Виктор Кадькало: «Мы можем выращивать два урожая в год»

Глава рассказал о настоящем и будущем Гулькевичского района

Как живут сегодня люди в кубанской глубинке? Что делают местные власти, чтобы обеспечить их работой и нормальными условиями для жизни? Об этом — наш сегодняшний разговор с Виктором Игоревичем Кадькало

Глава рассказал о настоящем и будущем Гулькевичского района
Фото: пресс-служба администрации Гулькевичского района

— Виктор Игоревич, вы руководите районом три года. Наверняка на этот пост вы пришли с собственным планом действий. Что удалось выполнить? 
— Прежде чем планировать, нужно было навести порядок в расходовании бюджета района. И во многом это удалось.Теперь процедуры торгов и заключение контрактов с подрядчиками проходят у нас максимально открыто и прозрачно, жалоб практически не поступает. Ежегодно по результатам конкурсов растет объем экономии бюджетных средств, так что зачастую нам удается сделать в несколько раз больше запланированного. 
В районе стабильно работают полтора десятка крупных сельхозпредприятий и более двух сотен крестьянско-фермерских хозяйств. Но раньше от сельского хозяйства отдача в бюджет была минимальной.
За три года моей работы суммы поступления единого сельхозналога в местный бюджет увеличились вдвое. Считаю, что этого удалось достичь благодаря взаимопониманию. За три года я встретился и побеседовал со всеми главами крестьянско-фермерских хозяйств, которые работают на территории района. Фермеры увидели, что уплаченные ими в виде налогов деньги идут на решение проблем тех населенных пунктов, где они живут.
— То есть у гулькевичских фермеров сегодня нет проблем? И на тракторе в Кремль никто из них ехать не собирается?
— У нас сегодня нет вопросов о том, что у кого-то землю забрали, а кому-то не отдали, и к этому причастна администрация. А проблемы у фермеров, конечно, есть. Две главных — кредиты на развитие и права на землю. О том, как можно поучаствовать в программах господдержки, многие владельцы фермерских и личных подсобных хозяйств впервые узнавали только у меня в кабинете. Некоторых наши сотрудники потом буквально за руку водили — помогали оформить документы, чтобы получить субсидии. А в земельном вопросе мы просто стараемся сохранять статус-кво. Если фермер работает на земле, нужно помочь ему либо продлить договор аренды, либо оформить эту землю на торгах. Есть для этого совершенно законные механизмы — местной власти просто нужно их использовать.
— А какие механизмы вы используете, чтобы обеспечить местных жителей работой? Ведь сегодня безработица в Гулькевичах — вдвое выше, чем в среднем по краю. Например, на Агропромышленном строительном комбинате «Гулькевичский» и Северокавказском заводе строительных конструкций в этом году произошли серьезные сокращения рабочих…
— Действительно, эти и другие предприятия стройиндустрии остро переживают кризис. Многие гулькевичские заводы во время олимпийской стройки в 2010—2012 годах были загружены заказами «под завязку». Но полученную прибыль, как говорится, «проели» вместо того, чтобы направить на модернизацию производства, освоить новые виды продукции. 
Сегодня с каждым проблемным предприятием работаем в «ручном режиме», я лично общаюсь с руководителями. Делаем все возможное, чтобы помочь сохранить производство и рабочие места. Обратились в администрацию края с просьбой помочь нашим предприятиям, например, заводу железобетонных шпал, поучаствовать в строительстве транспортных подходов к мосту через Керченский пролив. 
Десятки попавших под сокращение людей уже трудоустроены через центр занятости, в том числе и на муниципальные предприятия. Многие заняты сегодня на сезонных работах — на овощах платят по 700 —1000 рублей в день. Кроме того, вместе с сельскими поселениями мы создаем условия для самозанятости населения.
— Но чем могут занять себя заводские рабочие в сельских поселениях?
— Большинство тех, кто раньше работал на заводах, сегодня могут работать на земле. Более половины из них — сельские жители. При каждом домовладении у них есть 20-40 соток земли. Поэтому мы предлагаем им развивать ЛПХ, помогаем участвовать в программах поддержки. В прошлом году гулькевичские ЛПХ получили более 9 млн рублей, на этот год для нашего района в краевом бюджете предусмотрено 33 млн рублей субсидий для ЛПХ. 
Так что возможности есть. Часто люди просто боятся заниматься подсобным хозяйством, открывать свое дело. Мы и здесь стараемся помочь. Разъясняем, как начать с самого простого — например, построить небольшую теплицу. Автобусами возим гулькевичан в Курганинский район, где местные жители давно и успешно занимаются теплицами, даем им возможность пообщаться, своими глазами увидеть, как хорошо на этом можно зарабатывать. 
— Многие люди не хотят работать на селе, потому что там хуже условия жизни. Нет детсадов, не хватает врачей, нет хороших дорог. Вот у вас в районе хватает врачей на селе?
— Пока нет. Но мы немало сделали для решения этой проблемы. За второе полугодие 2015-го мы приняли на работу 15 врачей, за первый квартал 2016-го — еще восемь. С каждым приехавшим врачом я лично встречаюсь, выступаю гарантом того, что условия, на которых он согласился у нас работать, действительно будут выполнены. Основной прием они ведут в селе, но еженедельно берут дежурства в поликлинике и стационаре в Гулькевичах. Так что и люди у нас медпомощь получают, и врачи — достойную зарплату, плюс по программе «Земский доктор» миллион «подъемных» на жилье. Кроме того, в городе мы выделяем врачам земельные участки под строительство.
— А как обстоит дело с местами в детсадах? 
— В районе полностью ликвидирована очередь в детсады. И я считаю это одним из главных достижений. В селе Новоукраинском, где живут более пяти тысяч человек, раньше вообще не было детсада. При поддержке краевого бюджета мы выкупили у инвестора и в конце прошлого года открыли здесь современный детсад на 290 мест. В селе Майкопском есть детский садик, но он находится в здании, которому больше ста лет. Принято решение строить новый. Проект уже готов. Надеюсь, в этом году получим финансирование (около 100 млн рублей) и начнем строительство.
— Гулькевичи — ухоженный, чистый город. Это видно даже из окна автомобиля. А что сделано для благоустройства сельских поселений района?
— Благодаря помощи из краевого бюджета за три года мы привели в соответствие около ста километров дорог на территории района. В каждом из 15 наших поселений создали муниципальные учреждения, которые занимаются благоустройством и наведением санитарного порядка. 
Я сразу сказал жителям: мы пока не можем жить богато, но должны жить в чистоте. Убеждали личным примером. Сотрудники администрации сами выходили на субботники, белили, красили, пропалывали. Теперь сотни жителей стали принимать участие в субботниках, наводить порядок на своих придомовых территориях. Сейчас почти нет жалоб на санитарное состояние улиц, парков и скверов. И еще люди поняли, что администрация — это не отдельная планета, что здесь работают такие же жители района.
— Вы пришли в Гулькевичский район с опытом руководства другими муниципалитетами. Команду управленцев тоже привели с собой?
— Я всегда стараюсь на новом месте сформировать команду из местных, из тех, кто уже работает в администрации. Конечно, поначалу им трудно привыкнуть к высокой скорости принятия решений, жесткому контролю и моей хорошей памяти. Я во все вопросы стараюсь вникать сам и если что-то поручил — никогда об этом не забываю. А подчиненных приучаю приходить ко мне не с проблемами, а с конкретными предложениями о том, как их решить. Со временем срабатываемся. 
—А вам подчиненные обо всех проблемах докладывают?
— Не замалчивают, конечно. Но главный источник информации у меня — наши жители. Я в «Одноклассниках» создал группу «Задай вопрос главе». И это неформальное общение в соцсети позволяет оперативно получать информацию. Поначалу все проблемы публично обсуждали, теперь все чаще пишут в «личку» и просят помочь, не вынося на обсуждение. Если вопрос требует участия нескольких ведомств, прошу человека сделать обращение на официальный сайт администрации. Если нужно быстро найти решение простой проблемы, сам оформляю контрольную карточку по интернет-обращению и даю поручение сотрудникам. Так получается поменьше бумажной волокиты. Ведь если на улице не горит фонарь, жителю нужно, чтобы его быстро починили, а не писали длинный ответ о принятых мерах из администрации. 
Еще у меня в кабинете каждую среду с двух до четырех работает телефон «прямой линии». На все звонки я отвечаю лично, без секретаря. Этот телефон все в районе знают — мы его постоянно публикуем в газете. От традиционных форм работы не отказываюсь — личные приемы граждан в Гулькевичах провожу, постоянно бываю на сходах в сельских поселениях.
— А с семьей общаться, отдыхать успеваете?
— Воскресенье стараюсь посвятить семье. Иногда с друзьями на рыбалку выезжаем, на футбольные матчи в Краснодар и другие районы.
— А за какую команду болеете?
— Я за красивую игру болею. Какая команда — неважно. Лишь бы наши были, кубанские.
— Гулькевичский район считается «середнячком» — по итогам 2015 года занимает 22-е место по уровню экономического развития среди всех муниципалитетов края. Сможет ли район в ближайшее время подняться вверх в этом рейтинге?
— Считаю, что главные точки роста — увеличение площадей земель под поливом. Три года назад в районе было лишь полторы тысячи гектаров орошаемых земель, сегодня мы имеем уже около семи тысяч, а до конца этого года планируем увеличить до 10 тысяч гектаров. И это будет уже совсем другая экономика. Урожайность вырастает в полтора-два раза. Фермеры могут на одном гектаре получить два урожая в год: например, после ячменя — сахарную свеклу.
Мы делаем все возможное, чтобы Гулькевичский район стал районом высокой культуры овощеводства и вернул себе славу всероссийского центра производства семян. Сегодня произведенные в районе семена кукурузы продаются по всей стране и успешно конкурируют с импортными. Плюс у района есть мощная база для производства семян сахарной свеклы. Мы с краевым министерством сельского хозяйства разрабатываем необходимые для ее развития программы. Рассчитываем и на федеральную поддержку — ведь без собственных семян не обеспечить продовольственную безопасность и импортозамещение.
Кроме того, на уровне края и федерации идут согласования документов по проекту строительства на нашей территории парогазогенераторной станции. Реализация этого проекта поможет нам решить проблему занятости и создать крупное тепличное хозяйство. После того как станция будет построена, у района будет совсем другой валовой продукт и другой уровень экономики.
— А сегодня вы удовлетворены своей работой?
— Я не могу быть доволен своей работой и работой администрации, потому что многие из тех проблем, что мною были выявлены в районе изначально, до сих пор не решены. Еще очень много надо сделать, чтобы жить так, как мы должны жить.

 Из досье "МК"

Виктор Кадькало, глава Гулькевичского района.
Родился 11 января 1979 г. в станице Кавказской Краснодарского края.
В 2000 г. окончил Московский государственный открытый университет по специальности «Юриспуденция».
В 2001—2003 годах работал в комитете по управлению муниципальным имуществом Кропоткина. В 2004—2006 годах занимал должность первого заместителя главы Лазаревского района Сочи.
С 2006 по 2007 год — первый заместитель главы администрации Кропоткина.
В 2009 году избран главой Тбилисского района, в 2013-м — главой Гулькевичского района.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Виктор Кадькало: «Мы можем выращивать два урожая в год»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру