Валерий Ахадов: «Мужчина может творить, когда он видит красивую женщину»

Знаменитый режиссер — о своей минуте славы, нечитающей молодежи и голодном абхазском зрителе

Делегация Госфильмофонда России во главе со знаменитым режиссером Валерием Ахадовым прибыла в Абхазию весной. И ведь это неспроста.

Знаменитый режиссер —  о своей минуте славы, нечитающей молодежи и голодном абхазском зрителе

Встреча с заслуженным деятелем искусств России и Таджикистана, академиком киноакадемии «Ника», членом правления Гильдии кинорежиссеров России Валерием Ахадовым, в фильмографии которого такие работы, как «Женщин обижать не рекомендуется», «Свободная женщина» и «Руфь» с великолепной Анни Жирардо, для абхазских зрителей (а особенно зрительниц) стала настоящим весенним подарком.

Побеседовать с Валерием Бакиевичем о его творчестве и о потенциале республиканского кинематографа удалось нашему специальному корреспонденту в Абхазии.

— Валерий Бакиевич, в вашем репертуаре основная тема —женская, это случайно или же намеренно ?

— Женщины меня окружают со всех сторон: у меня жена, с которой мы много лет вместе, три дочери, три внучки. Может, я такой сентиментальный парень, кто знает. Во всяком случае, с самого начала своей карьеры я работаю по теме семьи, лав стори, как принято говорить. Поскольку мой любимый драматург — Чехов, тут я придерживаюсь его умения рассказывать о сложностях и радостях семейной жизни без каких-то чрезвычайных ситуаций, выстрелов. В этой сфере я чувствую себя уверенно.

— В кинематографе вы бывали в разных амплуа: и актером, и сценаристом, и собственно режиссером. Кем в производстве кино вам быть ближе всего?

— Конечно, режиссура — это моя профессия, все остальное — это сопутствующее. Когда я еще учился во ВГИКе, приезжая к себе домой в Душанбе, мне поступали предложения сняться в фильмах, от которых я, собственно говоря, не отказывался. После этого я снял несколько дюжин своих киноработ, но однажды понял, что слава моя пришла ко мне именно от актерских работ. Это очень смешная история: в Москве около метро я обнаружил небольшую восточную пекарню, продавщица, увидев меня, замерла и говорит: «Я знаю вас, я видела вас в кино». Несмотря на то что снимался я сто лет назад, это была для меня минута славы.

В общем я не актер, но меня считают актерским режиссером. Моя театральная деятельность дает мне возможность тесно работать с актером, так как я ему показываю то, что хочу увидеть, и показываю довольно неплохо и точно, но показываю один раз, больше не могу. Этим я и отличаюсь от профессионального актера. Но режиссер проживает все образы внутри себя перед тем, как ставить спектакль.

— Ваши театральные постановки — в основном классика. На ваш взгляд, классика нужна современному зрителю, она ему ясна? Или же классические постановки — это в основном интерпретация?

— В своих классических спектаклях я воссоздаю эпоху, в которой писал автор. Современность — это не тогда, когда меняешь «приказчик» на «менеджер». Классика, она потому и классика, что люди-то не изменились, изменились обстоятельства, среда, условия. Челове­ческие взаимоотношения — любовь, дружба, предательство — были всегда, с древнегреческих времен.

В классических произведениях настолько все точно сказано про людей, про взаимоотношения, что все понятно в любое время любому человеку. Сейчас активно решается проблема нечитающей молодежи — в вузах ребят на первых курсах заставляют читать великих классиков. Читать нужно, ведь именно там заложена истина. Конечно, все не перечитать, нужно сделать для себя отбор, человек чувствует, что ему необходимо. Я же помню, как в «Войне и мире» девушки читали про мир, а мальчики про войну (смеется).

Мы должны гордиться русской литературой.

— Вы приехали в Абхазию в рамках проекта по популяризации коллекции Госфильмофонда России и российского кинематографа. У вас была насыщенная программа: в разных уголках Абхазии вы презентовали свои киноработы и общались с публикой. Какой, на ваш взгляд, абхазский зритель?

— Абхазский зритель, он голодный. Вчера я был в Абхазском драматическом театре, я даже снял наушник с переводом, чтобы слышать эмоции публики, и хочу вам сказать, что зритель реагировал на каждую реплику, аплодисменты были необычайно громкими. Более того, ввиду военных событий в 90-х годах зритель изголодался по творчеству. Эту нишу надо заполнять активно всем потенциалом.

У абхазов вовсе природный артистизм. Я смотрел работы непрофессионалов, в которых снимались и непрофессиональные актеры: они так уверенно чувствовали себя в кадре. Этим надо пользоваться.

А говорить о природе Абхазии можно бесконечно. Она просто фантастическая. Я получил невероятный заряд. Тут можно ставить камеру, снимая, поворачивать ее на 360 градусов. И в результате не будет ненужных кадров. Здесь, однозначно, надо снимать кино.

Кино должны снимать сами абхазы, то, как снимет и передаст нюансы абхаз, не сделает ни один заезжий гость. Здесь нужно воспитывать кинематографистов, для этого есть все ресурсы. Можно начинать с малого, с короткометражного кино, оно распространено во всем мире и очень актуально. Благодаря кино мир может узнать об Абхазии и о ее народе.

— Ваш приезд в Абхазию совпал с прекрасным весенним праздником 8 Марта, что бы вы хотели пожелать женщинам?

— Женщинам я хочу пожелать любви. Любовь — это то, что дает стимул ко всему. Ведь когда женщина понимает, что ее любят, все сложности ей по зубам.

Также женщина прежде всего мать, дети занимают всю ее жизнь. Я хочу пожелать всем женщинам, чтобы дети продолжали приносить им безмерную радость не только в детстве.

И хотел бы поблагодарить всех женщин за то, что они есть. Скажу по секрету, когда я набираю курс во ВГИКе и выходит, что в группе мало девушек, я расстраиваюсь. Ведь нет стимула, нет драйва работать с пацанами. Мужчина может творить, когда он видит красивую женщину, а некрасивых женщин не бывает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру