Экологический каркас — система благоприятного природного состояния города. Эта «сетка» природной среды накладывается и сочетается с «сетками» жилых микрорайонов и промзон, транспортной структуры и рельефа, «розы ветров» и т. д. Или не накладывается, и населенный пункт превращается в каменные джунгли.
— Мероприятие уникально тем, что мы разорвали стереотипы и собрали межведомственный, междисциплинарный, поливозрастной и полисоциальный состав участников и спикеров. Поддержали нас и представители власти, также принявшие активное участие в ее работе и подготовке, — говорит координатор движения Елена Шувалова. — Важно — это первая конференция в России на тему градоэкологического каркаса и ландшафтного урбанизма. Эксперты федерального и международного уровней приехали за свой счет и работали без гонораров.
— Краснодар выступил организатором и принимающей стороной, потому что сам стал классической иллюстрацией бурного, но бессистемного развития, — считает Евгений Наумов, заместитель главы города. В последние годы краевой центр входит в тройку городов — лидеров по объемам вводимого жилья. Но инфраструктура — транспортная, коммунальная, социальная — развивается медленно или вовсе стагнирует. Зеленых зон становится все меньше, экология все хуже.
Генплан устарел, нарушается и постоянно корректируется. В мае вновь ожидаются публичные слушания.
Александра Устроева, первый замруководителя краевого департамента архитектуры и градостроительства, считает: прежде чем придумывать что-то новое, стоит просто выполнять законодательство и генплан.
— Жесткость в работе с застройщиками, использование штрафных санкций даст и уже дает хороший результат, — отметила Александра Юрьевна.
Генплан — это компромисс интересов. Многие земли в черте города относятся к краю или федерации, к РЖД или Минобороны. Устроева привела пример: край не согласился со спущенным из Москвы требованием о передаче земель военным, отстаивал свою позицию в Согласительной комиссии при Правительстве РФ и добился, что большие участки (например, в районе «Красной Площади») остались-таки за городом.
Игорь Медведев, директор департамента архитектуры и градостроительства города, посетовал: работа по сохранению и развитию зеленых зон ведется параллельно официальными структурами и общественностью и не пересекается. А ведь городские власти создают механизмы, как побудить застройщика к созданию зеленой зоны до этапа собственно строительства. Применим ли механизм концессии?
— Застройщик уже понял: как прежде жить нельзя. Но не знает, как можно. Мы должны ему дать это знание, — закончил Игорь Федорович.
То есть разговор довольно быстро из категорий нравственных перешел к обсуждению экономических выгод зеленой инфраструктуры. Это стало трендом выступлений гостей — бизнесменов, ученых и архитекторов из Москвы, Ростова, Волгограда...
Так, москвичка Ольга Медведева (доктор экономических наук, профессор Государственного университета управления, член Научного совета РАН) привела оценки влияния зелени на городскую экономику: на 8-9 процентов снижение эксплуатационных расходов в недвижимости; на 3,5 процента — увеличение загрузки коммерческих помещений; на 3 процента — рост арендной платы на недвижимость; на 15-30 процентов — повышение стоимости жилой недвижимости; на 7 процентов — увеличение отдачи от инвестиций. Тут же — рост доходов бюджета от налогов и инвестиционной привлекательности города. А, например, доходы от посещения парков в Москве в 2014-м — 11 млрд рублей!
Экология влияет и на стоимость недвижимости. Жилье на северо-западе Москвы — 800-900 долларов за «квадрат», а в неблагополучном Юго-Востоке (Братеево, Капотня) — 600-700. Из-за разницы в благоустройстве ежегодные потери бюджета Москвы от продажи квартир — 150-200 млн долларов! Ну а краснодарцам очевидна дороговизна квартир в домах по соседству с Чистяковской рощей, «Солнечным островом» и парком 30-летия Победы.
И поэтому озеленение территорий должно быть выгодно застройщику.
В выступлении Александра Антонова (главного архитектора Центра пространственной трансформации НИПИ градостроительства Московской области) основная мысль: генеральный план — это документ администрации города, он не учитывает позиций других участников городской жизни. По Градостроительному кодексу РФ генплан не является всеохватывающим стратегическим документом, а решает лишь ряд технических задач (например, фиксация границ населенных пунктов и т. д.). Более того, сплошь и рядом генпланы нарушаются, и Краснодар в этом смысле не белая ворона. Так, в одиннадцати городах России строятся стадионы для чемпионата мира по футболу — 2018, и ни одно спортсооружение не было предусмотрено генеральными планами этих населенных пунктов! Генплан не отвечает на вопрос: как из нынешнего «опорного плана территории» через 20 лет перейти к состоянию «основного чертежа»? Но на него может ответить стратегический мастер-план — своего рода декларация приоритетов города, каким его хотят видеть жители через время. По таким мастер-планам живут Сингапур, Пекин, Киото, у нас в стране — Пермь и готовится Москва… Александр Владимирович дал понять краснодарцам: не зацикливайтесь на генплане (тем более далеком от совершенства), думайте и двигайтесь дальше!
Проблема экологии в стратегическом развитии российских городов остается одной из самых актуальных. И оттого, что проблема «кричит», конференция имеет все шансы стать ежегодной.
.