Депутаты Государственной Думы предложили дополнить Уголовный Кодекс РФ статьей 164.1, предусматривающей уголовную ответственность за хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Наказание за такое преступление – до 20 лет тюрьмы.
Внесение поправок, которые также ужесточат механизм госзакупок, анонсировали глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая («Единая Россия») и депутат Михаил Старшинов (избран по списку «Единой России», представляет ОНФ).
Рассматриваемые ниже изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены проектом федерального закона N 740713-6, внесенным в Госдуму 11 марта 2015 г.
В случае принятия данных поправок субъектом указанного преступления будут являться должностные лица заказчика, исполнителя, соисполнителя контракта. Ответственность за это деяние предлагается установить, в частности, в виде штрафа в размере до одного млн руб.
Кроме того, в ряде действующих статей Уголовного кодекса РФ предусматриваются новые квалифицирующие признаки, связанные с государственными и муниципальными закупками. Например, в ст. 285 УК РФ предлагается ввести уголовную ответственность за злоупотребление, совершенное должностным лицом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и (или) исполнении государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, заявить от нарушении в размещении заказа можно будет не только в УФАС, но и в прокуратуру.
Этим поправки не ограничатся — предложено ввести не только карательные механизмы, но и подкорректировать схему закупок. Таким образом, перепродажа господрядов станет затруднительной.
Есть шанс, что будут введены новые условия контрактов, согласно которым поставщик (исполнитель) по контракту будет обязан представлять заказчику информацию о производителе товара и основания перехода права собственности на него от производителя к поставщику (исполнителю).
Также планируется закрепить следующие обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя):
- уведомлять всех заключивших с ним договоры соисполнителей (субподрядчиков) о том, что он осуществляет деятельность в рамках контракта;
- представлять информацию обо всех соисполнителях (субподрядчиках), если контракт предусматривает возможность заключения договора с ними. Напомним, что в настоящее время такая обязанность возникает, только если начальная (максимальная) цена контракта превышает пороговое значение, определенное Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775, и цена договора (общая цена договоров) с данным соисполнителем (субподрядчиком) составляет более 10% от цены контракта.
За нарушение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) названных требований предлагается установить административную ответственность в виде штрафа, в частности, в размере 200 тыс. руб. для юридических лиц.
По мнению Ирины Яровой, это «будет способствовать исключению злоупотреблений и завышения цены контракта».
Ранее на перепродажу господрядов жаловались на съезде саморегулируемых организаций строители: их претензии заключались в том, что сегодня конкурсы могут выигрывать компании, сами их не исполняющие.
Объявление о внесении очередного антикоррупционного законопроекта совпало с проведением форума ОНФ под названием «Госзаказ за честные закупки». На нем присутствует в том числе глава контрольного управления президента Константин Чуйченко.
Таковы реалии сегодняшнего дня. Но отойдем от высокого мира политики и вернемся к себе, на землю. Что это даст простым предпринимателям – участникам тендеров? Как мне видится, во-первых, обжаловать действия должностных лиц, связанных с размещением заказа можно будет не только в УФАС, но и в прокуратуре… Причем отделаться уплатой символического для рынка господряда штрафа в 50 тысяч рублей «нарушителю» уже не удастся. Думаю, что перспектива стать фигурантом уголовного дела удержит малодушного человека от преступления и вернет уважение к государственным деньгам. И к исполнителям господряда тоже.
Немаловажно и то, что теперь перепродажа господряда, как вид бизнеса потеряет нынешнюю привлекательность, потому как обяжет раскрывать цепочку субподрядных организаций до начала исполнения работ, что в совместно с новыми декларациями по НДС (позволяет сопоставить данные счетов-фактур продавца и покупателя) сделает проблематичным завышение цены для оплаты «генподрядных» услуг, потому как обяжет показать не только контрагентов, но и суммы.
Мое мнение может быть неверным и даже ошибочным, но время покажет.