В зеркале Кинотавра

На фестивале в Сочи артисты устроили проводы русского мата

25-й Кинотавр, традиционно открывший летний сезон в Сочи, в этом году по-прежнему прошел на привычной площадке – в сочинском Зимнем театре и гостинице «Жемчужина».

На фестивале в Сочи артисты устроили проводы русского мата

Юбилей организаторы решили никак не отмечать.

- Мы принципиально решили не праздновать юбилей, а сделать его таким же рабочим, как всегда, - сказал со сцены президент Кинотавра Александр Роднянский перед оглашением Гран-при.

Несмотря на его прошлогодние обещания, запуск кинофестиваля в этом году в Имеретинке не состоялся. Зато на открытии последовало новое обещание, что уж на следующий сезон непременно. И формат его якобы обязательно изменится, и вообще он из профессиональной площадки превратится в магнит для сочинцев и гостей курорта.

Пока же зрителей снова угощали только ночными показами в 22.00 и 23.30 в рамках программы «Кино на площади». Она включала в себя отечественные фильмы, вышедшие в прокат в 2013 и 2014 годах. Показали 12 кинолент: «Авантюристы», «Вий 3D», «Восьмерка», «Горько!», «Дубровский», «Елки-3», «Иван Царевич и Серый Волк 2», «Кухня в Париже», «Скорый «Москва-Россия», «Смайлик», «Сталинград», «Страна хороших деточек».

В остальном как всегда – основной конкурс, в который вошло 14 лент, а также короткометражки, спецкурс, мастер-классы, пляжные вечеринки.

Вместо фильма открытия организаторы юбилейного Кинотавра продемонстрировали пять короткометражных лент, прозванных журналистами «коротышками». Показав, таким образом, что открытый кинофестиваль – вполне в русле мировых кинотрендов, так как на короткий метр сейчас обращают особо пристальное внимание на ведущих киносмотрах. Из пяти фильмов два представили известные актеры – Яна Троянова (режиссерский дебют «Рядом») и Григорий Добрыгин (вторая режиссерская работа «Верпаскунген»).

Из 14 кинолент основного конкурса восемь снято женщинами-режиссерами.

Мат, здравствуй и прощай!

Впервые в программе Кинотавра давал мастер-класс мэтр отечественного кино, режиссер Александр Сокуров. Фигура масштабная, трагичная и серьезная, он сначала при вручении ему на церемонии открытия награды – приза «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию», выступил на злободневную тему. Правда, многим заключительные фразы его спича про переполненные тюрьмы – о том, что надо отпустить всех преступников на волю – показались экстраординарным предложением. Конечно, немало людей осуждены несправедливо, и надо менять как систему наказаний, так и судебную, но всех на волю – помилуйте!

По мнению мэтра, кино о войне, которое создают современные режиссеры, в большинстве своем – большая ложь. Потому что «никогда человек, которого перевязывают, который теряет сознание на твоих глазах, от которого дурно пахнет, не ведет себя так, как показано артистом». Он считает, что всего несколько документальных лент российских кинематографистов являются блестящими образцами для подражания.

Высказал Сокуров и свою позицию о сквернословии, которое скоро, уже с 1 июля, будет запрещено в публичном пространстве. Матерный язык героев фильмов – это тупик, считает он. И вообще, «поощрение сквернословия – первая ступень оправданий и социопсихологической подготовки к всеобщему и взаимному насилию».

По вступающему в силу закону о запрете мата прокат фильмов, в котором герои выражаются нецензурно, будет облагаться немаленьким штрафом, причем с прокатчиков. Правда, режиссер и председатель жюри Кинотавра Андрей Звягинцев, недавно вернувшийся из Канн, где получил приз за лучший сценарий фильма «Левиафан» (его показали на закрытии Кинотавра), все же надеется на то, что закон обратной силы не имеет. Если прокатное удостоверение фильм получит до 1 июля. А вообще-то…

- Ничего нового в «Левиафане» не звучит, и мат чист как слеза младенца, - утверждал он на мастер-классе, вызвав взрыв хохота и аплодисменты многочисленных слушателей.

- Такой прием просто задает тон и наиболее точно характеризует одного из героев, ну и люди несколько раз пьют алкоголь и говорят после этого на нормальном человеческом языке, - добавил режиссер.

Вообще накануне вступления в силу антиматерного закона эта тема была в тренде. И не только в самих фильмах и обсуждениях. В рамках Кинотавра, например, Гоша Куценко устроил матерную вечеринку. На ее открытии он посожалел о том, что «в кино артистов лишают их прекрасного мата», а также провозгласил, что наступает эра ПИ и призвал устроить проводы русского мата. Даже торт был украшен соответствующей матерной надписью.

Не обошлось во время Кинотавра и без чрезвычайных происшествий. Например, тот же Гоша Куценко ухитрился сломать палец в номере «Жемчужины». А актерский состав Анастасия Задорожная, Екатерина Климова, Андрей Чадов и руководитель пиар-агентства Петро Шекшеев зависли в кабинке фуникулера, который был остановлен на время грозы в Красной Поляне.

Некрасивый потребитель

Работа Кинотавра ознаменовалась также «сверкой часов» по проблемам актуальности и экспертизы на конкурентоспособность российского кино. Обсуждение традиционно носило риторический характер. Констатация фактов вкупе с довольно лояльными в массе своей высказываниями об отношении государства к производству авторских фильмов образовали канву профильных круглых столов.

Одна из основных черт неприглядного портрета потребителя кино, формируемого совершенно неосмысленной политикой телевизионного монстра, - это абсолютная безграмотность рядового зрителя. Он сегодня не в состоянии отличить сериал от многосерийного фильма, ситком от скетчкома и т.д. Все это в его понимании кино. А вместо посещения кинотеатров, давно переставших быть местом коммуникаций, предпочитает смотреть кино по телевизору, в интернете или по видео. Злободневными темами, тем же Крымом, событиями на Украине не особо интересуется. Поэтому, по мнению президента Кинотавра Александра Роднянского, нет смысла создавать такие фильмы. За пару лет, пока кино выйдет, общественные настроения на волне политической конъюнктуры изменятся, и выхлоп будет нулевой. И еще кинопотребитель в массе своей предпочитает классику – «Бриллиантовую руку», «Зеркало», «Человек дождя» и т.д. Тенденции неблагоприятные для российского кино, тем более при статистических данных о том, что кино по телевизору смотрят 93% населения пять раз в неделю.

При массе реверансов в сторону экспертных советов при Минкульте и Фонде кино (уровень стал выше за последние 2-3 года, качество работы постоянно совершенствуется), рассматривающих на конкурсной основе вопросы госфинансирования кинопроектов, нарекания, и неслабые, все же были высказаны. О том, что государственные эксперты просмотрели такие знаковые картины российского кино, как «Горько!», «Все умрут, а я останусь», «Жажда» и другие востребованные у зрителя. Некоторые после отказа по отбору потом самостоятельно пробились, завоевав престижные награды мировых киноплощадок.

Кинокритики ставили в вину госэкспертам скандал с картиной Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», когда режиссер, вопреки исторической правде, под давлением экспертов переделал сценарий. С невыдачей прокатного удостоверения фильму Хусейна Эркенова, которого обвинили в «исторической фальшивке».

Однако Роднянский, тем не менее, наряду с другими, внес позитивную ноту в обсуждение, заявив, что ни один фильм Кинотавра не обошелся без государственных денег, поэтому спасибо тем, кто помогает. В итоге режиссеры, критики, прокатчики и продюсеры сошлись во мнении, что раз уж не существует четких критериев отбора фильмов – по идее, по потенциальному кассовому успеху, то надо договориться о таком четком их списке, на чем в обсуждении и была поставлена точка.

Итогом Кинотавра стала победа фильма Жоры Крыжовникова «Нечаянно» в конкурсе короткого метра. Он снят в жанре черной комедии и рассказывает о нечаянных убийствах и связанных с ними приключениях одной семьи в новогоднюю ночь. Приз за режиссуру получил Григорий Добрыгин за картину «Верпаскунген». Дипломом «За прекрасный фильм» награждена кинокартина Анны Меликян «Про любовь». Номинацию «За расширение российского кинематографического пространства» поделили фильмы Марьяны Калмыковой «Она ждет» и «Приоткрытая дверь» Малика Мусаева. В номинации «Ваш звонок очень важен для нас» победителем стала короткометражная лента режиссеров Марины и Оксаны Артеменко «Абонент».

А на церемонии закрытия фестиваля были распределены награды и названы имена победителей основного конкурса. Специальный приз завоевали фильмы «Дурак» и «Испытание» режиссеров Юрия Быкова и Александра Котта соответственно. Приз жюри кинопрокатчиков достался ленте «Класс коррекции». Юрий Быков и его «Дурак» также получили приз имени Григорий Горина за лучший сценарий. Лучшим оператором стал Леван Капанадзе, премированный за «Испытание». Лучшее музыкальное оформление жюри отметило в картине «До свиданья, мама». Лучшим дебютом стал фильм Ивана Твердовского «Класс коррекции».

Теперь о главных номинациях. Лучшая женская роль - Северия Янушаускайте за фильм «Звезда», лучшая мужская - Александр Филимонов за фильм «Еще один год». Лучшим режиссером признана Анна Меликян за фильм «Звезда».

Лучшим фильмом этого года стало «Испытание» Александра Котта.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру