Мусор наступает и выигрывает

Свалки отходов превратились в реальную угрозу экологии и здоровью кубанцев

 Ежегодно в нашем крае производится 2 млн тонн отходов. При этом во вторичную переработку поступает максимум

5% мусора — остальной оказывается на свалках, абсолютное большинство которых вне закона, а значит, опасны!

Свалки отходов превратились в реальную угрозу экологии и здоровью кубанцев

 Ежегодно в нашем крае производится 2 млн тонн отходов. При этом во вторичную переработку поступает максимум

5% мусора — остальной оказывается на свалках, абсолютное большинство которых вне закона, а значит, опасны!

Вонючее соседство

— У нас свалка прямо под боком. Как только ветер с той стороны, вонь стоит невозможная. К тому же там регулярно что-то горит. Тогда совсем плохо: не то что белье на улице сушить, самим выходить невозможно, дышать нечем, — возмущается жительница станицы Платнировской Кореновского района Ирина Месечко. — Уж сколько писем в разные инстанции мы написали — тома целые, а реакции ноль. И администрация сельского поселения, и в районе говорят, что у них нет средств, чтобы прекратить это безобразие. А нам как жить?

Злополучная свалка в полукилометре от края станицы. Уже на подъезде к ней чувствуется весьма специфический запах, который по мере приближения только усиливается. На въезде «аромат» уже туманит голову, а в центре свалки прямо-таки валит с ног. Но на мужчину, который активно ковыряется в куче старья и отходов, зловоние не производит впечатления. При попытке познакомиться неопрятный человек молча уходит в глубь нагромождения хлама. Преследовать его считаю неуместным и, приняв эту отговорку за веский повод, слабовольно ретируюсь из эпицентра «благоухания». Фу-ух… Не успел отдышаться — подъезжает старенький «жигуль» с пустым прицепом. Его хозяин представляется Сергеем и охотно соглашается на разговор.

— Эта свалка тут уже много лет. Вся станица ею пользуется. Не только выбрасываем, но и находим. Вчера приезжал с мусором, увидел кучу самана. Кирпич крепкий, деловой. Сарай решил построить. Там мне самана почти хватит. Воняет? Так еще мой дед говорил: «Не будет вонять — не будет пахнуть». Ничего, потерплю, — смеется Сергей. — Несколько лет назад тут вообще кошмар что творилось. А сейчас хоть порядок стали поддерживать. Забором обнесли, бульдозер недавно работал, все разгребал. Видите, дорога есть, место для разворота. А что горит свалка, так это бомжи шалят. Не приставишь же охранника, кто ж выдержит? Да и, насколько я знаю, свалка эта незаконная. Как же сюда людей нанимать? — Сергей садится в авто и бесстрашно едет в зловонную жару.

Битье по хвостам

Дальнейшее разбирательство дало следующие результаты. Свалка возле Платнировской, действительно, является незаконной, что мне подтвердили в районной администрации. Сразу же возник вопрос: а на какие деньги тогда ее можно содержать? Естественно, обслуживать нелегитимный объект за счет местного или районного бюджета нельзя. Казна — вещь очень прозрачная, и расходование средств даже на самые благие, но непредусмотренные дела сразу вызывает живейший интерес прокуратуры. С другой стороны, на жалобы в ту же прокуратуру уставших от соседства со свалкой жителей станицы реагируют. Правоохранители выносят предписания устранить нарушения тем же самым муниципалитетам, так как незаконные свалки находятся на их землях. Прокуроры определяют сроки и следят за исполнением решений. Однако, если абсолютно чтить кодекс, у муниципалитетов нет возможности на законных основаниях устранить нарушения. На это нужны деньги, а выделить их на содержание несанкционированной свалки они не могут, так как получат по шапке от прокуратуры за нецелевое расходование средств. Схема замкнутого круга абсурдна, но очень жизнеспособна.

Денис Левченко, начальник отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации Кореновского района:

— Ближайший к нам лицензированный полигон ТБО (твердые бытовые отходы, — прим. авт.) находится в Тимашевском районе. Что же касается свалки возле Платнировской, то нам приходится постоянно находиться в состоянии виноватой стороны и просителей. Жители недовольны соседством со свалкой и требуют ее убрать. Это очень сложный технологический процесс, без привлечения огромных средств не обойтись. Но эти же самые граждане являются главными пользователями свалки. Для того чтобы поддерживать там порядок, приходится просить руководителей предприятий помочь техникой, людьми. Пока нам идут навстречу, но сколь долго так будет продолжаться, никто не знает.

Если проехать по краю, такие свалки можно обнаружить практически возле каждого населенного пункта, и со всеми возникают огромные проблемы. Сейчас муниципалы могут только, что называется, ликвидировать последствия, но не устранять причину. Элементарно нет денег.

В этом контексте очевидно, что необходима федеральная программа по вопросу отходов, с тем чтобы иметь возможность строить высокотехнологичные полигоны по хранению ТБО, предприятия, перерабатывающие мусор, и так далее. В противном случае ситуация будет только усугубляться.

Одна на полсотни

В настоящее время в крае действует

14 (!) лицензированных полигонов по приему и хранению ТБО. Различными ответственными структурами регулярно проводятся рейды по выявлению несанкционированных свалок, и их число постоянно меняется. Нередко количество проблемных объектов переваливает за 700 и более. Получается, что на 50 незаконных свалок приходится одна лицензированная. Причины такого дисбаланса известны давно. Законодательно-бюрократическая: для того чтобы получить разрешение на строительство полигона, нужно пройти кучу экспертиз и ждать разрешения годами. Экономическая: неотрегулированный сектор мусорного бизнеса очень рискован. Инвестиционно не привлекательная: этот постулат доказан огромным количеством нереализованных проектов по строительству мусороперерабатывающих производств.

Существуют еще местные причины. Например, на Черноморском побережье очень трудно найти участок под свалку, который бы устроил коммунальщиков, экологов и другие службы. С этими вопросами на бытовом уровне люди справляются нецивилизованно, но эффективно — устраивают самостийные хранилища хлама где придется.

Решит ли проблему кратное увеличение лицензированных свалок? Ответ неочевидный. Дело в том, что законные полигоны возле каждой станицы не построишь. Соответственно, они будут находиться на удалении от многих населенных пунктов. Это дополнительные транспортные расходы. Значит, для потребителей вырастет тариф. Притом не на проценты, а в разы. Как реагируют люди на рост тарифов?..

Но и здесь не все так просто. Недавно специалистами краевого департамента ЖКХ был проведен анализ, согласно которому «средний процент охвата населения договорами на сбор и вывоз ТБО по краю не превышает 65%. …отдельные населенные пункты края вообще не подвергаются планово-регулярной очистке». В переводе на обычный язык, каждый третий кубанец выбрасывает мусор как попало и бесплатно. Это к вопросу о хаотичности мусорной сферы. Опять вопрос: куда эти люди несут свои отходы? Ответ — на самовольные свалки, в лесополосы, балки и т. д.

Ирина Воронкова, руководитель пресс-службы Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:

— Стихийные свалки представляют большую опасность. Там вольготно себя чувствуют полчища мух, которые, в свою очередь, могут являться переносчиками кишечных болезней. Кроме того, в таких местах всегда изобилие мышей и крыс. Эти грызуны могут переносить гораздо более серьезные заболевания. Даже если взять только один эпидемиологический аспект, можно понять величину потенциальной угрозы, которую несут стихийные свалки.

А если посмотреть глубже? Ведь не секрет, что свалки являются мощным источником загрязнения окружающей среды. Сточные воды, насыщенные тяжелыми металлами, ртутью, мышьяком, цианидами и прочей химической гадостью, могут растекаться в почве в радиусе более полукилометра от свалки. Превышение же ПДК (предельно допустимой концентрации) по цинку, ртути, свинцу, никелю на территориях, прилегающих к свалкам, — дело обычное. Неменьшую угрозу представляют горящие свалки. Вместе с вонючим дымом люди вдыхают диоксины (особенно опасен бензапирен), диоксид серы, оксиды углерода и азота, хлористые и фтористые соединения водорода, этилмеркаптан, метилмеркаптан, аммиак, толуол, фенол, ксилол, сероводород, полиароматические углеводороды, органические кислоты. Можно продолжить…

В большей мере негативные последствия касаются как раз стихийных свалок. На лицензированных работают люди, которые в случае возникновения пожара или другой нештатной ситуации могут быстро отреагировать. Загорись бесхозная мусорка — ее начнут тушить, только когда пожар разыграется в полную силу.

«Культурный» слой

Учитывая вышесказанное, единственный выход из ситуации видится в… государственной программе. Понятно, что ни муниципалитеты, ни даже край не способны полностью финансировать строительство высокотехнологичных полигонов ТБО, предприятий переработки и прочего. Не менее важными являются и тарифы. Сейчас каждый третий кубанец не доносит свой мусор до контейнера. Если все станет по закону, отходы начнут возить только на лицензированные полигоны, тариф сразу вырастет. Что-то подсказывает, что законопослушных граждан может стать значительно меньше. Поэтому разумно было бы на первых порах субсидировать коммунальщикам часть затрат, чтобы они не ломили цены и не нагнетали обстановку. Почему бы не внести в программу еще поощрение для людей и предприятий, которые сортируют мусор, перед тем как выбросить, и опасные отходы (аккумуляторы, лампы, химикаты), не прикапывают втихаря, а возят на соответствующие полигоны? Все можно. Было бы желание.

И самое интересное, что механизмы, для того чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, у нас есть. Один из них таится в Законодательном собрании Кубани. У наших депутатов, которые, кстати, избирались от определенных территорий и, следовательно, знают обо всех чаяниях электората, имеется большой опыт по продвижению инициатив с краевого уровня на федеральный. Вспомните хотя бы «детский» закон, который начался с Кубани и распространился по всей России. Почему бы не разработать что-то подобное по мусорной проблеме? Может, стоит подумать об этом, уважаемые избранники народа? Ждем!

«МК» на Кубани» берет на особый контроль вопросы свалок и утилизации мусора. В ближайших номерах мы обязательно вернемся к этим темам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2015

Заголовок в газете: Мусор наступает и выигрывает

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру