Анатолию Сырчину 73 года, а он продолжает прыгать с парашютом

7566 прыжков с парашютом совершил более чем за 50 лет Анатолий Константинович Сырчин

 Любви к небу не отняла даже большая трагедия — гибель сына-пилота

7566 прыжков с парашютом совершил более чем за 50 лет Анатолий Константинович Сырчин

 7566 прыжков с парашютом совершил более чем за 50 лет Анатолий Константинович Сырчин. И сегодня житель Славянска-на-Кубани продолжает вести счет своим воздушным вылазкам. Недавно пенсионер вернулся из Абхазии, где принял участие в XVII Международном чемпионате ветеранов-парашютистов СССР, ветеранов боевых действий. Как результат — первое место по прыжкам на точность приземления! А до этого Анатолий Константинович покорил небо Австралии, Италии, Голландии, Аргентины… Любви к нему не отняла даже большая трагедия — гибель сына-пилота.

Парашютист поневоле

Анатолий Константинович видел себя с детства за штурвалом самолета. Его дядя был летчиком. Когда приходил в гости, всегда рассказывал истории, связанные с воздушными судами. А еще Толя, как все советские дети, летом отдыхал в пионерском лагере. Школьников водили на аэродром города Уфы, где они могли не только посмотреть, но и потрогать модели АН-2, Пе-2.

— Когда подрос, замахнулся на Уфимский авиационный институт. Мне было всего 16. Поступил на инженера-механика, параллельно записался в аэроклуб, где учили прыгать с парашютом. Там выяснилось, что дорога в летчики для меня закрыта. Врач сказал, есть проблемы со средним ухом. Это было настоящей трагедией. С парашютом, кстати, тоже прыгать не рекомендовали. Я так разозлился, что через два года стал мастером парашютного спорта (смеется).

Анатолий Константинович выступал на соревнованиях в составе сборной СССР, из-за турниров даже институт закончил в 27 лет. Спортивные сборы ежегодно проходили с мая по октябрь. Три раза спортсмену Сырчину пришлось брать академический отпуск.

Первый прыжок

Впервые Анатолий Константинович прыгнул с парашютом 56 лет назад, 13 марта 1959 года. Готовили тогда новичков основательно — 40 часов читали теорию (против нынешних четырех!), после вывозили на аэродром, где дилетанты смотрели, как прыгают опытные воспитанники аэроклубов.

— Когда очутился за бортом самолета АН-2, захватило дух! Дернул кольцо и повис на куполе на высоте 300 метров. Парашют снижался со скоростью четыре метра в секунду, поэтому была возможность оглядеться по сторонам. Солнце! Красиво! За всю жизнь у меня при прыжках было только 10 аварийных ситуаций. Ничего серьезного: то кольцо подводило, то ремни путались….

Если суждено…

В 1963 году Сырчин начал пилотировать самолеты. Да, он все-таки  выучился на летчика, освоил программу. Чтобы исполнить мечту, пришлось обмануть врачебную комиссию.

К некоторым докторам за Анатолия на осмотр приходили приятели. А когда в 69-м объявили набор в армию, отправился служить в Германию.

— Снова прошел врачебную комиссию. Оказалось, болезнь как рукой сняло. Пока прыгал с парашютом, организм адаптировался к перепадам высот и давления.

За 25 лет службы за границей и в разных уголках СССР Анатолий Константинович вырос до военного летчика первого класса! Спорт, кстати, не бросил: стал судьей международной категории, трехкратным чемпионом СССР, двукратным рекордсменом мира, тренером сборных ВС и ВВС СССР.

Разные судьбы

В течение жизни Сырчин занимался тем, что расследовал авиакатастрофы, спасал летчиков, учил их правильно катапультироваться, прыгать с парашютом. Он стал наставником для многих молодых пилотов, всех и не упомнить. Однако больше других в душу Анатолию Константиновичу запали два парня: Коля Ефимов и Миша Гетманенко. Судьбы воспитанников сложились по-разному.

— С Николаем Ефимовым я познакомился в 80-х. Его самолет потерпел крушение где-то на территории Волыни. Пилот 16 часов провел на болоте -  столько длились поиски.  Двигаться  он не мог, так как ногу сильно повредил. Операцию делали несколько часов, ступню пришлось отнять. Увечье, кстати, не помешало Коле остаться в авиации: устроился работать оперативным дежурным на командный пункт. Сейчас ему лет 50, живет в Казани. Мы держим связь и при случае вспоминаем произошедшее. Он кличет меня «мой спаситель».

Михаилу Гетманенко повезло меньше: молодой пилот погиб. По словам Сырчина, 23-летний парень очень боялся прыгать с парашютом. На учениях его приходилось чуть ли не силой выталкивать из самолета. Не смог побороть страх и ради спасения собственной жизни. Когда у самолета, которым управлял, отказал двигатель на высоте 900 метров, пилот не стал катапультироваться.Он решил посадить машину. И едва судно коснулось земли, раздался взрыв. У Михаила Гетманенко не было шансов выжить…

За проведение спасательных операций и за то, что сохранил многим летчикам жизни, Сырчин награжден орденом Красной Звезды.

Землетрясение в Спитаке

Участвовал Анатолий Константинович и в аварийно-спасательных работах в Армении. Напомним, 7 декабря 1988 года, около полудня по местному времени, там произошло землетрясение. Серия подземных толчков за полминуты практически до основания уничтожила Спитак, сильно разрушила города Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (сегодня Ванадзор) и Степанаван. По данным разных источников, стихия унесла жизни 25 тысяч человек, более 500 тысяч лишились домов.

— Я руководил группой пилотов, которая перевозила тела погибших, доставляла гуманитарные грузы. Смерть меня не пугала. К тому моменту, насмотревшись, как из Афганистана привозили наших бойцов в цинковых гробах, к ней относился философски. Угнетало другое: на моих глазах люди теряли человеческое достоинство. Как бывает: в одних беда обнажает самые лучшие качества, в других — подлую натуру. Помню, некоторые пострадавшие хватали гуманитарку — хлеб, консервы, буржуйки — и метров через 300 продавали все это втридорога. Не гнушались и с мертвых драгоценности снимать!

Еще хоть куда!

Выйдя на пенсию, Анатолий Сырчин с небом не расстался — начал собирать парашютистов «после сорока» на чемпионатах. Был и в Италии, и в Австралии, и в Голландии, и в Аргентине… А когда стукнуло 70, вместе с приятелями поставил два рекорда — для книг рекордов России и Европы. Первый установили в Ульяновске в 2011 году. 10 человек совершили групповой прыжок. Самому старшему из них исполнилось 78 лет, а суммарный возраст всех участников равнялся 656 годам.

— Второй рекорд поставили в Абхазии в мае 2012 года, — добавил Анатолий Константинович. — В групповом прыжке участвовали 20 человек. Суммарный возраст парашютистов — 1246 лет, общее количество прыжков — свыше 150 тысяч. Прыгали с вертолета МИ-8 МТ на площадку аэродрома Бабушары, с высоты 1600 метров.

Отцова боль

Во время интервью Анатолий Константинович показал корреспонденту «МК» на Кубани» стихотворение, написанное близким другом. Проникновенные строки, озаглавленные «Отцовская боль», мужчина посвятил сыну Анатолия Константиновича — Алексею. «Разве мог бы отец свое небо предать, подарить, завещать ли кому-то? Ты не мог не родиться, не мог не летать, не познать Божий дар парашюта!» — написал автор. 4 марта 2015 года Сырчину-младшему исполнилось бы 34 года. Любовно разгладив фотографию сына, которую всегда носит с собой, Анатолий Константинович рассказал:

— Алеша с трех лет летал со мной на самолете, любил смотреть, как прыгаю с парашютом. Когда подрос, я спросил, хочет ли он быть летчиком. Сын ответил: «Да!» Он стал командиром воздушного судна, ведущим пилотом-инструктором авиакомпании Академии гражданской авиации Санкт-Петербурга, инструктором парашютно-десантной подготовки. А 22 августа 2012 года, совершая полет под Питером, погиб. У его «Цесны» отказали двигатели.

О трагедии три года назад много писали СМИ. Самолет потерпел крушение рядом с поселком Аннино. Когда судно начало терять высоту, пилот попытался совершить аварийную посадку в безлюдном месте. Однако  машина в конце-концов  оказалась во дворе детского сада. В учреждении тогда шел ремонт, малышей внутри не было. Другие  люди не пострадали,  потому, что командиру воздушного судна Сырчину удалось отвернуть махину от здания. Сам он и его напарник погибли.

— Я с сыном разговаривал 21-го числа по телефону. На следующий день звонит жена: «Беда!» Меня как током ударило. Как? Он только женился, собирался в свадебное путешествие. Сына я похоронил в Славянске-на-Кубани, здесь мы живем с 2000 года. Расследование трагедии еще ведется. Мне обещали, что по окончании его на месте гибели сына установят памятную стелу. За то, что отвернул  самолет от здания детского сада.

В память об Алексее Анатолий Константинович вот уже третий год разыгрывает специальный кубок. Он назвал награду «Skydefender», то есть «небесный защитник». Это был позывной Алексея. В 2015-м соревнования проходили в Абхазии.

— Турнир объединил 10 парашютистов, показавших лучшие результаты по всей программе соревнований. Они должны были выполнять прыжки на электронный диск радиусом семь с половиной сантиметров, без обозначения центра. Эти и еще ряд условий придумал Алеша, когда наблюдал за соревнованиями парашютной элиты России в Пскове. Кубок «Skydefender» достался парашютисту из Иваново. Вторым стал представитель Самары, а третьим — Ейска.

У Анатолия Сырчина есть две дочки, внук. Младшая, Екатерина, собиралась связать жизнь с авиацией, но папа отсоветовал. Не утихает отцова боль. Да и может ли?..

Справка МК

 Старейшим человеком, который совершил прыжок

с парашютом, считается англичанин Джордж Мойз. Он решился на экстремальный поступок

в 2009 году. Почтенному джентльмену исполнилось 97 лет. Вместе с 43-летним внуком он сиганул вниз с высоты свыше трех тысяч метров. Примечательно, что мужчины раскрыли парашюты только на полпути к земле, до этого находились в свободном падении. Приземлились родственники на плато Салисбури, что на юге Англии.

 Самый высокий прыжок с парашютом совершил 43-летний австралийский экстремал Феликс Баумгартнер. 14 октября 2012 года он прыгнул из стратосферы на высоте 39 тысяч метров, установил мировой рекорд. Более восьми миллионов человек наблюдали за ним онлайн на Ютубе. Чтобы забраться на такую высоту, Феликсу понадобилась капсула, которую поднимал огромный гелиевый шар. Рекордсмен падал вниз со скоростью

1342 километра в час, открыл парашют только на высоте семь тысяч метров.

 Самый низкий прыжок с парашютом с высоты 9-12 м совершил британский пилот Тереке Спенсер в апреле

1945 года. Самолет англичанина подбили над Висмарским заливом в Германии.

Человек был вынужден прыгать с такой

маленькой высоты, чтобы спасти свою жизнь.

 Самым фанатичным прыгуном считается Джей Стоукс, инструктор парашютной ассоциации США. В 2003 году за

24 часа он умудрился сделать 534 прыжка, попал в Книгу рекордов Гиннесса.

 Самый затяжной прыжок совершил в 1959 году пилот из США Уильям Генри Рэнкин. К тому же он стал первым человеком в мире, который выпрыгнув из самолета, попал в грозу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2015

Заголовок в газете: С НЕБОМ НА ТЫ!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру