Проблемы фермеров зарыты в земле и бумагах

О защите интересов фермеров края «МК» на Кубани» рассказал член независимой рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан на использование земель сельхозназначения Антон Коновалов

Должность уполномоченного по правам фермеров утвердили при губернаторе буквально на днях

О защите интересов фермеров края «МК» на Кубани» рассказал член независимой рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан на использование земель сельхозназначения 
Антон Коновалов
Сопредседатели рабочей группы Любовь Попова и Сергей Орленко. Фото: OP-KK.RU

— Антон, каким образом вы, представитель агрофирмы из Каневского района, вошли в состав этой рабочей группы?
— За мою кандидатуру проголосовали на собрании в Армавире 28 марта, когда фермеры из 15 районов края решили отложить свой тракторный марш в Москву. Было примерно полторы сотни фермеров, и мы решили так: на трактор сесть всегда успеем, а пока давайте не гнать лошадей, соберем людей, которые объективно, честно, независимо рассмотрят все вопросы, не дадут власти замылить проблемы, и попробуем разобраться на месте. 
— На прошлой неделе разразился скандал — один из приехавших на заседание фермеров назвал члена рабочей группы Ольгу Мирзоян участницей рейдерских захватов и обвинил в том, что она отстаивает интересы агрохолдингов. Что будут делать в этой ситуации остальные члены рабочей группы?
— Нельзя голословно обвинять человека. Мы сейчас внимательно изучаем представленные в комиссию документы. У Ольги Мирзоян собственное юридическое агентство, которое обслуживает самых разных клиентов. Помимо нее для работы с документами фермеров наша группа привлекает семь профессиональных юристов. И каждый из них когда-то мог быть представителем агрохолдинга — это обычная юридическая практика. Будем разбираться. В любом случае мнение одного участника, чьи бы интересы он ни защищал на самом деле, не может определять решение всей группы, в которую входит два десятка человек.
— Могут ли вообще эти два десятка человек, представители общественности, решить проблемы фермеров, в которых по нескольку лет не могут разобраться правоохранительные органы и суды?
— Как минимум, можем привлечь внимание к проблеме и максимально приблизить решение вопроса. 
Каждый обратившийся к нам пишет заявление и прикладывает к нему копии документов. С помощью специалистов из Ассоциации юристов России, Общественной палаты России, ОНФ мы проводим независимый правовой анализ и даем конкретные рекомендации. Представление интересов фермеров в суде находится за рамками нашей работы.
Истории разные — где-то граждане находятся в проблеме по пять-шесть лет, где-то именно сейчас идет судебное разбирательство. Мы не можем пойти и сказать судье: «Прими правильное решение за людей!» Как бы сильно ни хотелось этого фермерам и нам самим. По некоторым обращениям направляем запросы в прокуратуру, службу судебных приставов, Следственный комитет, в управление Росреестра. 
Каждому, кто подал заявление в комиссию, будет дан официальный ответ рабочей группы.
— А на данный момент удалось достичь каких-то конкретных результатов?
— Большая часть обращений, которые сегодня поступают в комиссию, — это вопросы не краевого, а муниципального уровня. 
К сожалению, главы районов слабо взаимодействуют со своими жителями. Бывает, и до печальных курьезов дело доходит. Например, обратился к нам фермер Андрей Зеленский из Красноармейского района. Подворье, на котором он занимается животноводством, со всех сторон окружено чужим участком, на пастбище коров нужно вести по земле соседа. Конфликт по этому поводу дошел до точки кипения. Возникла угроза падежа скота, человека довели до отчаяния А ведь все, что нужно было сделать местной власти, умудрившейся выделить участки таким странным образом, — ввести публичный сервитут. Проще говоря, выделить дорогу, по которой эти фермерские коровы могли бы ходить с фермы на пастбище и обратно. Сейчас мы решаем этот вопрос.
Поскольку рабочая группа создана по поручению губернатора, у нас имеется определенный административный ресурс, достаточный для решения проблем на местном уровне. 
И члены рабочей группы зачастую выступают в роли миротворцев. Например, представители ОНФ с помощью главы Лабинского района собрали за столом переговоров фермеров и аграрный концерн, которые до того буквально вели «битву за урожай». История такова. Суд восстановил права аренды одной из компаний концерна уже после того, как фермеры провели посевные работы на этом земельном участке. Агрохолдинг решил уничтожить посевы, фермеры, затратившие немалые силы и средства на обработку этой земли, блокировали поля тракторами и две недели не пускали нанятую концерном спецтехнику. Хорошо хоть до физического воздействия не дошло. Только после выезда на место и прямого вмешательства членов нашей рабочей группы удалось сформулировать условия мирового соглашения: концерн не уничтожает посевы, а фермеры отдают некоторую часть собранного на этом участке урожая. А пока урожай созревает, аграрии продолжат биться в судах за право аренды, получив квалифицированную консультацию от юристов, работающих в нашей группе.
— Получается, группа работает как пожарная команда. Но ведь, наверное, правильней устранить причины проблем, возникающих у фермеров, чем в чрезвычайном порядке бросаться на устранение их последствий?
— Большая часть обращений связана с выделами земельных паев из общей долевой собственности. Собственники готовы работать с фермерами, отдавать им в аренду свою землю, потому что фермеры больше платят, чем агрохолдинги. Должна быть честная рыночная конкуренция, а не новое крепостное право, когда агрохолдинги силой пытаются удержать людей в договорах аренды, пользуясь тем, что в районе есть связи. Хочешь получить землю в аренду — переманивай людей более высокой платой.
Корень всех нынешних проблем фермеров лежит в законодательстве об обороте земель сельхозназначения. Вернее, в тех лазейках, которые закон оставляет для нечестных предпринимателей.
В 90-х большинству было проще сдавать свой земельный пай в аренду агрохолдингам и получать небольшую фиксированную плату. Теперь люди поняли, какой доход может приносить кубанская земля, и захотели сами ее обрабатывать. Но агрохолдинги зачастую всеми правдами и неправдами добиваются продления договоров аренды и препятствуют выделу земельных участков, на который пайщик имеет безусловное право. Но бывает, что и сами пайщики бездействуют, зная об истечении срока аренды и надеясь на авось.
И здесь есть истории, которые заслуживают особого внимания. Из тех, которыми я лично занимался, особенно запомнилась ситуация в хуторе Первая Синюха в Лабинском районе. Люди направили арендатору уведомление, провели собрание, в котором участвовало около 180 человек, большинство из них приняли решение не продлевать договор аренды, а выделить и отмежевать свои земельные доли. Через месяц агрохолдинг созвал другое собрание, на котором присутствовали примерно 25-30 человек из тех пайщиков, кто решил и дальше работать с арендатором. И это меньшинство приняло решение продлить договор аренды по всему земельному участку, то есть решили и за себя, и за отсутствующих соседей. Формально никто ничего не нарушил — в законе есть норма, по которой собрание правомочно, когда на нем присутствуют 20 процентов собственников. Людей просто обвели вокруг пальца. Разбирательство дошло до Верховного суда. Сейчас Первой Синюхой занимаются юристы ОНФ в Москве. Насколько мне известно, есть решение о мировом соглашении — агрохолдинг готов сегодня выделить во внесудебном порядке небольшую часть из отданных в аренду земель.
— В рабочую группу входит исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и руководители нескольких общественных организаций. У многих из них сразу по нескольку «общественных должностей» и масса обязанностей. Не мешает ли это оперативности работы?
— Руководитель министерства нам нужен для того, чтобы у рабочей группы был административный вес. Что касается общественников, то у нас в крае почему-то принято иметь множество регалий и работать сразу в нескольких общественных структурах — например, одновременно быть членом Общественной палаты, ОНФ и входить в состав Совета по правам человека.
Из-за того, что человек имеет такую общественную нагрузку да еще и руководит бизнес-проектом, его приходится постоянно ждать. 
А ведь многие вопросы важно решать оперативно и, самое главное, выполнять обязательства перед людьми.
Например, у нас на 19 апреля был запланирован выезд в Ленинградский район — рабочую группу в станице Новоплатнировской ждали 200 человек, которые уже несколько лет не могут расторгнуть договор аренды с агрокомплексом и получить возможность самим обрабатывать свою землю. Накануне вечером выяснилось, что мы никуда не едем, потому что руководители группы заняты на важных встречах и мероприятиях в Краснодаре. Перенесли на 20 апреля. И вновь отбой по той же причине. Звоним в Новоплатнировскую, предлагаем выбрать десять активистов, которые могли бы приехать на заседание в Краснодар. Разумеется, никто не приехал — посевная же идет. Теперь запланировали выезд на 28 апреля. Какое после этого может быть доверие к нашей работе? Люди понимают это как нежелание их выслушать. И СМИ говорят о том, что комиссия не работает, у нее нет никакого влияния. 
— А как, на ваш взгляд, можно изменить такое положение дел, вернуть доверие людей?
— Мы ведь действительно делаем все, чтобы помочь людям, чтобы у них началась новая жизнь. И должны оперативно информировать общественность о своей работе, потому что сарафанное радио на пользу никому не идет, кроме тех, кто нечестно поступает с землепользователями.
Работа должна быть максимально публичной и прозрачной. И первые шаги уже сделаны. На сайте Общественной палаты Краснодарского края появился раздел «Фермерский вопрос», в котором размещены хронология и текущие результаты работы независимой группы по обращениям.
— Но некоторые заявители требуют, чтобы группа решила все проблемы немедленно, причем без каких бы то ни было усилий с их стороны…
— На собрании в Армавире 28 марта было решено, что рабочей группе необходим как минимум месяц, чтобы разобраться в ситуации. Итоги работы за этот месяц будут подведены 28-29 апреля на специальной пресс-конференции наших сопредседателей. Мы все убедились, что для получения результата нужна кропотливая работа с документами, а не выкрикивание лозунгов. Готовых решений нет и не может быть. Нужна целая стратегия по выходу из каждой конкретной кризисной ситуации. Именно этим и занимается рабочая группа. Первые шаги сделаны. Работу нужно продолжать. К сожалению, АККОР, по мнению фермеров и краевых властей, с этими задачами не справляется. Нужен постоянно действующий общественно-государственный орган. Возможно, это будет уполномоченный по правам фермеров. Эту должность утвердили при губернаторе буквально на днях. 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: На земле должна быть честная рыночная конкуренция, а не новое крепостное право (№ 18 от 27 апреля 2016)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру