Молодые краснодарцы снимают фильм о современных казаках, чтущих традиции

Ключевая роль отдана реконструкции сражения на Ольгинском кордоне.

Хутор Тиховский Красноармейского района. Некоренное население Кубани вряд ли знает, откуда произошло его название. Не ведала и автор этих строк. Предполагалось, что название населенный пункт получил либо по имени владельца, либо благодаря кроткому нраву местных жителей

Ключевая роль отдана реконструкции сражения на Ольгинском кордоне.
Слева направо: Игорь Васильченко и Александр Чернявский. Фото: личный архив

 В действительности хутор носит фамилию казака Льва Тиховского. В 1810 году тут неподалеку, на пятачке у Красного леса между реками Кубань и Протока, развернулось сражение. 200 казаков, которыми руководил полковник Тиховский, задержали четыре тысячи горцев. Сам офицер погиб в рукопашной битве. Об этом мне рассказали молодые краснодарцы Саша Чернявский и Глеб Ростиславский. Студент 4 курса факультета телерадиовещания, театрального и изобразительных искусств Краснодарского государственного института культуры и его друг-художник сейчас снимают документальное кино. В нем ключевая роль отдана реконструкции сражения. 20-минутную ленту молодые люди создают на собственные средства и те, что собрали, пустив шапку по кругу.

Увлеченные историей
Первый вопрос, который задала парням: «Почему казаки?» У современной кубанской молодежи, хоть она и живет в «казачьем крае», другие проблемы, иные герои. Как только ребята заговорили, стало ясно, что они по-настоящему увлечены темой. А знанию истории своего рода оставалось только позавидовать.
— У меня прабабушка по материнской линии была терской казачкой. Звали ее Анна Кравченко. Сам я родился в городе Душанбе Таджикской СССР, но в 1992 году родители переехали в Адыгею. Мне интересна казачья культура. Считаю, это уникальное российское явление. Еще интересуюсь историей. Но не той, что общеизвестна, а чтобы покопаться в архивах, тонкости узнать, — рассказывает Глеб, соавтор сценария.
— А я из хутора имени Крупской Красноармейского района. Он очень маленький — в школе учится около 200 детей. Дома с детства слышал про казачьи корни. Мой прапрадед Кирилл Чернявский жил в станице Старонижестеблиевской, был родовым казаком. В 30-е годы семью лишили имущества и выслали на Урал. Чернявские считались зажиточными людьми, так как единственные в округе имели паровую английскую мельницу. Знаю, что после одна из прабабушек шесть лет возвращалась на Кубань, работала зимами у чужих людей. Фотографию Кирилла Чернявского, где он с другими казаками, я не раз видел в хуторском музее. Однако осознанный интерес к истории рода возник только сейчас, во время работы над фильмом. Я даже перевернул чердак и нашел еще одну фотографию предка. На снимке Кирилл Чернявский изображен с женой. Имя ее, к сожалению, неизвестно.

Вдохновили люди
Как объяснил Саша Чернявский, он намеревается показать представителей разных казачьих обществ (в том числе и нереестровых), людей разной веры, которые расскажут, почему они считают себя казаками, на кого равняются. Одни изучают культуру сословия, другие обучают детей владению шашкой, третьи участвуют в военных сборах. Но все это казаки, потому что по-настоящему живут этим.
— Концепция фильма: современные казаки такие, потому что им есть на кого равняться. А равняемся мы на сотню Льва Лукьяновича Тиховского. Я с детства ходил в хуторской кружок «Казачок». Мальчишек там учили метать спортивный нож, разбирать автомат, давали общее физическое развитие. В возрасте примерно 12-13 лет впервые поехал на «Тиховские поминовения» и узнал историю казачьего офицера. Потом ездил туда ежегодно. Сейчас заканчиваю четвертый курс. Фильм — это моя курсовая работа. Однако он заинтересовал стольких людей, что давно вышел за рамки вузовского задания. Преподаватель Дмитрий Николаевич Семибратов  разрешил сдать законченный материал позже положенного срока. Планируем завершить работу к середине августа.
Человеком, вдохновившим краснодарца на фильм, оказался 23-летний житель станицы Новодмитриевской Игорь Васильченко. Игорь женат, воспитывает дочь. «Он современный казак: знает свои корни, помнит традиции, понимает, для чего живет», — уверил Саша.
— Игорь — ремесленник. Он делает деревянные игрушки, а жена их расписывает. Когда приехали познакомиться, к нам вышел человек, похожий на Лермонтова. Невысокого роста, с усиками. Когда увидели его дом внутри, были поражены. Комнаты — как светлицы: белые стены, расписанные собственноручно, вязаные половики, настоящая печь и домашняя выпечка, — восторженно добавил Глеб.
Кроме диалогов с Игорем Васильченко в фильм войдут интервью с казаками из разных уголков края — из Абинского района, хуторов имени Крупской и Трудобеликовского. Также будут кадры с фестиваля «Казачья лава». Посвященный традиционной казачьей культуре, он проводился в начале мая этого года в станице Сенгилеевской Ставропольского края.
— Еще хотим, чтобы в фильме снялся настоятель храма станицы Старонижестеблиевской отец Никифор. Он служит в этих местах около года, но уже инициировал строительство церкви. Хотим, чтобы он исполнил роль духовника, благословляющего казаков на бой.

Глеб Ростиславский. Фото: Елена Орловская

Шаг в прошлое
Интересно, что изначально друзья собирались построить сюжет фильма вокруг мальчика, который готовится к «Тиховским поминовениям». Ребенок должен был посещать конную школу и, конечно, интересоваться подвигом казачьего полковника. Однако такого мальчишки в реальной жизни (чтобы все было по-настоящему) друзья не нашли. «Не потому, что его не существует, — просто не хватило времени на глубокие поиски», — горячо уверяли меня друзья. Реконструкции сражения у Красного леса, напротив, по-прежнему отдана ключевая роль. Напомним, в начале XIX века полковник 4-го конного полка Лев Тиховский командовал Ольгинским кордоном — небольшим пограничным пунктом, входившим в цепь укреплений по правому берегу Кубани. Эта линия защищала русские земли от нападения горцев (шла очередная русско-турецкая война, — прим. ред.). К кордону вели глубокий ров и вал, на котором находилась вышка с высоким столбом, обмотанным соломой. В случае приближения горцев караульный поджигал «маяк», давая знать о нападении. Гарнизон Ольгинского кордона состоял из 148 человек и легкой пушки. В ночь на 18 января 1810 года горцы начали массовую переправу через Кубань по льду. Нарушение границы первым обнаружил сотенный есаул Иван Плохой. Бой 200 казаков (50 пришли на помощь Ольгинскому кордону) с горцами длился четыре часа.
Когда у казаков закончились патроны, Тиховский отдал приказ: «В ратище!» — «В рукопашную!» В итоге командир полка был порублен неприятелем, а с ним еще шесть офицеров. Сегодня известны их имена. Это хорунжий Иван Кривков, зауряд-хорунжий Григорий Жировой, сотенные есаулы Федот Гарнага, Василий Черный, Михаил Нестеренко и Семен Шкуропацкий. Всего погибло 140 родовых казаков, в том числе мальчик — сын полка. Количество убитых горцев превысило полтысячи. В итоге из-за больших потерь они вернулись за Кубань.
23 ноября 1869 г. на братской могиле ольгинцев установили большой каменный крест. В начале XX века он был снесен — могилу восстановили только в 70-х. С 1991 года ежегодно проводятся памятные мероприятия, получившие название «Тиховские поминовения».

С миру по нитке
К слову, сцену сражения горцев с казаками ребята частично снимали 17-19 июня. Участвовали около 30 человек, в том числе члены клубов исторической реконструкции Армавира, Краснодара и Анапы. Роль Льва Тиховского негласно была отдана краснодарцу Сергею Беде, специалисту по раннему Средневековью.
— Хочу сразу отметить, что мы никого не персонализируем. Все условно. Сама реконструкция будет иметь исторические неточности. Например, Кубань давно не замерзает, поэтому воссоздать переход горцев через реку по льду при всем желании не получится. Или вот винтовки удалось раздобыть только такие, которые были в 1914 году, — отметил Глеб Ростиславский.
— В нашем фильме реконструкция не является иллюстрацией. Это способ создать атмосферу, — уточнил Чернявский.
Известно, что сцену с конницей еще предстоит снять. В дни съемок стояла такая жара, что животных на площадку не рискнули везти. Сшить костюмы и выточить сабли помогли родители. Отец Саши, Григорий Чернявский, по образованию художник, но владеет и кузнечным делом. На бензин, материалы собирали всем миром, создав группу во «ВКонтакте». На подготовительный и съемочный процесс ребята уже потратили больше 20 тысяч рублей. Из них 10 прислала неравнодушная женщина. Краснодарцы не знают ее фамилии, переживают, что не могут поблагодарить лично. Впрочем, узнать, что деньги потрачены на дело, меценат сможет из группы «Меж двух рек» (по названию фильма). Все, кто хочет поддержать проект, могут также присоединиться к сообществу в соцсети.
— Название фильма имеет географический смысл. Напомню, сражение у Ольгинского кордона произошло между реками Кубань и Протока. Также есть философский момент. Как Протока берет начало из Кубани, так современные казаки «ответвляются» от предков, сохраняя традиции, — поделился Глеб.
— Сегодня, на наш взгляд, казаки не помнят историю и не знают своего будущего, — продолжил Саша. — Вообще мы благодарны всем, кто поддерживает нас. Не ожидали…. Графическим оформлением займется профессионал Андрей Чибисов, а музыкальные композиции предоставит московский фольклорный ансамбль «Казачий круг». Его руководитель Владимир Скунцев принимал участие в съемках сериала «Тихий Дон» Сергея Урсуляка.

Что дальше?
Ребята объяснили, что продолжительность фильма не превысит 20 минут. Во-первых, они очень неопытны, чтобы замахиваться на более длинное кино. Во-вторых, такой хронометраж позволит участвовать в фестивалях. Среди них — «Молодой киновек», который много лет проводят в Краснодаре, Bridge of Arts (Ростов-на-Дону), «Святая Анна» (Москва). Неважно, победят или нет. Главнее другое. «Как минимум, участники съемок узнали, кто такой Лев Тиховский», — считают ребята. 
А вот что говорят причастные к работе.
Дмитрий Семибратов, выпускник ВГИК, преподаватель Краснодарского государственного института культуры.
— Изначально, я дал задание сделать документальное кино с элементами реконструкции. Во что выльется работа, не знаю, ведь фильм рождается на монтажном столе. Но точно — планку Александр взял высокую.
Александр Шепель, атаман хуторского казачьего общества «Гаркушин кордон» Таманского отдела ККВ:
— Мне приятно, что работа нашего Саши нашла отклик у стольких людей. Студент отнесся к задаче со всей серьезностью. Перелопатил много материала в книгах и Интернете. Он снимает не просто на каком-то поле, а на месте, где происходило сражение 1810 года. К тому же задействованные лица не актеры, простые люди. Парень всех нас заразил своим энтузиазмом. Мне почти 70 лет, а я послушно выполнял указания юного режиссера, например, стрелял из ружья, изображая защитника кордона. Мой внук Олег также попал в кадр. Он сыграл посыльного, который бежит по берегу Кубани и предупреждает о набеге горцев. Олегу идет 13-й год, а он уже хочет быть как Саша.
Сергей Беда, реконструктор краснодарского клуба «Южное княжество»:
— Признаюсь честно, о Льве Тиховском, сражении у Ольгинского кордона впервые услышал от Саши. Заинтересовавшись, прочел не один исторический документ.
Напомним, фильм должен быть закончен к середине августа. Ребята намереваются показать его в одном из краснодарских кинотеатров, на премьеру пригласят всех, кто участвовал в процессе. Есть и планы на будущее. Чернявский и Ростиславский собираются снять фильм об утиной охоте. Они намерены показать обратную сторону медали. Главным героем будет не добытчик, а человек, много делающий для сохранения природы. 
.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Меж двух рек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру