Небесный прототип: кубанские поисковики выяснили судьбу легендарного летчика

Все началось с обломков самолета

С большой долей вероятности можно предположить, что у блестяще сыгранного Николаем Крючковым героя фильма «Небесный тихоход» летчика Булочкина имелся совершенно реальный прототип — Константин Константинович Адамчук. Хотя, конечно, история «небесного человека», лишенного после тяжелых ранений возможности летать, но любой ценой стремящегося снова в полет, довольно типична для советских авиаторов, но такой возможности нельзя исключать. И мы не будем...

Все началось с обломков самолета

… Несколько лет назад неподалеку от хутора Гапоновского поисковики обнаружили сбитый самолет Як-1б. Среди обломков самолета лежали останки бойца, принявшего последний бой. Исследования ситуации показали, что 20 апреля 1943 года не вернулись с боевого задания несколько самолетов, входивших в состав 812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса. После длительной работы было установлено, что останки принадлежат сержанту Ковалеву, самолет которого не вернулся на свой аэродром…

В тот страшный день 16 самолетов Як-1б вели воздушный бой. В небе они противостояли немецким асам. В итоге в сражении были сбиты два немецких «мессершмитта», два «юнкерса» и один «фокке-вульф». Из боя не вернулись семеро летчиков, еще один вынужденно сел на временно организованный аэродром в станице Тимашевской.

И вот в декабре минувшего года работа поисковиков снова увенчалась успехом. Геленджикский военно-патриотический центр «Подвиг» в сотрудничестве с Краснодарской краевой общественной поисковой организацией «Кубанский плацдарм» обследовали территорию близ Кабардинского перевала. В ходе работ были обнаружены фрагменты самолета Як-1б.

Как рассказали очевидцы, наиболее крупные фрагменты упавшего самолета лесорубы вывезли и, по-видимому, сдали в метал­лолом. Однако в глубине земли остались части самолета, которые позволили поисковикам открыть еще одну страницу Великой книги вой­ны. Кроме того, в развале двигателя было обнаружено бортовое вооружение — 20-миллиметровая артиллерийская пушка (ШВАК).

Хорошо сохранившийся мотор Як-1б М-105 ПФ4 2689 служил борту 45119, закрепленному за младшим лейтенантом Константином Адамчуком. Согласно оперативной сводке № 01 от

20 апреля 1943 года несколько самолетов Як-1б не вернулись с боевого задания. По сохранившимся номерам был установлен экипаж, в составе которого значился Константин Адамчук.

— Изучив все документы и сопоставив ситуацию, открывшуюся нам непосредственно на месте падения самолета, мы получили возможность восстановить картину сражения с определенной долей достоверности, —

рассказывает представитель поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. — Итак, боекомплект практически весь в наличии, а значит, самолет был сбит в самом начале боя. Останков летчика не обнаружено. Может, выжил? Мы начали работу по установлению подробностей боя…»

И вот что удалось выяснить. 29 апреля 1943 года Константин Адамчук сбил «мессершмитт», но это сражение ему не досталось легко — он был ранен. После выздоровления Константин был назначен командиром звена управления 265-й истребительной авиационной дивизии. Спустя год Константин получил еще одно ранение — на этот раз гораздо тяжелее. Медики вынесли безжалостный вердикт: в небо путь закрыт, причем навсегда.

Но жажду полетов нельзя утолить. Вынужденно отправленный подальше от боев пилот нашел путь наверх — в марте 1944 года он снова взял в руки штурвал простого, казалось бы, «кукурузника» — По-2. Эти, как их презрительно называли боевые летчики, «швейные машинки», тем не менее, осуществляли массу важнейших функций. Ими вывозили раненых из партизанских лагерей, осуществляли доставку распоряжений из штаба, а порой швыряли бомбы на позиции врага.

В марте 1944 года Константин получил звание командира звена 127-й отдельной авиационной эскадрильи связи.

Как ни высоко летал Константин, все же два ордена Красной Звезды его догнали. Одна из наград была именно за сбитый над кубанским небом «мессер». Вторая «звездочка» пришла к воину после окончания войны.

Биографию Константина Константиновича Адамчука позволила установить архивная работа. Это самое напряженное направление работы, ведь копание в бумагах не всегда импонирует.

Родился Костя в городе Житомир 26.09.1918, в 1932 году семья Адамчук переехала в Гомель. С 1935 по 1938 год Константин работал токарем на Гомельском судоремонтном заводе. С 1938 по 1940 год был курсантом Одесской военной авиашколы пилотов, по окончании которой был распределен в Киев, где и встретил войну. С 1940 по 1941 год был пилотом 163-го истребительного авиаполка 43-й истребительной авиадивизии Белорусского военного округа, а после командиром звена 9-го полка аэростатного заграждения Московского военного округа. С лета 1942 года он пилот 812-го ИАП 265 ИАД. Согласно записи в личной летной книжке за время Великой Отечественной войны лейтенант Адамчук совершил 91 боевой вылет, сбил 4 самолета противника (2 лично и 2 в группе).

После окончания войны, уволившись в запас, он работал в Днепро-Двинском речном пароходстве. Ушел из жизни Константин Константинович в 1998 году в возрасте 80 лет. В памяти близких он остался душой компании и заядлым меломаном. Всю войну лейтенант Адамчук хранил патефон и подборку пластинок Леонида Утесова, без песен которого не обходилось ни одно застолье с участием Константина Константиновича.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру