Историческое Всесвятское кладбище Краснодара стало диким лесом

Согласно официальным данным, действовать этот погост перестал в 60-х годах прошлого века. С тех пор кладбище обрастало легендами и еще больше сорняками.

 Самое старое из сохранившихся. Место, где, по разным оценкам, похоронено от 1,2 до 3 миллионов человек, среди которых люди, сыгравшие огромную роль в истории Екатеринодара-Краснодара, в скором времени может попросту исчезнуть. Об этом говорят историки-краеведы, которые уже не первый год безуспешно пытаются спасти осязаемую историю.

Согласно официальным данным, действовать этот погост перестал в 60-х годах прошлого века. С тех пор кладбище обрастало легендами и еще больше сорняками.

 В последнее время у нас много говорят о возрождении национальной гордости, недопустимости переписывания истории, но когда доходит до дела, система сбоит. Яркий тому пример — Всесвятское кладбище, самое старое из сохранившихся. Место, где, по разным оценкам, похоронено от 1,2 до 3 миллионов человек, среди которых люди, сыгравшие огромную роль в истории Екатеринодара-Краснодара, в скором времени может попросту исчезнуть. Об этом говорят историки-краеведы, которые уже не первый год безуспешно пытаются спасти осязаемую историю.

Предложение прогуляться по Всесвятскому кладбищу я совершенно случайно нашел в социальной сети на страничке до тех пор незнакомого мне молодого коллеги. Навел справки, выяснил, что Владимир Бегунов давно занимается историей Екатеринодара и может рассказать много интересного о людях, похороненных на Всесвятском. Решил пойти и не пожалел.

Встреча экскурсантов назначена на семь вечера у Вечного огня. К этому времени здесь собралось человек 70. Признаться, я не ожидал такого количества, впрочем, как и организаторы. В толпе любителей истории в надгробиях журналистов было примерно с половину, остальных сюда привел негонорарный интерес.

Виктория Гурьянова, один из инициаторов акции, краевед из Волгограда:

— Идея этой экскурсии возникла после того, как я приехала в Краснодар и попросила Владимира (Бегунова) познакомить меня с историей Екатеринодара. То, что увидели, заставило задуматься об отношении к памяти, и мы решили привлечь внимание к проблеме, начав хотя бы с экскурсии.

Лично я не отношусь к тем, кто любит ходить на кладбище, и до этого на подобных мероприятиях замечен не был. Забегая вперед, мнение я изменил. Не в том смысле, что некрополи стали моим любимым местом времяпрепровождения, просто понял тех, кому это нравится.

Часть первая: историко-романтическая

Есть у старых кладбищ особая атмосфера. Тихо, покойно, грустно. Читаешь эпитафии, даты рождения, смерти на старых памятниках и ярче, чем где-либо, понимаешь, что тогда тоже жили люди. Любили, боролись, строили планы на будущее, ставшее для нас уже далеким прошлым. Так же радовались и не меньше нас скорбели об ушедших.

За мемориальным комплексом кладбище имеет пусть не очень презентабельный, но довольно ухоженный вид: трава и поросль сведены на нет, но немало надгробий треснуло, на многих табличках невозможно разобрать что-либо. Полсотни шагов вглубь, и оказываешься в непроходимом лесу, где давно не ступала нога человека с полномочиями или просто с пилой — джунгли по-кубански. Голос экскурсовода возвращает в реальность.

— Всесвятское кладбище не самое старое в Екатеринодаре. До тридцатых годов XVIII века хоронили на Фоминском погосте. Предположительно, он находился на месте нынешнего Сенного рынка. Поэтому Всесвятское нужно считать самым старым из сохранившихся.

Согласно официальным данным, действовать этот погост перестал в 60-х годах прошлого века. С тех пор кладбище обрастало легендами и еще больше сорняками.

Но о сорняках потом. Сначала о мифах и доказанных фактах. Как бы это ни звучало, но кладбище — место общественное и на нем отражаются все веяния времени, наверное, даже в большей степени. С самого начала своего существования Всесвятское было поделено на сектора: греческий, армянский, еврейский и так далее. Богатые и именитые горожане, такие как Тарасовы и Богарсуковы, строили здесь фамильные склепы, которые, кстати, сохранились, но в очень плачевном виде. До сих пор можно найти монументы в виде дерева или причудливой скульптурной группы. В большей степени это относится к памятникам начала прошлого века. Революция и пришедший следом минимализм большинство надгробий времен индустриализации, войны и борьбы с разрухой обезличили. Отсутствие идеологически чуждых вензелей и «розочек» компенсировали пламенными напутствиями ушедших героев будущим поколениям, высекая их на скромных бетонных надгробиях.

Однако, как выяснилось, памятники могли перемещаться. Не самостоятельно, конечно, а по воле живых. Например, неподалеку от входа со стороны улицы Северной есть памятник герою Великой Отечественной, погибшему в 1943 году. По-видимому, его товарищи решили увековечить память так, чтобы она не стерлась в веках, установив на его могиле очень красивый и большой памятник. Но где его взять? Война идет. Решение нашли гениальное: экспроприировали понравившийся из имевшихся. Так на могиле героя оказалось надгробие, датированное концом XIX века — спустя годы табличка с монумента отвалилась и отчетливо проступили имя и фамилия человека, который умер в апреле 1898 года. Если поискать, то таких памятников найдется немало. Кто-то скажет: «Некрасиво». Историки ответят: «Так было, и не судите прошлое».

Вообще, Всесвятское кладбище раскрылось для меня по-новому. Оказывается, здесь есть легенды, о которых не знают даже самые продвинутые защитники старых погостов. Кто слышал о могиле двух алкоголиков? За историческую достоверность не отвечаю, но на то она и легенда. Еще в середине 80-х годов прошлого века любопытствующие могли видеть необычное захоронение: двойная могила с разными фамилиями, общей датой смерти и единой эпитафией. Приглядевшись, можно было прочитать: «Здесь лежат друзья-алкоголики, погибшие при испытании самогонного аппарата».

На одной из немногочисленных расчищенных аллей есть памятник Марфе Турищевой, снискавшей себе дурную славу. Несколько лет назад сатанисты устроили на надгробии натуральную оргию с жертвоприношением собаки. На самом деле разговоры о том, что под бетонной плитой с 1912 года покоится женщина, поклонявшаяся темным силам, не имеют под собой никакого основания. Марфа Абрамовна была матерью знаменитого архитектора В. С. Турищева, который является автором многих зданий Екатеринодара. Он и спроектировал уникальный памятник для своей любимой матушки. Кстати, сын пережил свою мать всего на 8 лет; был расстрелян в 1920-м по ложному доносу. Единственное, что могло привлечь сатанистов к очень красивому памятнику, — отсутствие в надписи даты рождения и слухи о том, что при жизни Марфа Абрамовна увлекалась спиритизмом. Глупость, конечно (на кладбище масса памятников только с датой смерти, и в конце позапрошлого века «общение с духами» было у интеллигентной публики в моде), но для людей с нездоровой психикой аргумент весомый.

Часть вторая: печальная

По кладбищу мы бродили часа два. За это время сложилось ощущение полной оторванности от мегаполиса. Но объяснялось оно не своеобразной атмосферой — джунгли зовут.

Тем, кто хочет повторить наш путь, настоятельно рекомендую не забыть про плотную одежду и запастись бензопилой. Львиная часть Всесвятского недоступна для обычных людей: ее охраняют сплошная крапива в пояс, тучи комаров, обомшелые стволы упавших деревьев и густейший подлесок. Ну чем не охрана памяти? Фиг какой супостат туда за нашей историей пролезет и перепишет. Сама природа за нас!

Но шутить как-то не хочется. После прогулки я понял опасения организаторов, которые в начале экскурсии сказали, что если кладбищем не заниматься еще несколько лет, то и спасать будет уже нечего — все разрушится. Южный климат и вандалы доконают.

— На Всесвятском кладбище захоронены те, кто создавал историю Екатеринодара и вообще всей Кубанской области, — комментирует известный историк, краевед Виталий Бондарь. — Это объект культурного наследия. По закону он подлежит охране. Но на деле все это только слова. Мы уже много лет всеми доступными способами пытаемся обратить внимание власти на угрожающее состояние Всесвятского кладбища. Результат каждый может видеть сам.

Разговоры о превращении самого старого кладбища города в мемориальный комплекс поднимаются периодически. В основном они удивительно совпадают с подготовкой к очередному празднованию Дня города или выборами депутатов. И даже вроде что-то начинает делаться. Иногда на кладбище появляются жизнерадостные юноши и девушки в одинаковых майках, свидетельствующих об их принадлежности к какому-то молодежному движению. Бывает, что они приходят даже с топорами, тяпками, бензопилами. Тогда о них крутят сюжеты по телевидению и печатают репортажи в газетах с общей темой: «Я люблю Краснодар и все, что с ним связано. История — наше все!» Как правило, в результате таких набегов очищается только фасадная часть кладбища, вглубь никто не идет.

Сюжеты показаны, отчеты написаны, ребята своими мозолями заработали минуту славы и пошли агитировать дальше. А кладбище как было заросшим притоном бомжей (и извращенцев — спросите женщин, которые через Всесвятское вечерами ходят с работы), так и осталось. Красота! Главное — бесплатно.

— Несколько лет назад был официально утвержден проект реконструкции объекта культурного наследия «Ансамбль «Всесвятское кладбище». И что? Документ есть, но ни рубля на реализацию проекта не выделено, — сетует Виталий Бондарь.

— Всесвятское кладбище — это история. А на историю и культуру у нас почему-то никогда денег не хватает, — поддерживает мысль краеведа депутат ЗСК Алексей Гусак (единственный из представителей хоть одной ветви власти, пришедший на экскурсию). — Выход найти можно. На мой взгляд, силами волонтеров навести здесь порядок вполне реально. Но ведь потом за всем этим нужно следить, поддерживать. Для этого необходимо создавать какое-то предприятие, платить рабочим. Это деньги. А их на историю — я уже говорил...

И все же лично мне во всей этой проблеме порой чудится заговор. Может, кладбищенский мистицизм действует? Но уж не сочтите за цинизм (это скорее страх), в последние годы при каждом упоминании о Всесвятском кладбище знаменитые земляки, там похороненные, вспоминаются во вторую очередь. В первую же приходит на ум, что это 18 с лишним гектаров земли в центре самого быстрорастущего города юга России. Но стоит лишь на мгновение позволить эту недопустимую при нашем высочайшем уровне самосознания и внутренней культуры мысль, как появляется логика. Конечно, Всесвятское кладбище относится к территориям, строительство на которых просто невозможно. Это если говорить о законном пути: разрешение, проект, согласование, реализация... Однако практика Краснодара, где по мановению неизвестного злого волшебника вырастают целые микрорайоны многоэтажных самостроев, свидетельствует о том, что у нас невозможного не существует. Чур меня, чур!

Часть третья: перспективная

За время продолжительной прогулки по Всесвятскому кладбищу не успели обойти и десятой его части. О чем это говорит? Исключительно о том, что мы очень богатые люди. В любом европейском городе вам всегда предложат экскурсию по самому старому кладбищу, расскажут массу легенд и былей, возьмут 10 евро. А может, 20. Но мы же не такие, чтобы торговать своей историей… А какие, позвольте поинтересоваться?

До конца 80-х Всесвятское содержали в порядке за счет государства. Потом мы сетовали на лихие 90-е. С начала этого века — на их тяжкие последствия. Сейчас кризис очень вовремя подкатился...Получается, что четверть века Всесвятское кладбище попросту брошено. Денег на его содержание нет. Желания решить эту проблему, похоже, тоже. Может, все-таки имеет смысл подойти к этому важнейшему историческому памятнику с инвестиционной стороны? Очистить наконец территорию. Провести инвентаризацию захоронений.

А потом предложить предприимчивым людям поучаствовать в создании еще одной, самой исторически насыщенной, визитной карточки города и края.

С экскурсионными маршрутами, легендами, байками. Уж на это-то мы богаты. Ведь можно так сделать. За примерами даже за границу ехать не надо: вон в Москве давным-давно этим занимаются. И чисто там на Ваганьковском. Чего ж мы ждем? Или все-таки не зря мнительным горожанам чудится тень заговора, нависшая над Всесвятским?

Виталий Бондарь, историк, краевед:

— Всесвятское кладбище, получившее свое название от располагавшейся в его центре церкви Во имя Всех Святых, было основано в середине XIX века и служило главным погостом города Екатеринодара и Краснодара до середины 1960-х годов.

Здесь покоится прах сотен тысяч горожан, среди которых такие выдающиеся личности, как исправлявший должность атамана Черноморского казачьего войска генерал Г. А. Рашпиль, основатель Кубанского областного этнографического и естественно-исторического музея Е. Д. Фелицын (его имя носит историко-археологический музей), основатель Екатеринодарской картинной галереи, «кубанский Третьяков»

Ф. А. Коваленко (его именем назван художественный музей), архитектор В. А. Филиппов — автор обелиска в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, Триумфальной арки и др., архитектор И. К. Мальгерб, — автор проектов Екатерининского кафедрального собора, Троицкой церкви и др., священник Константин Образцов — автор гимна Кубани, всемирно знаменитый минеролог

В. И. Воробьев, автор идеи памятника казакам-первопоселенцам в Тамани художник

П. С. Косолап, деятель большевистской партии Г. М. Седин (его именем назван станкостроительный завод), один из основателей Кубанского политехнического института генерал А. И. Пароменский, епископ Краснодарский Панфил... Здесь похоронены представители известных купеческих, мещанских и интеллигентских фамилий, меценатов и благотворителей: Тарасовых (из их рода — французский писатель Анри Труайя, он же — Лев Тарасов, ребенком покинувший Екатеринодар в годы Гражданской войны), Богарсуковых, Ждан-Пушкиных, Авроровых, Купцовых, Лихацких и др. На екатеринодарском Всесвятском погосте можно встретить могилы отпрысков родов Лермонтовых, Пуришкевичей, Берже.

 К сведению 

1. Первым председателем Екатеринодарского окружного суда стал титулярный советник Владимир Иванович Канатов. Родился он в Санкт-Петербурге в семье действительного статского советника. Обучался в Императорском училище правоведения, которое окончил с чином коллежского секретаря. Служил в различных городах Российской империи (Херсон, Одесса, Ярославль), в 1868 г. был назначен товарищем прокурора Тифлисской судебной палаты, а 21 октября 1870 г. — председателем Екатеринодарского окружного суда. На долю Канатова выпала большая честь — в возрасте 27 лет открывать Екатеринодарский окружной суд и мировой городской суд. Правда, в должности председателя Владимир Иванович оставался недолго: в 1874 г. он ушел со своего поста, став одним из самых успешных адвокатов города.

2. Памятник Марфе Абрамовне Турищевой спроектировал и установил ее сын – выдающийся кубанский архитектор Василий Турищев. Для монумента он использовал передовой по тем временам материал – железобетон и сумел создать настоящий памятник архитектуры. Таким образом сын увековечил память о своей матери, очень сильной женщине. Богатая и видная казачка Марфа Абрамовна была завидной партией, но полюбила вдовца, у которого осталось на руках четверо детей. Женщина не стала никого слушать и вышла за суженого замуж, приняв на себя заботы о большой семье. А вскоре у пары родился совместный ребенок – сын Василий, благодаря таланту которого мы можем и сегодня любоваться некоторыми зданиями старого Екатеринодара.

3. Артемий Романович Чентемиров проживал с супругой Марией Ивановной и детьми (Еленой, Рафаэлом, Иваном, Тамарой, Георгием, Софьей) в доме на ул. Гимназической. Здание сохранилось. Ныне Гимназическая, 49. Семейство дворян владело домом-усадьбой на ул. Посполитакинской (Октябрьской). Он располагался между магазином «Кубанские вина» и госпиталем для ветеранов.

4. Николай Дмитриевич Малама — архитектор, гражданский инженер широкого профиля, статский советник; дворянин Полтавской губернии, выпускник Гентского университета в Бельгии. В 1892 году Николай Дмитриевич приехал на Кубань и был назначен на должность областного архитектора.

С 1906 года стал исполнять обязанности и гидротехника Кубанской области. По проектам Николая Маламы в Екатеринодаре были построены

в 1893 году трехэтажное здание бани Марка Лихацкого, в 1894-м — дворец наказного атамана Кубанского казачьего войска, в 1902 году — дом Кубанской общины сестер милосердия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 8 июля 2015

Заголовок в газете: Мы его теряем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру