Кровавая Кубань 1905 года

Как регион перенес Первую русскую революцию

Отправным моментом русской революции стало Кровавое воскресенье 9 января (22 января по новому стилю) 1905 года, которое произошло в Петербурге. В этом году исполняется 110 лет со дня события, которое оказало решающее влияние на обстановку в Кубанской области и Черноморской губернии 

Как регион перенес Первую русскую революцию

Первые ростки революции

Несмотря на то что Кубань была казачьей землей, все равно здесь, как и в других регионах России, возникали противоречия между классами общества. К началу Первой русской революции в Кубанской области и Черноморской губернии существовали различные социалистические кружки. Большой популярностью они пользовались у городского пролетариата, который был в достаточной степени образован приезжим населением. При этом с каждым годом росло количество забастовок.

Вообще причин возникновения революции достаточно много. Назову лишь основные из них. Например, 12-часовой рабочий день и при этом низкая заработная плата. Условия существования в то время были очень трудными: большинство людей спасал свой огород, если он, конечно, был.

Безусловно, людям было тяжело так жить. События Кровавого воскресенья послужили началом революции в России, которую активно поддержали и на Кубани.

19 января 1905 года рабочие железнодорожных мастерских и депо станции Тихорецкая начали политическую стачку. Обсудив положение, рабочие двинулись к железнодорожному управлению, где были встречены отрядом казаков, которые и разогнали толпу, оставив на улицах убитых и раненых. 28 января начали забастовку рабочие чугунолитейных заводов Гусника и Петрова в Екатеринодаре. В феврале стачки проходят в Новороссийском порту, чугунолитейном заводе в Армавире, паровых мельницах Екатеринодара. В итоге в Екатеринодаре проводится 3-тысячная политическая демонстрация.

Летом 1905 года началась вторая волна забастовок. Большие стачки произошли в Новороссийске и Екатеринодаре. 11 июля в знак революции работу прекратили рабочие станции Кавказская, а еще через несколько дней стачку объявили железнодорожники Ростова-на-Дону и Новороссийска. Забастовка по всей линии Владикавказской железной дороги стала всеобщей, движение поездов всюду прекратилось. Отметим особую роль железнодорожников в пролетарском движении — по всей видимости, «новости» передавались машинистами.

Особую активность в те дни проявил пролетариат Новороссийска. В ходе подавления волнений в Новороссийске было убито 15 и ранено 20 человек, 200 рабочих оказались за решеткой.

Как раз начиная с 1905 года Кубанское областное жандармское управление (КОЖУ), созданное еще в 1880 году, начинает отмечать случаи посягательств на жизнь как чинов полиции и жандармерии, так и частных лиц. По данным Государственного архива Краснодарского края, грабежи, разбои и вымогательства стали основным средством пополнения партийных касс террористических организаций анархистов и эсеров-максималистов. Так, в Кубанской области были ограблены и убиты купцы Стеценко, Данько, пристав Кузнецов и др. В Черноморской губернии, как отмечалось в официальном документе КОЖУ, «серьезные проявления были следующие: убийство грузчика Логана, поранение грузчика Асаула, убийство грузчика Сандро, поранение крестьянина Рымаренко, убийство крестьянина Деренченко и широкое вымогательство денег от местных капиталистов в сумме от 1000 до 100 рублей».

Расстрел за неповиновение

16 ноября 1905 года в Екатеринодаре начались волнения 252-го Анапского резервного пехотного батальона. В этот день, вечером, в казармах батальона, расположенных недалеко от здания казначейства и оружейных складов, солдаты с возгласами «освободим наших товарищей» стали выбивать окна и двери. После этого они, освободив заключенных солдат, группой более 400 человек во главе с унтер-офицером Петром Соловьевым направились к квартире командира полковника Лучинского с тем, чтобы изъять у него батальонное знамя. Затем восставшие избрали командиров из своей среды.

Таким образом, анапчане впервые на Северном Кавказе создали комитет, орган Военно-революционного самоуправления.

У комитета были свои требования, состоявшие из 40 пунктов. Они настаивали на отмене смертной казни, свободе слова и собраний.

Для того чтобы успокоить восставших, были привлечены офицеры батальона, наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант Д.А. Одинцов и даже священник. Но попытки воздействия успехом не увенчались.

21 ноября в Екатеринодар прибыл временно командовавший Кавказским корпусом генерал-лейтенант Жиляй, по приказу которого были удовлетворены некоторые требования комитета, после чего анапчане успокоились.

Но по приговору Военно-окружного суда руководители движения были осуждены, а унтер-офицер Петр Соловьев расстрелян. Это выступление солдат имело ограниченный, чисто военный характер: сменив начальство, они продолжали вести установленную службу. Другие части Екатеринодарского гарнизона анапчан не поддержали, писал в своей книге историк профессор Б.А. Трехбратов.

Кроме анапчан на Кубани активно бастовали и большевики Тихорецкой социал-демократической группы. В начале декабря они провели большую работу по подготовке к вооруженному восстанию. Благодаря митингу им удалось собрать 500 бастующих рабочих.

«Группа разоружила жандармскую полицию, стражников, арестовала начальника Тихорецкого отделения Владикавказского жандармского полицейского управления железной дороги. Восставшие рабочие захватили вокзал, телеграф, помещение отделения дороги и кассу железнодорожной станции. Находившиеся в Тихорецкой две сотни казаков 3-го Кубанского полка под влиянием агитации большевиков отказались выполнять приказания офицеров и фактически перешли на сторону рабочих», — говорится в статье Г. Гагиной.

Большевиками была проделана большая политическая работа среди крестьян и казаков окрестных станиц. В станице Тихорецкой было организовано несколько многотысячных митингов рабочих и крестьян, распространяли по станицам листовки, призывали крестьян к совместной с рабочими борьбе против царского самодержавия.

19 декабря в Тихорецкую прибыли значительные военные силы, которые заняли железнодорожную станцию и жестоко подавили восстание. Но тихорецкие рабочие не сдались — выражая протест против подавления, восставшие до конца декабря так и не приступили к работе, продолжая забастовку.

Сочинская республика

Вооруженную борьбу против сложившейся системы вели и рабочие в Сочи и Сочинском округе. В начале декабря 1905 года по призыву большевиков группы РСДРП бастующие стали свергать сельские правления и царские суды, приступили к избранию новых правлений и народных судов.

Люди тщательно готовились к вооруженному восстанию. Была собрана боевая дружина из окрестных земель, численность которой составляла более 700 человек. Они открыто проводили учения на площадях города.

Меньшевики совместно с либералами, эсерами и армянскими националистами делали отчаянные попытки не допустить в Сочи вооруженной схватки: пытались взять обманом, отвлечь от восстания. Но все попытки были тщетны, поскольку большевики в своих кругах проводили по этому поводу большую разъяснительную работу.

«В день начала восстания — 28 декабря — Сочинская группа большевиков, в руководстве которой видную роль играли Поярко и Коняев, обратилась к трудящимся Сочи с призывом поддержать восставших рабочих. В течение двух дней в Сочи активно строились баррикады, натягивались проволочные заграждения, а улицы города патрулировали дружинники. На дорогах, ведущих к Сочи, днем и ночью дежурили дружинники из числа восставших крестьян, стараясь не допустить прихода войск в город. Вход и выход из города разрешался только по пропускам штаба боевой дружины и группы РСДРП», — пишет Г. Гагина.

Так тихий курортный город был превращен революционным народом в военный лагерь. То и дело слышна была стрельба, дружинники рыли окопы. Тут же в ближайших аптеках готовили порох, а в харчевне отливали пули. Использовали даже старую давно заброшенную пушку образца 1795 года.

31 декабря боевые дружинники обстреляли казарму из той самой пушки весовыми гирями. В общей сложности было сделано свыше 40 выстрелов, что вызвало сильное замешательство в стане полицейских. Днем 1 января гарнизон выкинул белый флаг и начальник округа заявил о сдаче. Восставшие заняли казармы, разоружили гарнизон, арестовали начальника Сочинского округа и его приближенных. Власть в Сочи и в Сочинском округе перешла в руки восставших.

По приказу большевиков дружинники установили контроль за распределением продуктов, нормированием цен и т. д. Политические дела в следственных и сыскных правительственных учреждениях были уничтожены, арестный дом разгромлен, а арестованные освобождены. Однако победу праздновали недолго.5 января власти высадили с посланных сюда судов военный десант с артиллерией, который подавил восстание: Сочинская республика прекратила свое существование.

Беспредел и антитеррор

Между тем к середине 1906 года стачки на Кубани практически прекратились, а 3 июня 1907 в России официально закончилась революция. Тем не менее на Кубани резко возросли масштабы терроризма. Продолжились массовые беспорядки среди рабочего населения. Начальник КОЖУ полковник М.И. Воронин получил от директора Департамента полиции М.И. Трусевича телеграмму, в которой предписывалось «приступить немедленно к приобретению полезных сотрудников (секретных агентов), особенно в войсках и среди крестьян». Отмечалось, что на «секретные» нужды отпускаемый аванс увеличивался в 3 раза.

Несмотря на попытки жандармов пресечь беспорядки, террор продолжал разрастаться. Анархисты и эсеры-максималисты совершили в Кубанской области и Черноморской губернии не менее десяти убийств представителей власти.

Так, в Екатеринодаре при посадке в трамвай террористами был застрелен помощник полицмейстера города Г.С. Журавель. До этого он неоднократно получал письма с угрозами. Через месяц вечером около трамвайного павильона в конце Ростовской улицы (ныне угол ул. Красной и Хакурате) выстрелом из револьвера неизвестным террористом был смертельно ранен помощник пристава городской полиции И.Г. Боняк, выполнявший задание по задержанию преступников, вымогавших деньги.

8 октября 1907 года наместник Его Императорского Величества на Кавказе граф И.И. Воронцов-Дашков приказал учредить в Екатеринодаре розыскной пункт для обслуживания Кубанской области и Черноморской губернии, поручив его организацию и первоначальное им руководство полковнику Засыпкину.

Дальнейшие события показали, что вновь учрежденный розыскной пункт, названный Екатеринодарским охранным пунктом и начавший функционировать 3 ноября 1907 года, ликвидировал все подпольные группы террористической направленности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру