Несоответствие стройматериалов
Одна из проблем при исполнении госконтракта – несоответствие строительных материалов санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям противопожарной безопасности, охраны труда.
Как известно, материалы для ремонтно-строительных работ должны быть указаны в техническом задании, на основе которого составляется смета, а потом сведения о материалах используются при формировании конкурсной документации.
Между тем учреждения-заказчики выбирают материалы, как правило, бессистемно: составляют реестр необходимых строительных товаров, уточняют в Интернете или у знакомых основные характеристики (водостойкость, температура применения и т.д.). После этого делается звонок организатору аукциона, который и определяет, нужны ли еще уточнения. Анализировать противопожарные или санитарно-эпидемиологические характеристики каждого из материалов на данном этапе заказчик не берется, поскольку дело это очень трудоемкое, тем более что ответственность за применение тех или иных материалов лежит на подрядчике.
В то же время в положениях об открытом электронном аукционе или запросе котировок требования к качеству, техническим характеристикам работ и материалов, а также иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, установлены действующими СНиП, СП, ВСН, СанПиН, ГОСТ, ТУ, НПБ, ППБ и иными нормативными актами по предмету торгов. То есть, с одной стороны, подрядчик должен использовать те материалы, которые запланировал заказчик, с другой – материалы должны соответствовать всем вышеперечисленным критериям. Что же делать, когда возникают несоответствия?
Если компании-подрядчику придется сдавать объект (например, установленную систему вентиляции) пожарному инспектору, она должна использовать только те материалы, которые соответствуют всем противопожарным характеристикам. Лучше нарушить обязательства перед заказчиком, чем вообще не сдать объект. В подобной ситуации целесообразно написать заказчику письменную претензию и урегулировать данную проблему путем переговоров. К сожалению, такие встречи не всегда приносят результаты. Иногда подрядчик в итоге оказывается в «черном списке» поставщиков, а заказчик – «на коне», поскольку ему удалось сэкономить бюджетные средства. Ведь в случаях, когда нарушаются основные условия государственного контракта (а использование не предусмотренных сметой материалов является существенным нарушением), заказчик имеет право не платить подрядчику. Поэтому добиваться оплаты работ подрядчику придется через суд.
Недостаточные энергомощности
Недостаточные энергетические мощности ввода – это очень серьезная проблема. Каждая организация-потребитель имеет определенный запас мощности электрической энергии. Возможно, что после ремонта учреждение закупит новое оборудование и суммарная мощность превысит существующий запас. Нагрузка на сети возрастет многократно, особенно если коммуникации выполнены из проводов или кабелей недостаточного сечения. Поэтому, чтобы подрядчика не обвинили в подобных «недоработках», способных привести к короткому замыканию или пожару, перед началом ремонтно-строительных работ необходимо убедиться, что мощностей ввода хватит на все оборудование с учетом планируемых закупок, а сечение кабелей соответствует существующим нормативам.
Сложности с оформлением документов
Когда ремонтно-строительные работы завершены, а подписи представителей заказчика украшают акт сдачи-приемки, праздновать окончание исполнения государственного контракта еще рано. Предстоит правильно оформить пакет документов, чтобы заказчик мог отправить в органы Федерального казначейства заявку на перечисление денег.
Переделывать документы можно несколько раз, а ошибки бывают следующие.
Например, в актах сдачи-приемки нельзя делать ссылки на прайс-листы, которые подрядчик использовал при составлении смет. Могут потребоваться копии счетов-фактур, на основании которых подрядчик закупал материалы, поэтому в актах по форме КС-2 нужно ссылаться только на счета-фактуры. Кроме того, в актах приемки выполненных работ бывает недостаточно подписи представителя заказчика и печати этой организации, иногда требуется, чтобы заказчик сделал приписку: «Объем работ выполнен полностью, замечания по качеству работ отсутствуют». Если же смет несколько, нельзя закрывать их одним актом, на каждую смету акт должен формироваться отдельно.
В свою очередь, при составлении процентовки для оплаты части работ требуется письменное подтверждение заказчиком выполненного объема работ.
Не менее сложная ситуация возникает тогда, когда смета или акт приемки имеет расхождения с суммой государственного контракта (пусть даже на одну копейку). Федеральное казначейство не станет перечислять деньги, пока документы не будут приведены в полное соответствие с договором. Причина расхождений может быть проста: компьютерная программа, в которой составляются строительные сметы, округляет копейки. Исправить несоответствия можно, например, внося данные в три последние строки смет и актов («Итого по смете», «НДС», «Всего с НДС») в ручном режиме.
Таким образом, при заполнении всех необходимых форм потребуется максимальное внимание. Нелишними также будут консультации специалистов, хорошо знакомых с требованиями Федерального казначейства.
Негативная реакция на представителей подрядчика
В процессе работ строители надоедают всем – сотрудникам учреждения, его посетителям, ответственным лицам, контактирующим со строителями и являющимся представителями заказчика. В частности, личное негативное отношение одного из членов комиссии по приемке выполненных работ может стать причиной отказа подписывать соответствующие акты. Причем формальной причиной могут выступать претензии к качеству. А с учетом того, что из-за максимально низкой цены госконтракта качество работ редко бывает отличным, основания для таких заявлений у представителя заказчика имеются.
Кроме того, причиной негативной реакции может быть конфликт интересов, например, участника размещения заказа, обладающего административным ресурсом и рассчитывающего на победу, и реального победителя торгов. В этом случае сдать объект подрядчику будет крайне трудно.
На практике дело может дойти до суда, компания-подрядчик станет устранять недоделки в течение двух-трех месяцев либо может пополнить «черный список» поставщиков. Поэтому еще перед началом активных действий по подготовке документов к участию в торгах стоит попытаться выяснить, что представляют собой другие претенденты на госконтракт и есть ли у заказчика заинтересованность в максимально широком круге претендентов.
Для чего я вам тут это все пишу?
Я вас уверяю, не для того, чтобы «затянуть» или заманить подавать заявки через мою консалтинговую фирму. Все вышеперечисленное думаю знакомо большинству подрядчиков не понаслышке и тем не менее снова и снова я слышу удивленные возгласы и вижу следы сильных эмоций на лицах, когда возникает пора подписывать КС, а заказчик начинает «бомбить» их санкциями за просрочку! Прошу Вас не забывать, что со стороны заказчика работают такие же люди, только более «зажатые» правилами и запретами, чем мы с Вами – участники торгов, поэтому призываю к корректности.
Участие в размещении госзаказа и победа в торгах требуют большого труда, но в то же время являются очень интересным процессом. Все перечисленные выше проблемы решить вполне по силам, а финансовая отдача от выполнения государственного контракта может быть существенной.