Физкультурный центр "Баско" в Геленджике могут закрыть

Организация существует в городе 17 лет

Уезжала я из Геленджика с ощущением недосказанности. Причем недомолвки со всех сторон

 Организация существует в городе 17 лет
Сергей Тархов. Фото: Елена Орловская

«У детей решили забрать помещение, которое они сами построили из руин, выселяют на улицу». Редакции, наверное, всех краевых СМИ получили такие письма от Центра развития физкультуры и спорта Геленджика «Баско» и Кубанской казачьей спортивной школы в его составе. 
Их стали рассылать с февраля. В жалобе в «МК» на Кубани» написали, что администрация города расторгает с организацией договор пользования помещением в цоколе по адресу: микрорайон Северный, 12. Согласно документам, организация существует в подвальном этаже дома с 1999 года. Городская администрация тогда сама поспособствовала созданию данного центра. 
Вот уже июнь, а противостояние продолжается. Да еще какое! Директор «Баско» Сергей Тархов уверяет: в Интернете и СМИ накопилось слишком много недостоверной информации о центре. Чиновники, в свою очередь, настаивают на другом. Дескать, в «Баско» только прикрываются детьми. А на деле — решают свои задачи и погрязли в долгах за коммунальные услуги. Корреспондент «МК» попыталась разобраться в ситуации.

Цоколь энтузиастов
«Самое важное — здоровье», «Самое грязное — врать», «Самое прекрасное — иметь мечту и стремиться к ней». Плакат с такими мыслями украшает входную дверь центра. Попадаю в «прихожую», которая служит для воспитанников также раздевалкой. На пороге встречает мужчина лет 45. Высокий, крупный, с бородой. Это Сергей Анатольевич Тархов, директор «Баско». Предупредила о приезде, но в глазах читаю недоверие. Сразу протягиваю удостоверение. 

Плакат с такими мыслями украшает входную дверь "Баско". Фото: Елена Орловская

Наш разговор продолжается в большом зале. Тренирующихся нет. Еще по телефону Тархов предупредил, что по вторникам воспитанники приходят в центр к пяти часам вечера. Я же могла встретиться только днем и попросила специально никого не созывать. Не хотелось, чтобы «на показ». Обращаю внимание на стены, сплошь увешанные грамотами. Читаю: «За плодотворное отрудничество с ДОСААФ России в вопросах допризывной подготовки молодежи к службе в ВС», «За активный вклад и непосредственное участие в ликвидации последствий наводнения в г. Крымск». Не могла не заметить и огромный плакат «Конный переход казаков Юга России, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне». Оказалось, в прошлом году Тархов и две сотрудницы центра прошли верхом полторы тысячи километров из Волгограда в Севастополь. 

— Сегодня центр «Баско» совмещает в себе ДЮСШ по силовым видам спорта, спортклуб инвалидов, физкультурно-оздоровительный клуб и казачью школу. Мы ее открыли в 2010 году. Это конные походы, джигитовка… — объясняет Тархов.

Впервые о создании спортивного клуба Сергей Анатольевич, по его словам, задумался еще в армии. В конце 80-х он появился. Просуществовал шесть лет, занимались больше 100 детей. А потом хозяин-частник попросил освободить помещение. Через несколько лет Тархов, будучи депутатом городской Думы, обратился к Николаю Озерову, мэру Геленджика. Выделили большое помещение в цоколе пятиэтажки.
По словам Сергея Тархова, подвал находился «в удручающем состоянии». Согласно акту от 25 января 1999 года, здесь не было стяжки на полу, окон и решеток, дверей, сантехники, канализация в аварийном состоянии, а вся электропроводка требовала замены. 

Центр "Баско" вырос из подвала. Фото: Елена Орловская

— Вместе с детьми трудились много. Одного мусора вывезли 12 машин, а песка и цемента потребовалось 25 тонн. Создали светлые уютные залы. Так и назвали центр — «Баско». 

Согласно словарю Даля, это наречие, производное от слова с русского Севера «баский, баской». (Предки Тархова жили в Архангельской области, — прим. ред.) Означает оно — красивый, хороший, добротный. 

В центре есть все для занятий, в том числе место для метания ножей, стрельбы из винтовки, боксирования. Договор пользования помещением с администрацией, которая стала соучредителем центра, был заключен на 17 лет. 11 марта этого года он истек. В феврале Тархов предложил городской власти пролонгировать соглашение на 49 лет, но получил отказ. В ответе чиновников значится, что «объект необходим для решения вопросов местного значения». Однако Тархов видит другие причины закрытия. Даже не краевого — всероссийского масштаба!

— Нас уничтожают как идею. Покажите мне в России или на Кубани пример, где дети сами себе построили школу. Сегодня складывается страшная ситуация в стране. Идет замещение. Настоящие, сильные патриотические казачьи организации уничтожаются. Им на замену приходят имитаторы, которые только изображают активность. 

Долги регрессом

Не могла я не спросить, что за поток «недостоверной информации» льется на центр. Оказалось, первый камень преткновения — коммунальные услуги. В частности смутил момент платы за общедомовые нужды. В местной газете прочла комментарий Артема Гармашова — главного инженера УК «Север» Геленджика. Мол, «центр «Баско» не оплачивает никакие ресурсы и услуги управляющей компании». Меж тем Тархов умело судится и все долги адресует соучредителю — администрации города. Та же история по электроэнергии и теплоснабжению. Руководитель собирает все бумаги, справки, счета — их у него не меньше, чем грамот.

Администрация Геленджика имеет на это свой юридический взгляд. Чиновники сообщили, что по решению судов погасили долги. Однако считают, что «Баско» должен платить сам, поэтому собираются возвращать деньги через суд. В порядке регресса. Так, тот же краевой Арбитражный суд обязал «Баско» вернуть администрации больше 92 тысяч 
рублей из 150, заявленных в иске. Копии документов есть в редакции.

Один из залов центра. Фото: Елена Орловская

Дети и взрослые
В СМИ можно прочесть: «Жители дома требуют освобождения подвала, так как никаких занятий с детьми там не проводится». «Общее мнение» подписано Светланой Яковлевой, старшей по дому № 12. Оказалось, квартира женщины находится на первом этаже, прямо над «Баско». Но Светлана Алексеевна подтвердила, что именно Тархов навел в подвале порядок. Однако она назвала директора «букой», «каким-то чужим», про детей сказала, мол, «ходят, но такое ощущение, что он каждую весну новых набирает».

А вот какой комментарий дал мне о центре квартальный Александр Македонский: «Предприятие действует, когда надо, когда журналисты приезжают…» Говорят еще, что подвал по вечерам часто посещают какие-то взрослые, он чуть ли не сдается в аренду.

Зал для метания спортивных ножей. Фото: Елена Орловская

Связалась я и с ранее тренировавшимися в «Баско». Это Татьяна Гайнуллина, Сергей Потапов и Людмила Калиновская. Тархов восторженно показывал мне награды спортсменов, а их мнения о центре оказались негативными.
— Ушла, так как слишком тяжелая, нетерпимая психологическая обстановка. Это не похоже на школу, зал. Да, упражнениями занимаются, но свой уклад, правила. Например, неспортивные разговоры запрещены, отрицание всего неславянского, нам начали даже диктовать, какую музыку слушать, — отметила 52-летняя Татьяна Гайнуллина.
— Национальности, кроме русской, там не приветствуются. Тархов заморочен на казачестве. Он нашел меня как готового спорт-
смена, а говорит всем, что с азов поднял, — обижается 26-летний Сергей Потапов.
Неприятие «инородцев» отметила и Людмила Калиновская. К слову, в 2011 году она выиграла Кубок России по пауэрлифтингу. Впервые в истории Геленджика таких успехов добилась спортсменка с ограниченными возможностями здоровья. Награда сейчас находится в центре. «Мне сказали, желательно, чтоб диплом и медали остались там», — говорит Людмила.


Позвонила я и в муниципальный центр спортивно-массовой работы с населением «Прометей». Сюда из «Баско» перешли Гайнуллина, Потапов и Калиновская. И именно «Прометею» чиновники собираются отдать спорный подвал — «чтобы организовать бесплатные физкультурные занятия для всех слоев населения». 

К слову, «Баско» обвиняют еще и в том, что центр ни разу не принял участия в городских спортивных мероприятиях. Как рассказал на встрече с общественностью микрорайона Северного тренер «Прометея» Керим Гурбанов, на одно из предложений провести совместные состязания Тархов ответил: «Мы не соревнуемся, мы убиваем».

Сам Тархов уверяет, что у него охотно занимаются люди, причем разных национальностей. По его словам, «Баско» бесплатно посещают все 36 детей. Правда, полных списков мне так и не показали. В итоге на электронную почту прислали несколько контактов родителей и сотрудников. Мол, большинство не дали согласия «на обработку персональных данных». Позвонила троим согласившимся. Их дети посещают занятия несколько месяцев и без денег.
— Таких школ надо сделать побольше, чтоб ребята не слонялись по улицам. Они там ухаживают за памятником Неизвестному солдату, занимаются конными прогулками. 11-летний сын посещает центр с февраля, ему нравится, — поделилась Елена Мещанова.

У центра много грамот за разные достижения. Фото: Елена Орловская

Казаки или нет?
Еще один неясный вопрос — казачья школа «Баско» или нет? По мнению властей, центр только позиционирует себя так. На самом деле к казачеству не относится, школой не имеет права называться. 
— ГГЦ РФС «Баско» не включен в государственный реестр казачьих обществ РФ, сведения о проводимой с воспитанниками работе, участии в соревнованиях администрации не предоставляются, в мероприятиях муниципального уровня организация не участвует, — пояснила редакции заместитель главы Геленджика Татьяна Константинова.

Есть у нас и копия ответа центру «Баско» от краевого департамента по делам казачества и военным вопросам от 23 марта. В нем написано: «Кубанское казачье войско не имеет официальной взаимосвязи с центром». Мнения от казаков услышала разные.

Константин Зырянов, атаман Геленджикского районного казачьего общества ККВ:
— Мы начинали сотрудничать, но перестали. Потому что сами не контактируют. Они не члены казачьего общества. На наш взгляд, то, чего хотят, — «показать себя». Мол, мы приехали, а вы нам грамоту. Мы же не падкие на это.

Атаман Лабинского отдела ККВ Виктор Верзунов сказал: «Два последних года они участвовали в военно-полевых сборах очень продуктивно. Приезжали за свои деньги. Мы хотели компенсировать, но они не хотели брать. Приезжали Тархов и девчата. Такой урок преподали! Можно позавидовать бравости, владению саблей, ножом. А в прошлом году «Баско» выезжал в Новокубанский район помогать, когда была объявлена ЧС».

Атаманы Таманского отдела ККВ Иван Безуглый и Ейского отдела ККВ Николай Глиняный отозвались о «Баско» уважительно.

В Екатеринодарском отделе говорить с нами отказались. В поисках ответов я звонила даже в Крым. В Геленджикском районном казачьем обществе мне показали письмо от крымчанина, владельца ЛПХ Ивана Соленых. Он просил разобраться с Тарховым и его помощницей Анной Тюнькиной. Мол, взяли лошадей для конного перехода под расписку, а деньги за них вернули в неполном объеме. Это дело рассматривал суд. Он отказал Соленых в иске. Сам Иван Иванович говорит, что больше о «Баско» слышать не хочет: «Люди со мной поступили неправильно, меня кинули».

Вместо послесловия
Уезжала я из Геленджика с ощущением недосказанности. Причем недомолвки со всех сторон. Мэрия подала иск в краевой Арбитражный суд о расторжении договора с «Баско» и освобождении подвала. Тархов уже съездил в администрацию края на прием. А вот с властями Геленджика никак контакт не установится. 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2016

Заголовок в газете: "Баско" не любо

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру