Аганбегян: В нашем кризисе Крым не виноват

Академик представил в Краснодаре рецепты преодоления экономического коллапса

С российской экономикой все вышло как с человеком, которому давали лекарство, снимающее симптомы, но не способное вылечить. Болезнь возвратилась, но теперь уже с серьезными осложнениями. 

Академик представил в Краснодаре рецепты преодоления экономического 
коллапса

Действительный член Российской академии наук Абел Аганбегян заявил, что в нынешней сложной ситуации нет никакой политики, одна лишь сплошная экономика. Полтора часа подряд на цифрах и фактах доктор наук доказывал, что экономические проблемы России — вовсе не плата за Крым, не происки госдепа и не результат западных санкций, а последствия просчетов российского правительства. 


На конференцию, организованную Общественной палатой Краснодарского края и НП «Ассоциация предпринимателей Кубани», послушать российского экономического гуру пришли не только краснодарские бизнесмены, ученые и студенты, но и вице-губернатор Игорь Галась и уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Игорь Якимчик.
По мнению одного из «отцов перестройки», советника президента Михаила Горбачева и учителя большинства тех, кто сегодня рулит российской экономикой, кризис в России начался еще в 2013 году. Возник он из-за проблем, так и не решенных антикризисными мерами 2008-2009 годов.
Федеральным властям удалось добиться того, чтобы население России пережило этот период почти безболезненно. По крайней мере по сравнению с дефолтом 1998 года, когда втрое обесценились сбережения. Но для экономики страны этот кризис был втрое глубже прежнего, и от него она так и не оправилась. По мнению Аганбегяна, не выполнен ни один пункт «майского указа» президента «О долгосрочной экономической политике».


Частные инвестиции уменьшились, отток капитала из страны увеличился. Бюджетные инвестиции сократили. А пока власти снижали государственный долг России, крупнейшие компании бесконтрольно и в огромных объемах занимали деньги на внешних рынках.


В результате началась стагнация, а как только упали цены на нефть — разразился кризис.
С российской экономикой все вышло как с человеком, которому давали лекарство, снимающее симптомы, но не способное вылечить. Болезнь возвратилась, но теперь уже с серьезными осложнениями. 


И если в 2008-м вся тяжесть кризиса легла на бизнес, в этот раз — на население. По официальной статистике, в прошлом году в России на три миллиона человек увеличилось число бедных. По прогнозу, в 2016-м к нему прибавится еще четыре миллиона. А уже сегодня вдвое выросло число россиян, которые сами себя считают бедными, даже если государство их таковыми не признает. 
Академик Аганбегян называет совершенно дикой ситуацию, когда прибыль российских предприятий выросла почти в полтора раза, а реальная зарплата снизилась на девять процентов, и считает, что нельзя допускать дальнейшего обнищания населения, доводя людей до открытого протеста.
Выход из кризиса он видит в политике форсированных инвестиций в основной и человеческий капитал. Это значит, как можно быстрее большие деньги нужно вложить в науку и образование, модернизацию предприятий, глубокую переработку сырья, создание и внедрение высоких технологий. Нужно построить современные автострады, скоростные железные дороги и логистические центры, а также за пять лет удвоить объемы строительства жилья. 


Правительство России думает примерно так же, но не знает, где на все это взять средства. 
Абел Аганбегян считает, что деньги в стране есть, просто они лежат мертвым грузом: активы российских банков превышают 78 трлн рублей, вклады населения — 30 трлн рублей. Нужно лишь добиться того, чтобы эти деньги работали.


Он предложил следующую схему. Не покрывать резервами нынешний дефицит федерального бюджета, поскольку так никто в мире не делает, а на все три триллиона рублей дефицита выпустить ценные бумаги на 20 лет. Эти бумаги по четырехпроцентной ставке приобретает Центробанк и Внешэкономбанк, передает их трем-четырем десяткам крупных российских банков под пять процентов, а те перенаправляют эти средства по шесть процентов годовых предприятиям на реализацию инвестиционных проектов. Таким образом, реальная экономика получает огромный объем инвестиционных кредитов по низкой цене. Чтобы эти деньги не проели, предлагается перечислять их сразу тем, кто строит новый завод, поставляет на него оборудование и сырье. 


Однако в федеральном правительстве, похоже, не готовы к реализации таких радикальных идей.
А властям Кубани академик Аганбегян выдал более умеренные рекомендации: в первую очередь не допускать дальнейшего роста государственного долга и снижения благосостояния населения края.
Тут действительно есть над чем работать. 


«Драйвером роста экономики края всегда был потребительский спрос. Но в 2015-м впервые за 15 лет объем розничной торговли у нас снизился на семь процентов, — отметил вице-губернатор Игорь Галась. — Прибыль кубанских предприятий выросла в полтора раза, реальная зарплата кубанцев уменьшилась на 12 процентов». 


В 2016-м власти края рассчитывают на одно-двухпроцентный рост сельского хозяйства и промышленного производства, а также увеличение объема инвестиций до 600 млрд рублей, в том числе государственных — на строительство моста в Крым.


Что касается госдолга, региональные власти и сами понимают, что 146 млрд рублей при имеющемся объеме краевого бюджета — это слишком много. Минувшей осенью депутаты Законодательного собрания края приняли бездефицитный бюджет-2016, а губернатор заявил, что с будущего года край начнет сокращать объем госдолга. 


Но впоследствии планы пришлось поменять, поскольку по итогам 2015-го в краевую казну недобрали почти 10 млрд рублей доходов. 


В марте край объявил аукционы на привлечение девяти млрд рублей кредитных средств, отметив, что деньги пойдут на финансирование дефицита бюджета и покрытие долговых обязательств. 


«Я бы на вашем месте посмотрел, нет ли у края имущества, чтобы с его помощью погасить часть госдолга, — отметил Абел Аганбегян. — Вы от общего объема инвестиций в сельское хозяйство направляете 5,7 процента. Это крайне недостаточно для аграрного региона».


По данным экономиста, в регионе реальная безработица на Кубани составляет 6 процентов, цены на ЖКХ выросли на треть, при том что цены на продовольствие выросли только на 14 процентов. Он подчеркнул, что «властям надо внимательнее следить за этими процессами».


Академик отметил, что край едва ли не единственный регион России, который приблизился к мировым стандартам — строить ежегодно один квадратный метр жилья на душу населения, и подчеркнул, что в регионе необходимо сохранить объемы жилищного строительства. Кроме того, Абел Аганбегян считает,что прекрасные климатические условия позволяют привлекать лучших специалистов и развивать на Кубани высокотехнологичные производства. 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2016

Заголовок в газете: В нашем кризисе Крым не виноват

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру