Как кубанские пенсионеры льготы отстояли

Пожилые краснодарцы добились от краевых властей возврата льгот на проезд

Депутаты ЗСК  посчитали, что более обеспеченные пенсионеры могут оплачивать поездки на общественном транспорте на общих основаниях

Пожилые краснодарцы добились от краевых властей возврата льгот на проезд
Фото: Денис Яковлев

Предыстория
На самом деле эта история началась еще 13 октября прошлого года, когда Заксобрание по инициативе Вениамина Кондратьева, стремясь минимизировать расходную часть бюджета региона, продлило на ближайшие три года действие краевого закона от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ — «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2015 годы». Но в новой редакции документа льготный проезд оказался доступен не для всех пенсионеров, а лишь для тех, чья пенсия не превышает 7728 рублей. Депутаты посчитали, что более обеспеченные могут оплачивать поездки на общественном транспорте на общих основаниях. Проголосовали на сессии единогласно (в том числе коммунисты и председатель Совета ветеранов Краснодара единоросс Иван Рыбалко, про которого говорили обратное).
Изменения вступали в силу 1 января, о них никто не рассказывал до тех пор, пока в конце декабря не пришла пора приобретать проездные на следующий месяц. И тут старики (одни из самых малообеспеченных в стране) почуяли неладное. Привычные киоски на остановках их не ждали, всех посылали в соцзащиту и  пункты обслуживания транспортных карт. Огромные очереди вызвали огромное раздражение. Мэрия дала разъяснения на своем сайте 24 декабря, краевая администрация — днем 28-го, после того как у елки перед Красной, 35 состоялся первый флешмоб стариков («МК» на Кубани» писал об этом «Льготу послали. По адресу» в № 1-2 от 30.12.15). В министерстве соцразвития региона тогда отметили, что перечень граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда, остался прежним. Но привели такие данные. До сих пор в крае возможность получать льготу имели 1,3 млн человек, пользовались ею около 400 тысяч кубанцев, а теперь в результате новых ограничений планировалось выдать проездные примерно 118 тысячам льготников. Затем устами министра Губриевой власти пытались в СМИ уверить граждан, что при этом «льготы на проезд в крае сохраняются в полном объеме». Однако кошельки пенсионеров свидетельствовали об обратном. 6 января перед администрацией края снова собрались старики с плакатами.Но на первом планерном совещании у губернатора, похоже, значения протестам не придали. Повестка осталась прежней.

Фото: Денис Яковлев

Кто именно выступил организатором масштабной акции 15 января,  выяснить у митингующих не удалось. Виктор Андреевич Иванов (1941 года рождения, раньше работал электриком на ХБК) узнал о предстоящем из объявления на киоске, где продавались проездные билеты. Дмитрий Иванович Гребенец (1931 года рождения, в прошлом сварщик) обнаружил в своем подъезде приглашение на митинг... Возможно, потрудились оппозиционные силы — в толпе мелькали красные флаги, но пенсионеров явно не интересовали какие-то политические требования. (Есть версия, что инициаторы — общественная организация «Дети войны». Еще «кукловодами» называют деятелей из «Презумпции».) Все были нацелены на достижение конкретного результата — воплощения социальной справедливости. И вряд ли кто-то из них вспомнил, что именно в этот день, ровно 55 лет назад, в Краснодар случился самый настоящий бунт. С жертвами и захватом здания крайкома КПСС.
День первый
В пятницу, 15 января, к полудню площадку перед входом в здание администрации края заполнили пожилые люди. В различных публикациях назывались цифры от 300 до тысячи человек. На взгляд автора этих строк, истина — где-то посередине. Пенсионеры вели себя довольно миролюбиво. Высказывали претензии, конечно, в адрес властей, критиковали нынешнее экономическое положение. Но «живой щит» из полицейских и казаков перед входом в здание был явно излишен. Люди ждали появления главы региона, а его все не было.
— Гу-бер-на-то-ра! — скандировали старики. — Возврат проездных!
Представители администрации приглашали пенсионеров пройти в зал заседаний. Они говорили, что Кондратьев и Бекетов находятся в Москве, прилетят ночью и завтра встретятся с митингующими. А пока, мол, идите в зал и там четко сформулируйте свои требования. 
— Кто ты есть? Что ты мозги полоскаешь? Зачем в зал? Не надо никуда уходить! — говорил какой-то старик, потрясая в руке вставной челюстью. 
Обращался он к Андрею Алексеенко, заместителю губернатора Краснодарского края. «Начальство надо знать в лицо!» — знаменитая «киношная» фраза. Но парадокс ситуации заключался в том, что команда заместителей губернатора появилась около двух месяцев назад, их лица народу еще не запомнились. Да и трудно понять представителям старшего поколения, что краем руководят люди, которые им не в сыновья — во внуки годятся.
— К народу пусть выйдут, а не в зал приглашают... Сейчас разделимся: кто-то в зал пойдет, остальных в автобусы и — в полицию… — слышится рядом. 
— Гу-бер-на-то-ра! — скандирует народ.
Знакомлюсь с соседом в этой толпе. Анатолий Иванович Кияшко (1939 года рождения, инвалид 2-й группы, работал водителем, пенсия — 14 000 рублей).
— Понимаешь, еда для нас — это жизнь, а транспорт — это свобода, — делится Анатолий Иванович. — Пришел сюда, потому что каждый день у меня 3-4 поездки. На базар, за лекарством, внуков проведать… Сейчас в день будут тратить не меньше 60 рублей. Для меня это слишком много!
— В Советском Союзе стипендия студентам была 40 рублей, а пенсия — 60 рублей. Проезд в трамвае стоил три копейки. Человек на пенсию мог проехать две тысячи раз. Сейчас на такое же количество поездок нужны 34 тысячи рублей, — рассуждает вслух Валентина Николаевна Ковтун (1948 года рождения, 50 лет работала бухгалтером, ветеран труда, пенсия — 12 тысяч рублей). — Я в среднем каждый день езжу 6-8 раз, это 160 рублей…
Представителей митингующих — человек десять — все-таки пригласили в здание администрации края. Толпа от памятника казаку придвинулась вплотную к входу. 
Какая-то пожилая женщина поднялась на ступеньки и что-то яростно говорит, но ее не слышно. Потом ей дали микрофон, а оказалось, что он не работает. Дали мегафон, и разлетелось вокруг: 

Фото: Денис Яковлев

— …перекроем дороги, не дадим им дышать, поедем останавливать транспорт на Тургеневский мост! 
Тут оратор почему-то сняла пальто и… расплакалась.
Казаки и полиция — «живой щит» перед входом — с интересом рассматривают плакаты, действий не предпринимают. Полицейские — представители государства. Казаки воспринимаются явно неоднозначно: сытые физиономии, новенькая, с иголочки, форма, а напротив — не слишком хорошо одетые старики и старухи.
Раздаются звуки клаксонов: оказывается, некоторые пенсионеры переместились на другую сторону улицы, к памятнику маршалу Жукову, кто-то из них замешкался на проезжей части, тем самым остановив автомобильное движение по Красной. А потом уже сознательно старики заполонили дорогу. Автомобильные гудки митингующие воспринимали как поддержку своей акции. 
Появляются делегаты, которые от пенсионеров были отправлены в здание администрации. Там они познакомились со всеми бывшими на месте заместителями главы края. Мегафон берет Галина Николаевна Сильман, зампредседателя «Союза женщин» Прикубанского округа: 
— Губернатор в Москве. Приходите завтра к 12 часам. И если вопрос не будет решен, в понедельник повторим акцию.
Часть пенсионеров остается возле памятника казаку, вблизи новогодней елки, но большинство переместилось напротив. Микрофон переходит из рук в руки: 
— Евланов не принимал этот закон — это все ЗСК. Будем выражать недоверие Бекетову, отзывать своих депутатов…
Очередной оратор стал вспоминать Чубайса и «прихватизацию», но другим эти экскурсы в историю уже были неинтересны. 
В 14 часов митинг сошел на нет. Около памятника маршалу Жукову люди еще выплескивали пар, но было понятно, что основные события еще впереди.
День второй
К полудню субботы толпы перед входом не было: сотрудники администрации перенаправляли прибывающих пенсионеров в зал заседаний на третьем этаже краевой администрации. В итоге он был заполнен на две трети.
В ожидании главы края люди выступают и делятся всем, что наболело. Их слушают несколько вице-губернаторов и сотрудники администрации. Говорят о том, как обманули с единой транспортной картой (думали, что за огромные для них 900 рублей получают право на неограниченное число поездок, а оказалось, только на 52). А ведь многие бабушки еще и сопровождают детей в школу или спортивные секции, кружки... Сидящая по соседству Елена Сергеевна Смирнова (1948 года рождения, в прошлом — экскурсовод, пенсия — 6172 рубля) справедливо тревожится, что в желании донести власти свои беды пенсионеры «расплещут» главное: требование вернуть льготы на проезд в общественном транспорте. 

Фото: Денис Яковлев

Интонации от спокойных переходят к повышенным, появляются истеричные нотки. Люди начинают скандировать: «Гу-бер-на-тора!» 
Он появляется на сцене в 13.10. Наверное, Вениамин Иванович волновался, потому что вначале довольно жестко стал осаживать зал: «Не надо кричать! Почему вы думаете только о себе?» Какой-то пенсионер предложил губернатору извиниться за то, что люди его ждали больше часа. Но он ответил, что и планировал встречу на час дня, раньше просто не мог, видимо, что-то заместители напутали со временем. Ответ получился скомканным…
Кондратьев заверил собравшихся в зале, что с огромным уважением относится к пожилым людям, в доказательство рассказал о том, что сам появился на свет, когда его родители были далеко не молоды... Потом он попросил одного из выступающих не зачитывать требования по бумажке, а говорить своими словами, «от сердца»… 
Какая-то старушка пришла на сцену, села рядом с губернатором, и они стали вполголоса что-то обсуждать. А в это время в зале другие пенсионеры с микрофонами не знали, что делать, — глава региона их не слушал и не слышал… Было много эмоциональных выступлений на какие-то сторонние темы: люди выражали недоверие депутатам ЗСК, судейскому сообществу, мэру Краснодара, рассказывали о плохом медицинском обслуживании в поликлинике… 
Про главную тему все же не забывали.
В какой-то момент глава края поинтересовался у зала: будем подытоживать или еще пообщаемся? Мол, мне интересно и важно узнать, как и чем живут пенсионеры Кубани. 
Кто-то вполголоса за спиной прокомментировал: «Чтобы встретиться с пенсионерами, власть организовала прекрасный повод!..»
Тем временем губернатор предложил вариант вернуться к прежней системе льгот на проезд в общественном транспорте для пожилых людей, у которых пенсия меньше 12 тысяч рублей. Зал в ответ возмущенно зашумел. Тогда Кондратьев тут же поднял планку до 15 тысяч рублей, — и это устроило всех. 
— Сохраняем льготы, которые у вас были. Не хочу забирать то, что имеете. Я обращусь к Законодательному собранию края с предложением вернуть единый проездной билет с 1 февраля. Те, чей доход не превышает двойного размера прожиточного минимума, будут иметь право на единый льготный проездной билет, — завершил руководитель региона и спустился в зал.
Независимо от уровня дохода льготу получат и все жители края старше 80 лет. 
…По широким мраморным лестницам с мягкими коврами спускались, в общем-то, довольные пожилые люди: они все сделали по-честному, защитили себя. Они поняли, что представляют силу, с которой власть вынуждена считаться.

Фото: Денис Яковлев

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2016

Заголовок в газете: Честное пенсионерское(№4)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру