Сочинцы возрождают самые северные в мире чайные плантации

Для того чтобы сохранить отрасль, сочинские чаеводы объединились в ассоциацию

Сегодня мацестинские чаеводы работают над созданием новых сортов. Но пока что выращивают только «Мацестинский урожайный» — сорт, который вывели еще в середине прошлого века путем селекции китайского и грузинского чая. Сезон сбора чая начался в середине мая и продлится до октября

 Для того чтобы сохранить отрасль, сочинские чаеводы объединились в ассоциацию
Фото: Анна Грицевич

Чтобы посмотреть, как растет чай, совсем не нужно лететь на Шри-Ланку, в Индию или в Китай. Самый северный чай в мире растет в Сочи на высоте 400 метров над уровнем моря. 
Вегетационный период чая здесь намного дольше, чем в странах с теплым климатом. Лист успевает набрать много эфирных масел и антиоксидантов. А низкие зимние температуры в горах Кавказа убивают вредителей, так что нет необходимости использовать гербициды. Поэтому сочинский чай еще и самый ароматный и экологически чистый. После посещения чайных плантаций начинаешь совершенно по-другому относиться к этому древнему напитку, сполна ощущаешь весь его «букет», в котором сплелись ароматы меда и цветов. 
Сегодня мацестинские чаеводы работают над созданием новых сортов. Но пока что выращивают только «Мацестинский урожайный» — сорт, который вывели еще в середине прошлого века путем селекции китайского и грузинского чая. Сезон сбора чая начался в середине мая и продлится до октября. 


 «Наш чай мы собираем вручную или с использованием малой механизации. Это тяжелый труд. Из-за горного рельефа мы не можем работать на тракторах, как в Японии», — рассказал корреспонденту «МК» председатель Совета директоров предприятия «Мацестинский чай» Константин Туршу. 


По его словам, чайный куст может жить до 200 лет, а корневая система его достигает 12 метров.
«К одному кусту мы подходим 7 — 8 раз за сезон. Пропололи, собрали, потом две недели выдержка, и снова собираем с этого куста. За это время нарастают новые свежие листочки», — подчеркивает главный агроном предприятия Владимир Воронин. Он вспоминает, что в советское время сочинские чайные колхозы собирали 50 — 60 тысяч тонн чая, потом долгое время чайные плантации зарастали травой, заготовка и переработка чая вообще не велась. 


«Производство возрождается, в прошлом году у нас работали 8 чаеводов, в этом уже 39. В прошлом году мы прибавили еще 15 гектаров. Сейчас плантации у нас занимают 137 гектаров, собираем в общей сложности около 700 тонн», — рассказал Владимир Воронин. 
Для чайной отрасли очень важно, чтобы производство находилось в непосредственной близости от плантаций, ведь быстрая доставка и переработка позволяет сохранить в напитке самые полезные его свойства. 
«В сезон рабочий день чаевода начинается в 5.30. К 8 утра первый собранный чай уже отвозят на фабрику, включается тут же переработка на зеленой линии японского производства. К вечеру мы его отдали в цех фасовки, ночная смена его упаковала, и к утру уже готовый чай в пачке идет на прилавок», — подчеркнул Владимир Воронин. 
На заводе чай делится на две категории. Тот, который принято называть черным, сначала отправляется на завялку. Потом огромные роллеры отделяют сок, и будущий черный чай отправляется в камеру ферментации. После этого происходит окончательная скрутка листа, потом его сушат при температуре 120 градусов, а затем умная машина сортирует его на первый, второй и высший сорт. Зеленый чай не подвяливают, а сразу пускают в производство.
Чаеводы работают на свой страх и риск, не получая никакой государственной поддержки. Только налоги платят исправно — «Мацестинский чай» в прошлом году перечислил в казну 20 миллионов рублей. Да еще постоянно борются за место под солнцем. Плантации в Мацесте находятся в собственности государства, чаеводы эту землю арендуют. Но, по словам Константина Туршу, городские власти всеми силами пытаются забрать и застроить эти земли. 
«У нас всего 20% земли осталось от той, что была у колхоза в советское время. Лучшие земли городские власти отдали под застройку. Каждому директору чайного предприятия надо кланяться в ноги за то, что всеми силами он сохраняет оставшуюся землю», — сообщил Константин Туршу. 
Бесконечные проверки, суды и многотысячные штрафы серьезно тормозят работу. Для того чтобы сохранить отрасль, сочинские чаеводы объединились в ассоциацию. Они готовы не только расширять чайные плантации, но и развивать садоводство, выращивать хурму, фейхоа, фундук и другие субтропические культуры.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Борьба за урожай

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру