Евгений Греков: Третий сектор хотят «национализировать»

Несколько лет назад Евгения Грекова и его Творческое объединение «Южная Волна» знали не только в Краснодаре — НКО было на слуху далеко за пределами края.

Несколько лет назад Евгения Грекова и его Творческое объединение «Южная Волна» знали не только в Краснодаре — НКО было на слуху далеко за пределами края. Громкие правозащитные акции, рок-концерты на главной улице. А потом все стихло

Несколько лет назад Евгения Грекова и его Творческое объединение «Южная Волна» знали не только в Краснодаре — НКО было на слуху далеко за пределами края.
Фото из личного архива героя публикации

Женя, ты вернулся в Краснодар, но пару лет, кроме клуба любителей «Делик», тебя не было слышно. Каким виделся некоммерческий сектор города «в отдалении»?

— Я десять бурных лет провел в столице, и когда по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Краснодар, оказался в совершенном вакууме. Моя «Южная Волна» жила уже своей настроенной жизнью. Потому я не стал особо вмешиваться, хоть и остаюсь по сей день председателем правления. 
Так как я активно действовал в московском автоклубе «Делика» (мой позывной в автодвижении «Прикубанский»), то и на родной почве тут же вошел в клубное движение. Занялся его реформированием и сплочением. Сегодня это лучший автоклуб Юга России. Он действительно похож на клуб, а не просто тусовку, хоть и не самый большой. Машины все же редкие. Я занимался семьей, делал своими руками ремонт, воспитывал сына. В общем, жил в стиле «папа на гнезде». На все предложения поучаствовать в региональной общественной жизни от старых приятелей из неправительственного сектора Кубани не реагировал. Во-первых, хорошо помнил свою историю общения с компетентными органами перед отъездом в Москву, а тут еще этот скандал с Михаилом Саввой. Поэтому старался быть максимально осторожным.

— Постепенно ты из соцсетей стал «выходить в люди», побывал на нескольких больших мероприятиях городского и окружного уровня. Что думаешь сейчас?

— В сентябре 2015 кто-то из друзей позвал поучаствовать в «Ночи городских сообществ». К этому времени мы с моими приятелями детства решили, что надо начать заботиться о своем микрорайоне имени Вавилова и сделать что-то вроде «Союза жителей». И я пошел на это мероприятие, чтобы посмотреть, что делают другие городские сообщества Краснодара.
Конечно, никаких городских сообществ в смысле «союзов жителей» или ТОСов я не увидел. Там были творческие коллективы, представители молодежных субкультур, тематические общественные объединения. В общем, те, кого мы называем неправительственным бесприбыльным сектором. Людей много, они были активны, но очень уж далеки от профессионализма и без того не блещущего особыми знаниями гражданского сектора. Прекрасный московский модератор Свят Мурунов и организатор всего этого действа Лена Шувалова произвели на меня впечатление увлеченных людей. И я для себя решил, что надо подумать, чем могу помочь своей малой родине из того багажа, что приволок в своей голове из столицы.

— Какие открытия сделал? Ты же выступал на форуме «Сообщество» и вел секцию на конференции по социальному предпринимательству…

— Да, когда я писал заявку на форум «Сообщество», мы уже активно создавали движение «Волонтеры на колесах — Кубань». На мероприятие шли вместе с одним из координаторов движения Сергеем Кошелем (позывной в автодвижении «Бульдозер»), целью было — рассказать о движении и перевести его на межрегиональный уровень. Что в полной мере удалось. После презентации мэр Краснодара Владимир Евланов пригласил нас к себе. 
Форум «Сообщество» приятно удивил — в нем мог принять участие любой гражданский активист, будь то прожженный «общественник-грантопожиратель» или человек, представляющий незарегистрированную тусовку… Это я бы отнес к плюсам форума. Я работал в группах Лены Тополевой-Солдуновой, так как давно ее знаю и крайне высоко ценю ее профессионализм. С удивлением узнал, что Краснодарский край не стал брать от Министерства регионального развития федеральные субсидии на развитие социального предпринимательства. А это, на всякий случай, двести миллионов рублей! (В прошлые годы Краснодарский край такие субсидии получал, — прим. ред.) Мое предложение для внесения в резолюцию форума и окончательного доклада президенту РФ было связано со снижением давления силовых структур на региональных гражданских активистов и снятия регистрационных барьеров для общественных объединений. Индивидуальный предприниматель может зарегистрироваться в Краснодарском крае за 5 дней, и никто не смотрит, какие виды деятельности он там пишет. А общественное объединение тратит на это от месяца и больше, и не факт, что будет зарегистрировано, потому что каждая запятая трижды проверяется.
Особо удивило, что из пяти регионов ЮФО на конкурс презентаций общественных проектов было подано всего 50 заявок. Со всего округа! Это говорит о катастрофе в активизме в третьем секторе. И качество подавляющей части презентаций было намного ниже среднего. Нужны серьезные просветительские и образовательные программы. И не зря во время форума много раз звучало сожаление, что с «карты» гражданского общества Юга России власть помогла исчезнуть такому важному институту развития гражданского общества, как Южно-российский ресурсный центр. Пока никакая организация — ни правительственная, ни неправительственная — занять его рабочую нишу не смогла.

— По-твоему, зачем Общественная палата стала проводить такие глобальные форумы?

— Судя по речам и делам руководства Палаты, стоит задача национализации третьего сектора, его огосударствления, лишения независимости, самостоятельности контрольных и аналитических функций. Все то, о чем предупреждали эксперты при создании данной структуры.

— Чем состояние третьего сектора в крае сегодня отличается от того, что было на «смене веков»?

— В 90-х было представление, что мы, приложив усилия, сможем развить страну, что у нас будет сильное демократическое государство, мощный бизнес и развитое гражданское общество. Эти представления сохранялись примерно до второго президентства Путина. Когда силовики занялись вторыми выборами, позитивная картина демократического будущего России исчезла, как и вообще любая картина позитивного будущего страны. В кризисные времена выигрывают лидеры и аутсайдеры. Сегодня все эксперты, и прокремлевские, и независимые, констатируют выход России из зоны стабильности. Кризис как реальность признается на всех уровнях и этажах нашей страны. А те, кто хорошо учился, знают: чем слабее экономика авторитарной системы (а к конкурентной системе мы так за 30 лет и не перешли), чем ниже цена на нефть, тем больше сырьевое государство нуждается в эффективном обществе, которое берет на себя часть социальных тягот государства. Потому у гражданского общества сегодня есть шанс на развитие, хотя мы наблюдаем еще один жесткий виток государственного давления против гражданских лидеров в регионах. И это не последний раз, когда силовики будут стараться взять активизм и информационные потоки под свой полный контроль. Но кризис и ухудшение социальной обстановки на местах сегодня работает на открытое общество завтрашнего дня.

— В курсе ли ты, чем занимаются твои бывшие коллеги по НКО тех лет?

— Да, картина не самая приглядная: одни, чтобы сохранить свободу, были вынуждены покинуть пределы России, иные ушли работать на государство, наиболее успешные уехали в столичные регионы, очень многие в профессиональном смысле так и остались на уровне конца 90-х. В гражданском секторе можно по пальцам пересчитать людей из тех времен, которые и сохранили свои проекты, и выросли как профессионалы, сохранили имя незапятнанным. Хотя кто из нас без греха? Но радуют новые лица и большой поток совершенно свежих неформальных инициатив: и субкультурных, и социальных, и творческих, которые вовсе не стремятся в реестр зарегистрированных организаций — бежать с протянутой рукой к государству. Много людей из бизнес-сектора, которых еще в середине десятых годов было не повернуть лицом к общественным проблемам, если только в семье не случалось личного горя. Сегодня они инициируют свои общественные проекты, приносят бизнес-технологии в гражданское общество, задают профессиональный тон для всех общественников региона. Значит, что-то такое позитивное в будущем есть. Пока как предчувствие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру