На форуме в Краснодаре обсудили перспективы малого и среднего бизнеса

Форум собрал полторы сотни участников

Темы обсуждений, семинаров и мастер-классов звучали достаточно интересно: стратегия развития малого и среднего предпринимательства, перспективы инновационного бизнеса, новые финансовые инструменты и построение системы эффективных продаж

Форум собрал полторы сотни участников
Фото: Денис Яковлев

В день российского предпринимательства городские власти собрали бизнесменов в выставочном комплексе «Экспоград».
Восьмой форум малого и среднего бизнеса проходил под слоганом «Краснодар — город для бизнеса» и, по данным организаторов, в этом году собрал полторы сотни участников. Это не так уж много, если учесть, что участие было совершенно бесплатным. 
Темы обсуждений, семинаров и мастер-классов звучали достаточно интересно: стратегия развития малого и среднего предпринимательства, перспективы инновационного бизнеса, новые финансовые инструменты и построение системы эффективных продаж. 
Но, похоже, некоторые предприниматели сочли, что словами делу не поможешь, и решили не тратить время на дискуссии.
Попробуем понять: много ли они потеряли?

Себя показать, на людей посмотреть?
Примерно половина стендистов, с которыми удалось пообщаться, толком не смогли ответить на вопрос : «Что вы ожидаете от участия в форуме?»
 «Начальство распорядилось, мы и поехали», «пригласили из администрации, неудобно отказываться» — такими были типичные ответы. Лишь пару разу услышала: приехали заявить о себе, возможно, найти заказчиков.
Но это было непросто.
«На прежнем месте, в выставочном зале на Зиповской, 5, к нам больше покупателей и потенциальных партнеров приходило. Многие просто мимоходом заглядывали. А в этакую даль мало кто просто так приедет, — делится стендист Василий. — Вот и ходим от стенда к стенду, больше друг с другом знакомимся. Я вон у соседей на стенде кухню себе домой присмотрел». У него самого на стенде — прямо-таки произведения искусства из металла. Но, говорит, заказов на художественную ковку мало — не хватает у людей денег на всю эту красоту. 
У мебельщиков те же затруднения. «Заказы сильно сократились на мебель и для дома, и для офиса, — говорит Анна у стенда фабрики «Вектор». — В продажу идут только самые «бюджетные» наборы мебели». 
У турфирм тоже проблем хватает, но они не унывают. 
« В Грецию, на Кипр людей возим, Турции и Египту замену нашли в Тунисе, — радостно сообщает мне Надежда у стенда компании «Карта мира». — И зиму благополучно пережили — у нас хитом продаж была Красная Поляна, очень хорошо туры на уик-энд раскупали. Еще корпоративный отдых здорово выручает. Мы уже третий год организуем для клиентов всероссийские конференции в Анапе».

Ответы санкциям
По-настоящему хорошо чувствует себя бизнес, который занимается импортозамещением. 
«У нас растут продажи семян кукурузы, так что и производство наращиваем. От покупателей отбоя нет. И все довольны — семена наши не хуже импортных, но намного дешевле. А здесь на форуме партнеров ищем для реализации нашей продукции из полбы. Объемы у нас такие, что в сети не зайдешь, нужны малые предприятия, — рассказывает мне Майя у стенда НПО «КОС-МАИС», угощая хлебом. — Поддержка от государства? Нет, не слышала об этом. Пусть санкции пока не снимают, вот и будет нам помощь».
Санкции помогают не только аграрному бизнесу. Промышленники тоже стараются «выжать максимум» из ситуации.
«Мы разрабатываем и производим моющие и дезинфицирующие средства. В основном это «профессиональная химия» для предприятий пищевой промышленности и общепита, для медицинских и санаторно-курортных учреждений. Сейчас у нас рост производства — импортные аналоги стали дороги, нам проще продать свои разработки, — рассказывает Дмитрий у стенда научно-производственного предприятия «Флореаль». — Заказов хватает. Но финансовых сложностей — тоже. Мы уже три года сотрудничаем с краевым фондом микрофинансирования. Помогает в сложных ситуациях». 
Кстати, к этим двум стендам было нелегко пробиться сквозь череду посетителей. 

Изобретатели 
и рационализаторы

Впрочем, оживленно было и возле многочисленных стендов компаний, предлагающих различные франшизы и франчайзинг. Многие краснодарские предприниматели стремятся работать под известным брэндом и по «обкатанной» другими схеме. Это видно любому прохожему на улицах города.
И все же с генерацией бизнес-идей и желанием создать свой брэнд в Краснодаре дела обстоят не так уж и плохо. 
То, что инновационный бизнес в крае есть, было хорошо видно на стенде компании «НаноСерв», которая представляла уникальную биотехнологию для очистки теплового оборудования «Бонака». Краснодарские разработчики доказали, что модифицированные бактерии гораздо лучше любых кислот убирают накипь и соли с труб и котлов. Созданные малым предприятием биотехнологии сегодня применяет даже такой гигант как РЖД. А в прошлом году «НаноСерв» стал резидентом фонда «Сколково».
На стенде компании «Амулет» был выставлен первый российский электробайк Deller, созданный группой краснодарских разработчиков в сотрудничестве с московским конструктором. Экспериментальный образец электромотоцикла, который заряжается от обычной розетки за четыре часа и на одной зарядке может проехать 300 км со скоростью 140 км/ч, произведен в Кореновске. Разработчики ищут инвесторов и готовы уже зимой 2016/17 года запустить серийное производство электробайков.
Новые технологии и оборудование представили на своих стендах крупнейшие вузы — КубГУ и КубГТУ. Дело за малым — найти предприятия, которые внедрят эти разработки.

Один с сошкой — 
семеро с советами

Судя по выставочному павильону форума, бизнес в Краснодаре прямо-таки окружен вниманием. Стенды малых предприятий выстроились по центру, а по периметру расположились все жаждущие оказать им услуги. Один угол занял государственный Консультационный центр, в котором работали представители разных ведомств, другой —частный бизнес-клуб «Советчик». Целую «аллею» образовали стенды полутора десятков банков, предлагающих всевозможные кредитные продукты для малого и среднего бизнеса. Повсюду встречались стенды консалтинговых компаний и общественных организаций бизнеса — ТПП, ОПОРА России, Уполномоченный по правам предпринимателей и другие.
Как метко подметил один из предпринимателей-участников: «Помощников бизнеса больше, чем самого бизнеса». 
Но ситуация в экономике такова, что предпринимателям впору цитировать известного литературного героя: «Не учите меня жить, лучше помогите материально».
На господдержку малого и среднего бизнеса в стране и крае ежегодно выделяется сотни миллионов рублей. Но, по мнению руководителей общественных объединений предпринимателей, «поддержка оказывается не тем, кому надо, и не так, как надо».
Мэр Краснодара, выступая на форуме, признал, что процесс выдачи субсидий малым предприятиям часто затягивается: слишком сложна процедура передачи средств господдержки с федерального на муниципальный уровень. Владимир Евланов предложил в первую очередь предоставлять субсидии тем малым предприятиям, которые внедряют современные технологии, а также тем, кто приобретает в кредит или в лизинг оборудование российского производства. Таким образом, поддержка может получиться двойной — через заказы на продукцию ее получат крупные машиностроительные предприятия. 
Введут ли подобные «местные санкции» — пока неизвестно. В прошлом году более 70 процентов полученных средств господдержки краснодарские малые предприятия потратили на закупку импортного оборудования. Возможно, власти все-таки учтут, что политика тут не при чем, бизнесмены просто сделали выбор в пользу качества. 

Цели или мечты?
На пленарном заседании бизнес-форума в Краснодаре попробовали разобраться, как реализовать в регионе новую «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», которую сочинило Министерство экономического развития России. 
Планы как всегда амбициозные — вдвое увеличить производительность труда и долю малого бизнеса в ВВП страны, в 2,5 раза — оборот малых и средних предприятий, да еще добиться, чтобы доля занятого в малом бизнесе населения увеличилась до 35 процентов.
Как всегда, механизмы достижения этих целей толком не прописаны, хотя под реализацию стратегии уже создали государственную «Корпорацию МСП». Федеральные власти пообещали малому бизнесу мораторий на рост налоговой нагрузки, больше возможностей для участия в госзакупках, больше грантов инновационным предприятиям. И еще — обязать регионы оказывать господдержку не менее 4,5 процента работающих на их территории малых предприятий. 
В Краснодаре, по данным городской администрации, работает 77 тысяч малых и средних предприятий, на которых занято более 230 тысяч человек, на долю малого бизнеса приходится более 40 процентов производства товаров и услуг. 
В целом по стране малый бизнес «ушел в минус» по основным экономическим показателям. В Краснодаре в 2015-м был небольшой, но все-таки рост. На 4 процента увеличилось количество малых предприятий, на 1,5 процента — число занятых на них людей, на 10 процентов — оборот.
Понятно, что с такими темпами никакого удвоения малого бизнеса в ВВП даже через 14 лет случиться не может.
Что же планируют делать власти?

Билборд вам в помощь
От краевых властей на форуме звучали заявления о том, что налоговая нагрузка на предпринимателей снижена, а курс валюты сегодня комфортен для того, чтобы создавать производства внутри страны. 
Заместитель руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Юлия Самсонова сообщила, что увеличиваются сроки и объемы кредитования в краевом фонде микрофинансирования — с одного до трех лет и с одного до трех миллионов рублей. Краевой портал МСП модернизируется таким образом, чтобы предприниматели смогли получить здесь данные обо всех отраслевых субсидиях. Но первым делом власти разместят информацию о мерах господдержки на сотне рекламных поверхностей. Пока не сообщается, какие суммы из тех денег, которые в этом году выделены в крае малому бизнесу, уйдут на эту «социальную рекламу». Но если учесть стоимость размещения наружной рекламы и проката видеороликов, очевидно, что хватило бы на несколько грантов для начинающих предпринимателей.
Правда, тех, кто мог бы с толком распорядиться этими грантами, нужно еще найти. 
Как отметил на форуме руководитель ООО «Центр предпринимательства» Евгений Лёвкин, по данным опросов, лишь около 5 процентов российских старшеклассников желают стать предпринимателями, в то время как почти 75 процентов американцев со школы мечтают завести свое дело. По его мнению, сегодня нужно создавать «конвейеры по производству предпринимателей», обучать азам ведения бизнеса как можно больше жителей края. 
Но вряд ли все обученные решатся открыть свое дело, если государство по-прежнему будет помогать им больше на словах, чем на деле.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Работает помаленьку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру