Даже на семейной рыбалке можно легко попасть на деньги

Федоровский гидроузел, что называется, место намоленное. Вряд ли найдется хотя бы один рыболов-любитель в крае, который бы не слышал о нем.

 Вообще, норма, запрещающая стоянку и езду возле водоема, действует с 2006 года. Ознакомиться с ней может любой желающий, купив книжку «Водный кодекс РФ» или открыв соответствующую вкладку в Интернете. Вместе с тем из нескольких десятков граждан, с которыми пришлось общаться за время рейда, лишь один отдаленно догадывался о существовании кодекса на тему воды.

Федоровский гидроузел, что называется, место намоленное. Вряд ли найдется хотя бы один рыболов-любитель в крае, который бы не слышал о нем.

 Вряд ли кто станет спорить, что рыбалка на удочку — прекрасный отдых. Равно как и всем понятно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Но, оказывается, если соединить вместе два этих утверждения, получится испорченный пикник, за который к тому же придется немало заплатить.

Смена ориентиров

Позвонил знакомый рыбинспектор, предложил поучаствовать в рейде на Федоровском гидроузле, что в Красноармейском районе: «Там природа, красота, отдохнешь от города, да заодно и доброе дело сделаешь: расскажешь в газете людям, как правильно рыбачить». Естественно, поначалу это редакционное задание мне показалось подарком судьбы — почти выходной в будни! Лишь потом я запоздало вспомнил о бесплатном сыре…

«Розовые очки» стали жать еще по дороге, когда мы тряслись в, мягко говоря, не новом «уазике». Евгений Песцов, государственный инспектор Кубанской инспекции АЧТУ Росрыболовства, уже в машине мне объяснил, что рейд направлен на выявление нарушителей Водного кодекса. Наказывать будут тех, кто поставил машину в непосредственной близости от водоема и тем самым нарушил пп. 4 п. 15 ст. 65 ВК РФ. Штраф за это — 3-4,5 тысячи рублей. Никаких предупреждений КоАП не преду-

сматривает. Конечно, если будут другие нарушения, их тоже стороной не обойдут. Но мне сразу стало понятно, что погони за браконьерами, спасения краснокнижных рыб и прочей гринписовской романтики ждать не приходится. Оставалось уповать на приятное общение с природой.

Мусорный ветер

Федоровский гидроузел, что называется, место намоленное. Вряд ли найдется хотя бы один рыболов-любитель в крае, который бы не слышал о нем, и уж точно половина миллионной армии поплавочников-спиннингистов здесь побывала. Старица Кубани привольно разливается, создавая массу «заманух», где в любой ветер поплавок стоит на водной глади как влитой. Деревья склонившимися кронами оберегают от дождя или палящего солнца.

Рыбным разнообразием местечко, правда, похвастать не может, но даже самый бездарный новичок без десятка-другого упитанных карасей не уйдет.

Лично я не был на гидроузле лет 10 и предвкушал приятную встречу с вечной природой. Ага, как же!

Первое, что бросилось в глаза, — обилие людей и… мусора. Такое ощущение, что здесь он повсюду. Бутылки в воде и на берегу, полиэтиленовые пакеты в зубах весьма упитанных собак, кострища. Любование красотами стало недоступным: везде глаз упирается в неприятные следы человеческого присутствия. При этом весь берег буквально облеплен рыбаками. Кое-где виднеются детские коляски. Неужели все устраивает?

— Не мешает эта гадость? — спрашиваю пожилого рыболова, расположившегося рядом с одной из многочисленных мусорных куч.

— Да, люди хуже свиней. Я-то всегда за собой убираю, но свои мозги другим не вставишь. Так и терпим, — философствует дед.

— Мы совсем недавно здесь субботник устраивали, — вмешивается в беседу атаман Федоровского хуторского казачьего войска Вадим Колесник. — Несколько машин вывезли. Чисто было. Сейчас смотрите: опять ужас. Раньше контейнеры ставили. Никакого толку, сорят, где сидят, контейнеры — пустые. Ну что за люди? И главное, все говорят, что убирают за собой. Тогда откуда мусор? Э-эх…

По количеству хлама территория вокруг гидроузла успешно может поспорить со свалкой средней станицы. Лично мне непонятно, как можно наслаждаться природой, когда в паре шагов источает зловоние куча отходов, а в воде плавает непонятно что. Ну да это — лирика. Проза — впереди.

Кодекс — читать

Вообще, норма, запрещающая стоянку и езду возле водоема, действует с 2006 года. Ознакомиться с ней может любой желающий, купив книжку «Водный кодекс РФ» или открыв соответствующую вкладку в Интернете. Вместе с тем из нескольких десятков граждан, с которыми пришлось общаться за время рейда, лишь один отдаленно догадывался о существовании кодекса на тему воды. О том же, чтобы его прочитать, речи не шло вовсе. Как следствие, каждый второй нарушитель скандалил.

Признаться, о том, что машину нельзя ставить у воды, я сам узнал года три назад, когда участвовал в подобном рейде. Сильно удивился жесткости санкций. Не вхожу в полемику с законотворцами, но, на мой взгляд, гуманнее было бы предусмотреть предупреждение за стоянку возле водоема, а если человек попался повторно — наказывать по полной, тысяч на десять. Кстати говоря, большинство рыбаков нарушения признавали, соглашались убрать машину и впредь «ни-ни». Но кодекс суров: штраф, как минимум, 3 тысячи рублей, что может расстроить даже самого законопослушного гражданина. Отсюда и скандалы. Виноваты во всем в глазах рыбаков, естественно, инспекторы.

— Государственный инспектор Песцов. Это ваш автомобиль? — Евгений подходит к очередному рыболову. В ответ — утвердительный кивок. — Тогда предъявите документы и проследуйте за мной.

Молодой человек недоумевает, но лезет в авто за правами и техпаспортом. Пока оформляют нарушение, разговорились.

— Да кто вообще слышал об этих правилах? Ну, я знаю все, что касается рыбаков. Что на одного человека можно использовать не больше десяти крючков. Нельзя ловить шемаю… Про машину в первый раз слышу, — кипятится гражданин. — Что, мне ее за километр на дороге оставлять и сюда пешком тащиться? А если угонят, кто ответит? Казнят ни за что. И нашли кого, рыболовов!

— Во-первых, тут до стоянки рукой подать. Во-вторых, мы не первый год проводим такие рейды, — терпеливо объясняет Евгений Песцов. — Норма действует уже

9 лет! Все есть в свободном доступе. Неужели за это время нельзя хотя бы поинтересоваться, как правильно вести себя у воды? На подъезде к гидроузлу установлены информационные таблички, вы их читали? Нет? А там предупреждение: водоохранная зона. Кстати, что касается реки Кубани, то здесь она составляет 200 метров. А ваш автомобиль стоял в десяти. Вы же присутствовали при замере. Какие вопросы?

Молодой человек продолжает вяло сопротивляться, понимая, что протокол все равно заполнят и платить придется.

Авось пронесет!

Коллеги Евгения замеряют расстояние от воды до других машин, и у рыбинспекторского «уазика» образуется небольшая очередь. Трое казаков расположились рядом, что называется, «во избежание…».

— Вон там, глянь, сколько машин. Сейчас увидят, что здесь «подарки раздают», и разъедутся. Гнаться же вы за ними не будете? — обращаюсь к Вадиму Колеснику.

— Зачем гнаться? Наша цель — чтобы здесь порядок был, а не штрафы. Будут знать, что сюда заезжать нельзя, — уже хорошо. Но могу поспорить: уедет два-три рыбака, которые уже платили штраф. Остальные не почешутся. Даже элементарно подойти спросить, что происходит, не хотят. Ведь пока здесь оформляют протоколы, те, до кого не доехали, могут три раза свои машины отогнать на стоянку и вернуться к рыбалке. Я уже в стольких рейдах побывал и всегда этому удивляюсь, — жмет плечами молодой атаман.

С оформлением в первой точке закончено, переезжаем чуть дальше, к очередному скоплению машин. И мы видели их владельцев. И они нас. Но, как и говорил Вадим, никого не заинтересовало нетипичное для рыбалки действо: рыбинспекция, казаки, возмущенные восклицания. Все как сидели у воды, так и продолжают сидеть.

Процедура замера и оформления протоколов повторяется. Но здесь страсти закипают посильнее. Под штраф подпадает один дипломированный юрист. Он с ходу заявляет, что свои права знает и рыбинспекторы творят беспредел. Его приятель включает камеру мобильного телефона. Начинается кино. Юрист требует предоставить ему норму, которую он нарушил. Предоставляют. Читает статью ВК вслух на камеру. Делает многозначительные паузы, выделяет голосом отдельные слова. Короче, не в тот вуз он пошел, надо было в театральный. Дело заканчивается оформлением протокола и отказом нарушителя его подписать.

— Ничего страшного, — улыбается Евгений Песцов. — У нас есть запись видеорегистратора, замеры, понятые, свидетели. Ваша машина чуть ли не задними колесами в реке стояла. И вы это знаете. А если вы еще и юрист, как говорите, то должны понимать, что доказательств нарушения вполне достаточно. Наши действия вы можете обжаловать через суд. Хорошего вам клева!

Мужчина протокол не подписывает и, уходя, обещает разобраться с беспределом.

За три час составлено 8 протоколов. По нижней планке — на 24 тысячи рублей. Но вряд ли они искупят испорченное настроение десяткам рыбаков, и я чувствую себя эмоционально опустошенным. Рыбинспекторы тоже вымотаны.

— Я не помню, чтобы хоть один подобный рейд прошел без инцидентов. Порой страсти такие разгораются, полиции и казакам приходится вступаться. После рейда всегда чувствуешь себя разбитым. Настроение ниже плинтуса. Но есть закон. Мы обязаны его исполнять. А люди должны его знать. Практика показывает, что по стоянке в водоохранной зоне повторных нарушений очень мало. Значит, результат есть. Ты, кстати, в следующий раз приезжай. Осенью, когда вода спадет, электроудочники повылазят. Вот это реальные браконьеры. Совести никакой. Убьют током центнеры рыбы, а выловят десять килограмм. Да и та рыба, которая выживет, уже нереститься не будет. Это даже не хищники — беспредельщики. К таким у нас и у всех нормальных рыбаков никакой пощады. Так что приезжай. Природа, опять же, — устало улыбается Евгений Песцов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 17 июня 2015

Заголовок в газете: Не знал? Плати!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру