Кто и чем кормит кубанских школьников?

Для родителей очевидно, что вопрос школьного питания не менее важен, чем внедрение новых образовательных программ, оборудования и технологий

По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь пять процентов российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми, каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой

Для родителей очевидно, что вопрос школьного питания не менее важен, чем внедрение новых образовательных программ, оборудования и технологий
Фото: regions-of-russia.news-r.ru

Питание детей в школе — постоянно «горячая» тема обсуждения в социальных сетях, на интернет-форумах и, конечно, при каждой встрече родителей. 
А вот в центр внимания властей эта тема попадает нечасто. Пока гром не грянет, как говорится, никто не перекрестится. Массовые отравления в школах и тому подобные чрезвычайные происшествия на Кубани случаются достаточно редко. А на постоянной основе и комплексно организацией школьного питания никто не занимается. Краевые власти «спустили» эти вопросы на муниципальный уровень, а там в свою очередь переложили на директоров учебных заведений да родителей детей. 
И вот что из этого получилось.

Есть нельзя отказаться? 
По данным краевого министерства образования, питание детей на 13 процентов обеспечивается муниципальными комбинатами, в основном горячие блюда готовятся в пищеблоках зданий учебных заведений. По данным Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, организацией школьного питания в регионе занимаются 63 юрлица, а 12 процентов (146 из 1240 кубанских школ) не имеют собственных пищеблоков. Здесь работают только буфеты, то есть школьники могут перекусить всухомятку — соком, пирожком или хот-догом. 
Вне зависимости от того, кто занимается приготовлением еды, дешевые сосиски и картофельное пюре из порошка— сегодня самое распространенное блюдо в школьных столовых, судя по отзывам краснодарских родителей.
«У нас в классе из 32 детей в школьной столовой питаются где-то человек десять, то есть только те, кто ходит на продленку, — делится на родительском форуме Елена, мама второклассницы. — Остальные написали заявления директору об отказе. Потому что смысла нет никакого платить тыщу двести в месяц. То кашу какую-то непонятную, комом слипшуюся, дадут, то сосиски, то вообще «сухой паек» — пакетик сока и баночку йогурта без ложки. Как хочешь, так и ешь. Я свое «чудо» как-то привела из школы всю в этом йогурте. И потом стала давать в школу пакетик сока и печенье или тот же йогурт— только с ложечкой одноразовой. Или «полтинник» с собой даю, чтобы в буфете купила пирожок и сок. Хоть знаю, что это ребенок точно съест. А нормальным обедом я ее и дома покормлю».
Этой семье, можно сказать, повезло. Судя по обсуждениям в соцсетях, во многих школах отказаться от питания можно только при наличии справки от врача.
«У нас, чтобы отказаться от питания в столовой, нужно обязательно принести справку от гастроэнтеролога или аллерголога. И то будут уговаривать, что в школе питание диетическое. А какое оно диетическое, если первые блюда вообще не дают, а вторые из каких-то полуфабрикатов делают, — пишет в соцсетях Катерина, жительница Прикубанского округа Краснодара. — С собой еду из дома давать не разрешают, говорят, испортятся ваши бутерброды в теплом помещении, а мы потом отвечай. Спорить с учителями и завучем — себе дороже. Вот и платим по полторы тысячи в месяц, хоть Сашка и половины не съедает из того, что в столовой дают. Но мы живем рядом, он успевает после уроков перед кружками домой забежать. А как остальные до вечера на перекусах — не знаю». 
В некоторых школах перед родительскими собраниями проводят выставки-дегустации. Папы и мамы говорят: еду выставляют действительно хорошую. Только потом дети им рассказывают, что в школьной столовой дают те же блюда, но совсем другого качества. 

Хотели как лучше
Конечно, у родителей никто не отнимал права пожаловаться. 
Например, можно написать заявление в Роспотребнадзор по Краснодарскому краю — на бумаге или сразу в виртуальной приемной на официальном сайте ведомства. По заявлению будет проведена внеплановая проверка в пищеблоке конкретной школы. Но принципиально это вряд ли что изменит. 
При внеплановых и плановых проверках сотрудники Роспотребнадзора выявляют нарушения вроде просроченных продуктов, неправильного хранения, грязи в пищеблоках и тому подобное. За это и наказывают. Работа у них такая — не допустить пищевых отравлений.
В остальном — разрешено все, что не запрещено. Никто не выясняет, сколько сои в сосисках или пальмового масла в молочных продуктах. 
Ничего не делается для того, чтобы детей за родительские деньги перестали пичкать такими продуктами, которые домой никогда бы не купили. И непонятно: как при таком-то раскладе работающие с утра до вечера родители смогут выполнять обязанности по обеспечению полноценным питанием ребенка?!
Образовательные учреждения по 37-му федеральному закону «Об образовании» отвечают только за создание условий для организации питания учащихся. Об этом напомнили в комитете по вопросам образования, науки и делам семьи Законодательного собрания края, отвечая на запрос «МК на Кубани». Нам сообщили, что никаких жалоб и обращений по вопросам качества питания детей в образовательных учреждениях, расходования бюджетных средств на эти цели в адрес комитета не поступало.
Депутаты в начале года выезжали в города и районы края, изучали опыт работы муниципалитетов по организации школьного питания, потом обсудили его на «круглом столе». Председатель комитета Виктор Чернявский отметил, что, в зависимости от возможностей, из местных бюджетов выделяются средства на компенсацию стоимости питания, но одним родителям такая компенсация на питание не нужна, а другим — требуется дополнительная поддержка. Так что, по мнению парламентария, «целесообразен адресный подход к выплате компенсации на питание детей в школах».
Комитет рекомендовал краевому министерству образования «содействовать внедрению наиболее оптимальных моделей организации питания в образовательных учреждениях».
Остается лишь надеяться, что с адресным подходом к школьному питанию детей в крае не намудрят так же, как ранее — с адресными льготами на проезд в общественном транспорте пенсионеров.
На питании учащихся коррекционных школ, которое финансируется из краевой казны, по данным родителей, постоянно норовят сэкономить.
«У нас в школе к концу каждой четверти устраивают внеплановые «Дни здоровья». Если кто не в курсе — это когда вместо занятий проводят спортивные праздники, дети находятся в школе пару часов и без питания, — пишет краснодарка Юлия, у которой ребенок учится в коррекционной школе. — Бывает погода очень плохая, спрашиваем, нельзя ли перенести. Официально говорят, что детям нужен отдых. А шепотом: «Опять переели». У нас же питание бесплатное, за счет государства. Деньги дают из бюджета, лимиты никак нельзя превышать. То есть если сегодня детям раздали яблоки, то завтра на капусту для борща может не хватить. Ну, или там масло подорожало, денег больше потратили. Вот и устраивают такие «разгрузочные дни». 
Видимо, в 200-миллиардном краевом бюджете не находится денег «на добавку» для питания детей-инвалидов и детей из неблагополучных семей. Такие дети в основном и учатся сегодня в коррекционных школах, и для многих из них школьное питание — порой единственная возможность нормально поесть.

Все ли лучшее – детям?
Стоимость школьного завтрака в среднем по краю к началу этого года составляла 43 рубля. Основную часть платят родители. Из местных бюджетов выделяется от 3,5 до 11,5 рубля для частичной компенсации стоимости питания в учебный день на одного обучающегося. 
По данным министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в 2016 году в местных бюджетах на компенсацию удорожания стоимости питания школьников предусмотрено более 580 миллионов рублей. Из краевого бюджета муниципалитетам выделяются деньги на организацию питания детей из многодетных семей — 10 рублей в учебный день. В прошлом году было освоено 93 млн рублей, в этом году выделяется более 111 млн рублей.
То есть в целом на школьное питание уходят сотни миллионов рублей из бюджета и родительских кошельков.
И все эти деньги могли бы стать еще одной формой поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности Кубани.
Ведь добиваются же власти региона, чтобы санатории и пансионаты кормили отдыхающих и туристов продуктами, произведенными в крае, постоянно проводят так называемые «инфотуры» в городах побережья, организуют встречи руководителей здравниц и предприятий кубанского АПК.
А вот для муниципальных предприятий и учреждений ничего подобного не проводится. И никаких стимулирующих мер для того, чтобы для кубанских детей покупали качественные продукты, не применяется. Даже задачу кормить наших школьников местными продуктами на уровне края пока никто четко не сформулировал.
Комбинаты школьного питания и школьные столовые делают закупки на торгах по принципу «что подешевле» — как велит 
44-й ФЗ.
Некоторым кубанским предприятиям удается выигрывать эти торги. Например, Армавирский МПК, Новороссийская птицефабрика, Каневской мясокомбинат поставляют свою продукцию в местные школы. 
Но так происходит далеко не всегда. И сложнее всего сегодня ситуация с молоком, которое с 2012 года стало обязательной частью школьного питания на Кубани.

Стакан молока
Программы «Школьное молоко» реализуются в мире уже несколько десятилетий, в России — с 2005 года. В крае такая программа стартовала позже, чем в других регионах, но зато стала самой масштабной — дважды в неделю по пакетику молока выдавали всем школьникам с 1-го по 11-й класс.
Пока программа финансировалась из краевого бюджета, идею «Каждому школьнику — стакан молока» удавалось воплощать в жизнь. Но после того, как в 2014 году целевую программу спустили на муниципальный уровень, всеми правдами и неправдами на детях начали экономить. 
Очевидно, краевые власти стараются этого не замечать. В конце прошлого года на официальном сайте администрации края сообщалось, что каждый ребенок, независимо от возраста, дважды в неделю получает бесплатно стакан свежего молока в день, всего — более 500 тысяч школьников. Звучали такие заявления: «Краевые власти продолжают контролировать выполнение программы «Школьное молоко». Все школьники в крае будут обеспечены кубанским молоком. Это четкая позиция губернатора Кубани». 
А в апреле нынешнего года в ответ на запрос «МК» на Кубани в министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края сообщили: «В 2016 году рекомендовано обеспечить молоком всех учащихся начальных классов два раза в неделю. На 2016 год в местных бюджетах для обеспечения более 309 тысяч учащихся молоком предусмотрено 301 млн рублей». То есть не прошло и полгода, а количество детей, которым выдают молоко в школе, сократилось почти вдвое. Даже в Краснодаре с этого года молоко дважды в неделю стали выдавать не всем учащимся, а только ученикам 1–4 классов. 
В муниципалитетах все чаще вместо натурального кубанского молока стали закупать более дешевое порошковое, произведенное в основном в других регионах. А ведь именно кубанские предприятия — фирма «Калория», молочный комбинат «Лабинский» и Тимашевский молочный завод — вошли в федеральный «Список честных молокопереработчиков», который с этого года формирует Россельхознадзор.
Доходит до курьезов. Например, первая в крае линия по производству ультрапастеризованного молока в пакетиках по 0,2 кг была установлена на заводе ООО «Фирма «Калория», и это предприятие стало одним из первых участников краевой программы «Школьное молоко». Сегодня в школах Каневского района, где находится основное производство «Калории», детям раздают молоко производителя с другой территории. И, по словам некоторых родителей, пить его не желают даже избалованные местные кошки. 
Некоторые кубанские молзаводы просто перестали участвовать в торгах на поставки «Школьного молока». Говорят, не могут так надолго выводить деньги из оборота. С некоторыми муниципалитеты до сих пор не рассчитались за продукцию, поставленную еще в прошлом году.

Денежные потоки
Зато в школах взялись наводить порядок с расчетами родителей за питание.
 Раньше наличные деньги на питание сдавали через родительский комитет или напрямую классному руководителю. С прошлого года по рекомендации краевых властей на местах начали «обеспечивать прозрачность поступления родительских средств».
Часть школ воспользовалась детсадовским методом — раздали квитанции с расчетным счетом и предложили оплачивать их любым удобным для родителей способом. Остальные решили поэкспериментировать с новыми технологиями — вести оплату только банковскими картами. В общем, хотели как лучше. Но несколько месяцев родительские интернет-форумы бурно обсуждали: кого в какой банк отправили из школы заводить карточки для оплаты питания и как сотрудники банка всеми правдами и неправдами пытались всучить вместо дебетовой кредитную карту и навязать другие услуги. 
По данным краевого министерства образования , 31 муниципалитет, 79 процентов школ на Кубани сегодня перешли на безналичную форму оплаты школьного питания. Правда, непонятно, где здесь антикоррупционная составляющая, если схемы расчетов за питание и банк для обслуживания по своему усмотрению выбирает руководство школ «с учетом мнения родителей».
Есть грубоватая, но верная русская поговорка: «Голодное брюхо к ученью глухо». Для родителей очевидно, что вопрос школьного питания не менее важен, чем внедрение новых образовательных программ, оборудования и технологий, о которых так любят рапортовать в крае.
Но власти, похоже, придерживаются иного мнения и не спешат искать комплексное решение проблемы. 
Результат этого невнимания плачевен.
По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь пять процентов российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми, каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой. Одной из основных причин министерство называет несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях.  И всероссийская житница не является  исключением из этой печальной статистики.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: Пища для ума

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру