Театральный актер Равиль Гилязетдинов отмечает юбилей

25 июля мастеру сцены исполняется 65 лет

— Я московский Гамлет! — восклицает со сцены выразительный голос. А Градобоев из «Горячего сердца» грозно возмущается и машет руками. И там же Наркис — жеманный, коварный и себялюбивый. Все это — Равиль Насретдинович Гилязетдинов, заслуженный артист России и Кубани

25 июля  мастеру сцены исполняется 65 лет
Фото: личный архив

Творческая карьера Равиля Гилязетдинова  длится уже более четырех десятилетий. Выпускник Казанского театрального училища, а после — Ярославского театрального института, актер несколько лет играл в провинциальных театрах страны, прежде чем в 1978 году оказаться в Краснодаре, где он живет и работает до сих пор. На счету у актера десятки разных ролей. Еще в Казани публика запомнила его Васеньку из «Свидания в Предместье» и Дерамо в спектакле «Король-Олень» по Карло Гоцци. Его первую роль в краснодарском театре драмы имени Максима Горького — Мишу Бальзаминова из «Женитьбы Бальзаминова» Александра Островского в постановке Николая Никольского — высоко оценили кубанские театралы. Оригинальность трактовки образа удивила зрителей — а им было с чем сравнить: к тому времени вся страна посмотрела легендарную экранизацию 1964 года режиссера Константина Воинова с Георгием Вициным в заглавной роли. И признание зрителей значило много — в городе появился талантливый актер.
Потом были Хлестаков, Берия, вольтеровский Кандид из одноименного произведения, Мазарини из пьесы Александра Дюма-отца «Молодость Людовика XIV», Эдмунд Кин в постановке «Кин IV» Григория Горина — образы запоминающиеся, яркие.
На одном из спектаклей «Случай в метро» в постановке Геннадия Николаева актер в паре с Александром Катуновым так достоверно вжился в роль, что одна из шокированных действием зрительниц закричала на весь зал: «Неужели в зале нет мужчин, чтобы остановить этих двух хулиганов?!» 
— В таких случаях можно считать, что роль удалась, — с усмешкой говорит Гилязетдинов. — Помните, у Чехова: «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Я считаю, что оно должно выстрелить «максимально»! А это значит, конечно же, попасть цель. Добиться духовного воздействия на публику, перевести написанные драматургом реплики в эмоциональный диалог со зрителем, почувствовать дыхание зала, его отклик, потребность в этом диалоге — вот что требуется от актера!
Для этого нужно не только умение, но и большая трудоспособность, упорство, а подчас и выдержка. Эти черты характера Гилязетдинов воспитал в себе еще с первых шагов в театре. Этому его научили талантливые педагоги, опытные партнеры по сцене. А сильные волевые качества помог развить спорт, которым Равиль много занимался в юности. Актер в хорошей физической форме до сих пор, и это позволяет ему играть, заниматься режиссурой, преподавать актерское мастерство в Краснодарском государственном институте культуры и, конечно же, выступать в своих моноспектаклях.
Монотеатр, или театр одного актера, в творческой жизни Равиля занимает особое место: именно благодаря его стараниям жанр моноспектакля в крае стал заметен и приобрел своего зрителя. В театре одного актера Гилязетдинов работает уже двадцать лет. Первый спектакль артист показал в 1996 году на фестивале «Кубань театральная». Это была «Автобиография» Бронислава Нушича, за которую он получил первый приз. Затем появились моноспектакли «1900-й», «Территория закона» Александра Барикко, гоголевский «Портрет» и другие. За «1900-й» в 2003 году артист был удостоен главной актерской премии края — имени народного артиста СССР Михаила Куликовского.
«Моноспектакль — очень сложный, но в то же время удивительный жанр, — говорит артист. — Здесь я и режиссер, и художник, и музыкант, и сценарист, и исполнитель. И моя главная задача — это сокровенный разговор со зрителем!» Особенность моноспектакля в том, что декорации, бутафория и даже костюмы не всегда обязательны. Обязательно достоверное существование актера на сцене, умение его быть убедительным в игре и, конечно же, желание самого зрителя продолжить это живое и свойственное только настоящему театру общение! 
Когда смотришь спектакли Гилязетдинова, понимаешь — важна энергетика действа, выразить которую удается не только словами. Так, однажды кто-то из близких Равиля пригласил к нему на спектакль итальянца, не знавшего русского языка. После представления актер поинтересовался впечатлениями гостя о спектакле. «Вы напомнили мне Эдуардо Де Филиппо (известный итальянский драматург и актер XX века)», — сказал итальянец. Но больше всего удивило то, что иностранец, не зная языка, понял и эмоционально воспринял как содержание, так и смысл постановки. 
Поначалу Равиль показывал свои моноспектакли только на фестивалях «Кубань театральная», но со временем с помощью энтузиастов-единомышленников ему удалось получить сцену, где можно было свободно репетировать и выступать. 
Однако, по мнению Равиля, недостаточно иметь площадку, ей важно дать необходимую для настоящей деятельности театра эксплуатацию. Сейчас его моноработы можно увидеть в краснодарском «Одном театре». Он был организован в 2012 году артистами Краснодарского театра драмы имени Горького Алексеем Мосоловым, Арсением Фогелевым и Виталием Борисовым. Этот театр антрепризы уникален тем, что в нем допускается возможность работы актеров самых разнообразных театров и театральных групп нашего города. И здесь же наш герой успешно восстанавливает свои прежние спектакли и работает над новыми проектами, которыми в будущем надеется порадовать кубанских зрителей. И в этом у него есть единомышленники как среди актеров, так и из числа молодежи, которую он обучает. Они-то во многом и помогают мастеру сцены.
Воспитывать будущих артистов — непростое и ответственное дело, но и здесь у Равиля достаточный опыт. Один из первых учеников — его сын Александр, который уже больше десяти лет успешно выступает на сцене краснодарского Нового театра кукол ТО «Премьера». 
Осенью у юбиляра очередной театральный сезон, в котором наверняка будут новые роли, интересные творческие открытия и, конечно же, зрители, для которых он работает и без которых не существует ни единого актера.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 20 июля 2016

Заголовок в газете: «Ружье на сцене должно попадать в цель!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру