Есть актеры, которые в театре ищут правду жизни, а есть те, и к ним относится Великанова, — кто в себе исповедует Театр. Для нее подмостки — это игра, игра в театральность, ее мир — это маскарад, карнавал, где она сорит красками, мазками, масками, делая это с расточительной легкостью и щедростью. Умея как никто увлекаться и увлекать, актриса на сцене всегда удивительно женственна и неповторима. Ведь не зря ее Мирандолина из «Трактирщицы» Карло Гольдони долгие годы имела небывалый успех. Увы, современная драматургия не страдает наивной искренностью театра эпохи Возрождения, она очень рациональна, деловита, на место тайны пришла техника, и очаровательная театральность стала чем-то ненужным.
Как ни удивительно, краснодарская актриса — героиня старинных комедий, драм, пантомим. Это было бы ее царство, ее репертуар. В ней есть и чувство жеста, и живописность, точность движения. И самое главное— присутствует нужный для этого кураж. К тому же Вера Великанова — умная актриса. Очень интересно наблюдать за ее игрой, как она живет на сцене, как расходует себя в зависимости от ситуации, как расставляет интонационные точки и как работает с партнером. Идет расчет, очень точный и выверенный. Как-то у Галины Улановой спросили, на самом ли деле балерина про все забывает на сцене. На наивный вопрос отважная Джульетта прошлого столетия ответила, что, конечно же, нет. А видит каждую щель в полу, чтобы туда не ступить. Так же и у Великановой есть свои щели в полу. Это говорит о высоком уровне мастерства и о самоконтроле, что для актера немаловажно.
Вообще, у Великановой судьба большой актрисы, пусть и в провинциальном театре. Практически все крупные артистические личности прошли не только через огромный успех, но и через огромные трудности — отсутствие ролей, работы, уход из театра.
А ведь у актрисы был не просто миг славы, а целая жизнь, с поклонниками, которые ее буквально носили на руках, с завистниками, толпами, ходившими к художественному руководству с жалобами. Были и лестные предложения от других театров…
Появившись в Краснодарском театре драмы в замечательные времена — когда там блистали такие корифеи, которым нынешние так называемые «светилы» подмостков и в подметки не годятся, одна Идея Макаревич чего стоит, — Великанова тогда не только не затерялась в звездном составе, а заняла свое, особое место и наметила, а позже прочертила свою яркую творческую линию судьбы.
17 декабря у заслуженной артистки России юбилей, ей 50 лет. Однако сегодня она не имеет ролей, да и особо не стремится играть все подряд, как этим грешат у нас иные «примадонны». Кстати, актриса всегда умела видеть себя со стороны и отказываться от того, что ей не подходило.
В 35 лет, будучи в прекрасной форме, отклонила предложение играть молодую девушку. И подобных ситуаций возникало немало, и все они были по делу.
Но были и по-настоящему бенефисные роли. Несколько лет назад у замечательного режиссера Зураба Нанобашвили ей удалось сыграть Альбу в спектакле «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. Лорка с Нанобашвили были для Великановой подарком судьбы, за который она потом, видимо, и расплачивалась. Расплачивалась безрольем, конфликтом с бывшим руководством театра, уходом из театра. Но все это, слава Богу, в прошлом, хотя, конечно же, уже не вернешь годы, прошедшие впустую. Жаль, что мимо нее проходит Оскар Уайльд, это также ее тема, ее полный иронии, юмора и драматизма сюжет. Хотя по воле случая в жизнь актрисы буквально ворвался «Пигмалион» Бернарда Шоу. Я до сих пор помню Элизу Дулиттл-Великанову, тот неповторимый фейерверк эмоций и чувственности… Однако в этой жизни ничего не бывает просто так, видимо, и эта пауза неслучайна.
Есть надежда, что в новом году актриса вновь выйдет на сцену. Зураб Нанобашвили планирует поставить «Хануму» А. Цагарели, где главная роль предназначена для нашей героини. Жанр водевиля — ныне редкий жанр на современных подмостках, а на краснодарских тем более. И вдвойне будет интересно увидеть актрису, которая наверняка стала иной, а вот какой? Впрочем, не будем загадывать и торопить время, а еще немного подождем.