В женской исправительной колонии № 3 в поселке Двубратском открылся реабилитационный центр

Центр «Аврора» еще толком не начал свою работу, но уже дал положительный эффект, который подтверждается статистикой нарушений режима в колонии

Действительно, на первый взгляд покажется, что тема социальной реабилитации заключенных мало кого касается: все по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». О несостоятельности этого принципа и необходимости комплексного подхода к решению других проблем говорили участники круглого стола перед открытием реабилитационного центра в ИК-3.

Центр «Аврора» еще толком не начал свою работу, но уже дал положительный эффект, который подтверждается статистикой нарушений режима в колонии
Фото: Екатерина Юрченко

Центр получил символичное название — «Аврора», то есть утренняя звезда, заря, возрождение. Он появился в женской исправительной колонии № 3 по инициативе общественников и благодаря реализации проекта по созданию реабилитационных центров в пяти исправительных учреждениях ФСИН Россия, в которых отбывают наказание женщины. 
ФКУ ИК № 3 — Двубратская колония 
№ 3 (единственная на Кубани для осужденных женщин) — исправительное учреждение с собственной историей и неплохой репутацией. Оно функционирует больше 45 лет. В ней отбывают наказание 1045 женщин — впервые осужденных, в основном по 228-й, 159-й и 105-й статьям. То есть за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в числе которых распространение наркотиков, совершение краж, мошенничество и финансовые махинации, изнасилования и убийства.
По ту сторону колючей проволоки жизнь идет по своим правилам. Часть осужденных выпускает «товары широкого потребления». 70 процентов сиделиц работает в швейном цехе в центре трудовой адаптации осужденных, открытом здесь в 2007 году. Заработная плата, правда, невысока — швеи в среднем зарабатывают около тысячи рублей, получая на руки четвертую часть суммы. Эти деньги они могут отправить родственникам или на них отовариться в магазинчике на территории колонии. В котором, кстати, имеются практически любые товары повседневного спроса, но приобрести их за наличный расчет нельзя. Здесь же, в колонии, можно продолжить образование — общее и профессиональное. В ИК-3 открыта школа, под которую отведен отдельный корпус. 
Когда попадаешь на территорию колонии, в глаза бросаются клумбы, пестрящие осенними цветами. Школе и столовой менее казенный вид придают зеленые представители тропиков. И все же здешние атмосфера и распорядок существенно отличаются от вольной жизни, к которой находящиеся за высоким забором женщины мечтают вернуться. Однако для многих это самое возвращение становится весьма непростой задачей.
Об адаптации в обществе бывших заключенных заговорили не вчера. Как и о том, кто должен способствовать ресоциализации людей, оступившихся, но сполна наказанных за свои деяния. Действительно, на первый взгляд покажется, что тема социальной реабилитации заключенных мало кого касается: все по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». О несостоятельности этого принципа и необходимости комплексного подхода к решению других проблем говорили участники круглого стола перед открытием реабилитационного центра в ИК-3.
Пожалуй, точнее всего обозначил тему начальник УФСИН России по Краснодарскому краю полковник внутренней службы Виктор Пестов, подчеркнув, что все осужденные в ИК-3 — жительницы Краснодарского края. Каждый год по решению суда из колонии освобождаются около 240 женщин. Они пытаются вернуться к нормальной жизни, становятся нашими соседками по лестничной площадке, ходят по тем же улицам и покупают продукты в тех же магазине, что и мы. И потому от законопослушных жителей края, то есть от нас с вами, во многом зависит, какую модель поведения они примут, пытаясь устроиться на воле.
Представьте такую ситуацию: проведя несколько лет в колонии, женщина вышла на свободу. Семьи нет — родственники давно отказались от нее. Жилья — тоже нет, да и работу бывшей заключенной найти практически нереально, ведь в наше непростое время устроиться на хорошее место проблематично и человеку без тюремного прошлого. 
Стоит ли говорить, что подобная неустроенность может обернуться возвратом к криминалу? Кстати, как отметили участники круглого стола, рецидив женской преступности пугающе высок. Во всяком случае, был до недавнего времени. Отметим также, что любому из нас хотелось бы жить в спокойной обстановке, без головной боли за безопасность своего имущества и близких. То есть безопасная и спокойная жизнь в социуме в огромной степени зависит от того, как этот социум принимает бывших заключенных.
Кстати, центр «Аврора» еще толком не начал свою работу, но уже дал положительный эффект, который подтверждается статистикой нарушений режима в колонии. Если за тот же период времени в прошедшем году здесь было зафиксировано 
121 нарушение, то в нынешнем их количество снизилось до 89.
Возможно, вызвано это желанием спецконтингента попасть в число обитательниц центра… Обычные вроде бы комнаты, как в общежитии — деревянные кровати с хорошим бельем, коврики, занавески. Рядом небольшой спортзал с тренажерами. Кухня-столовая, начиненная всем необходимым: холодильник, микроволновка, посуда, также здесь есть стиральная машина, пылесос и т. п.). Раздельные туалеты и душевые. 
Отбор достойных для проживания в центре осуществляется комиссией ИК-3 с участием членов ОНК Краснодарского края. За реальный шанс на нормальную жизнь после освобождения от имени «коллег по отсидке» поблагодарила собравшихся и администрацию колонии осужденная Алена Жукова.
— Помню свое первое утро, когда проснулась в центре, — поделилась Жукова, — было ощущение, как будто я дома…
До выхода на волю Алене осталось полгода. И после семи лет, проведенных в колонии, она, по ее признанию, о многом забыла.
— Очень тяжело после всех лет вспомнить, каково жить на свободе, — рассказала она, — приходить с работы, готовить ужин, заниматься в спортзале и просто смотреть телевизор…
— Скажите, Алена, что, по-вашему, еще должно быть в центре? — поинтересовалась председатель президиума Общероссийской общественной организацией «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих, одна из разработчиков проекта по созданию реабилитационных центров.
— Честно? — отозвалась Жукова. — Центр уютный, домашний, в бытовом плане больше ничего не требуется… Но хорошо бы приглашать время от времени еще и стилиста…
Есть еще одна очень важная составляющая успешной ресоциализации бывших заключенных. То, что ради своего малыша мать способна на многое, — аксиома. По статистике, реабилитация осужденных, у которых либо здесь же, в колонии (где с 1973 года существует Дом ребенка), либо на воле есть дети, проходит легче. 
Может, не только ради себя самой, но и ради своего ребенка, который ждет ее, Алена Жукова прилагает столько усилий, чтобы вернуться к нормальной законопослушной жизни. 
.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2015

Заголовок в газете: Новая заря

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру