. Если неправильно зажал или не в том месте провел смычком (а именно скрипичным смычком высекаются из пилы звуки) — сыграл мимо нот. Наши пилы не годятся — метал плохой, не поет, я пользуюсь шведскими. 
Что касается уличной игры, то, как утверждает Фред, это достаточно напряженный и даже экстремальный вид деятельности, хотя и, несомненно, интересный. Не так уж просто встать посреди европейской стрит и «пилить».  
Иногда тебя могут ласково попросить отсюда милые женщины-полицейские в шортах и на велосипедах, как это было с Фредом в Амстердаме. А попытки строить глазки, улыбаться и тем более флиртовать с представительницами голландского закона чреваты пренеприятными последствиями в виде штрафа или даже тюремного заключения с последующим выдворением за пределы. Не на всякой улице и не в любое время можно играть. Тебя могут прогнать свирепые конкуренты, как это было в Кельне, ограбить местные панки, как это чуть не случилось в Париже (здесь пила выступила как средство самообороны), или вдруг нагрянет рэкет — неприятная вещь, причем от своих же русских в самом центре Европы, в Вене. И всякий раз нашему Фреду удавалось чудом вывернуться.
— Иногда проблемы начинались еще в аэропорту, — вспоминает музыкант. — Как-то в Шереметьево при осмотре багажа у таможенников возник вопрос по поводу пилы. Для того чтобы убедить проверяющих в том, что это не холодное оружие, а музыкальный инструмент, мне пришлось дать небольшой концерт прямо в зале аэропорта. 
В прошлом году Фред рванул в самую северную страну Европы — Норвегию. Она оказалась суперчистой, суперкрасивой, но не очень теплой и приветливой для чужеземца страной. 
— Несколько дней лил дождь,— рассказывает Занин, — деньги и оптимизм потихоньку заканчивались, а заработка не было. Я играл прямо перед королевским дворцом одним лишь гвардейцам охраны. И вдруг ко мне подбегает девушка и с криком «Здравствуй, Фредик!» бросается меня обнимать. О, дела! За тысячи километров от дома, в другой стране встретил землячку из Краснодара — Стеллу. Это был просто подарок судьбы. Она меня, конечно, отогрела, накормила, и я немного повеселел. 
— Жители Осло показались мне холодными и высокомерными,— продолжает Фред, — хотя сейчас я понимаю, что просто спокойная, размеренная северная жизнь их немного приморозила. Они медленно передвигаются, так же думают, пьют и едят.  Местные жители получают «крепкие» деньги, но для приезжего цены здесь смертельные. Три евро — батон хлеба, пять — пачка сигарет, визит в туалет — один. И еще, по нашим меркам, дисциплина у норвежских товарищей уж очень крутая. Плюнул мимо урны — будь добр оштрафоваться, бросил окурок не туда — пройдемте в отделение. Но все очень ласково, с тысячами извинений. 
Все эти вышеописанные суровые условия гастрольных поездок лишь закалили Фреда. И он продолжает экспериментировать в игре на гитаре, флейте и пиле. Последнее время, правда, дело осложнилось возросшей конкуренцией музыкантов. Но и это не пугает Занина: он закаленный и проверенный боец, уверенный в своих силах, и ему не страшно соперничество в виде немецких панков, французских рокеров и индийских ситаристов. Придет весна, и Фред снова засобирается в Европу. Там его ждут старые и новые друзья, благодарная публика и много незабываемых впечатлений. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Он «распилил» Европу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру