Все хотят быть артистами

Отметил народный артист Константин Райкин после спектакля в Краснодаре. И был прав...

 На предварительное прослушивание в театральную школу Райкина записалось более 100 молодых людей, но в назначенный день решились прийти не все. В числе смельчаков оказалась и корреспондент «МК» на Кубани»

Отметил народный артист Константин Райкин после спектакля в Краснодаре. И был прав...

 Огурцы для Евстигнеева

В краевой столице Райкин и его студенты оказались не случайно, а в рамках акции «Молодой МХАТ — Кубани». Уже в пятый раз выпускники Школы-студии МХАТ начинают свою карьеру на сцене Краснодарского театра драмы, здесь же проходят мастер-классы по актерскому мастерству и, конечно, прослушивания молодежи. Благодаря ежегодной акции краснодарцы могли познакомиться с работами заслуженных артистов России Игоря Золотовицкого, Дмитрия и Марины Брусникиных, режиссера Кирилла Серебренникова.

Столичные артисты приезжают сюда силами благотворительного фонда нашего земляка Олега Дерипаски «Вольное дело». Сотрудничество фонда с кузницей театральных кадров длится более семи лет.

— Из года в год наши студенты приезжают на Кубань. Здесь нас всегда сердечно принимают зрители. Для наших студентов это первая встреча с реальной страной, — отмечает Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ, заместитель художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова.

За неделю в Усть-Лабинске и Краснодаре были показаны три выпускные работы и моноспектакль Константина Райкина «Самое любимое». Народный артист два часа без перерыва читал стихи, вспоминал отца и истории из своей жизни:

— С какими артистами я работал! С гениями! С Евстигнеевым играл в массовке, «На дне» подавал ему огурцы. А Смоктуновский, который князя Мышкина играл? Я никогда в жизни не видел в зале такой реакции! У меня болели руки и ноги, так я аплодировал, 40 минут. Видел, как Барышников танцевал. Это было рекордное количество поднятий занавеса! 89 раз! Это было при мне в Норвегии, я видел этот успех. И это длилось дольше, чем сам спектакль.

Дети театру не помеха

Добиться такого успеха дано лишь единицам. Тем не менее желающих стать артистами немало. Ежегодно театральные вузы столицы штурмуют тысячи молодых людей со всей страны. Но в 2013-м театральных «мастодонтов» потеснила Высшая школа сценических искусств, которая впервые набирает студентов, дабы взрастить актеров, воспитанных в духе театра «Сатирикона» и для «Сатирикона».

— Это единственное театральное учебное заведение, построенное для воспитания актеров, — гордится своим детищем Константин Райкин, художественный руководитель школы и театра «Сатирикон». — К примеру, здание Школы-студии МХАТ — бывший доходный дом, оно изначально не было приспособлено к обучению.

Выступить перед самим Райкиным захотелось даже мне. Прочитав в Интернете новость о прослушивании в Краснодаре, задумалась, почему бы и нет. Притом на первом курсе университета ходила в студию актерского мастерства. Конечно, становиться актрисой в 25 лет поздновато: в театральные вузы берут девушек до 21 и парней до 26. Такая возрастная дискриминация объясняется нехваткой мужчин в театре. Но накануне прослушивания Райкин заверил: стать артистом никогда не поздно.

— Взял на курс Андрея Бурковского (Прим. ред.: актер скетч-шоу «Даешь молодежь!»), когда ему было 27, и ничуть не жалею.

Эти слова обрадовали не только меня. Девушка постарше подошла к народному артисту с просьбой:

— Могу я завтра почитать? Мне 27 лет.

— Приходите, послушаю, — заверил Райкин.

— Но у меня еще двое детей, — добивает его она.

— Ничего страшного. Это неважно.

Краснодар для москвичей

Таких «немолодых» абитуриентов на следующий день насчитала всего пару человек. В остальном же возраст пришедших колебался от 16 до 23. Поднимаясь по ступенькам драмтеатра, сразу заметила небольшие группы молодых людей. Ожидала большего количества, но в общей сложности пришло не более 80. Кто-то играл на гитаре, кто-то повторял тексты, другие же смеялись, скрывая нарастающее волнение.

Среди них были как кубанцы, так и приезжие. Некоторые из столицы.

— Здесь нет очередей и проще показать себя, — говорит одна из девушек.

Другой же москвич приехал в Геленджик подработать официантом. Услышал о приезде Райкина, взял отгул и прямиком сюда.

Собираясь на прослушивание, волновалась, но держала себя в руках: было скорее любопытно, чем страшно. Главным испытанием для меня стала проверка памяти на прочность. Все, что учила накануне, с утра выветрилось. К слову, каждый должен был выучить три басни, три прозы, три стихотворения, суметь станцевать и спеть, если понадобится. Также с собой надо было иметь паспорт и две фотографии: портретное и в полный рост.

Прослушивание проводил не только Константин Аркадьевич, но и его супруга Елена, а также Сергей Шенталинский, которые также преподают в Школе-студии МХАТ. Абитуриенты заранее знали, к кому хотели попасть.

— А вы видели, как Райкин вчера выступал? Это было нечто. Вот бы к нему! — делятся впечатлениями первокурсники актерского отделения КГУКИ.

Кстати, в рядах поступающих были как «чайники» — выпускники школ, так и «тертые калачи», те, кто связан с актерством не понаслышке.

И вот началась регистрация. Нас заводили в фойе театра по пять человек. Каждый заполнял анкету. Пока одни писали, другие разминались: ведь тело — главный инструмент актера. Были и те, кто пришел с родителями.

— Надо было нам другую фотографию взять! — нервничает отец белобрысого парня.

Мамы поправляли прически дочерям. К слову, последние подбирали аксессуары под стать образу: вот темноволосая девушка с красным цветком на голове, как у Кармен, другая в образе тургеневской барышни в длинной юбке и с косой. В общем, героини на любой вкус.

Но волнение нарастало с каждой минутой. Тут кто-то шепотом произносит:

— Райкин идет!

Действительно, актер направился в театр. Узнать в этом мужчине народного артиста было не так просто. В джинсах, кепке и в очках, он ничем не отличался от тех, кого мы видим на улице каждый день...

Наконец администратор театра всех позвал. Стал называть фамилии и формировать нас по группам. Одну — отправили к Райкину, другую — к его супруге. Я попала в третью группу к Сергею Шенталинскому.

Нас отвели в тесную аудиторию и посадили в круг. Времени на раздумия не оставалось. Шенталинский сразу приступил к делу. Вызывал и просил прочитать то стихотворение, то прозу, то басню. Без песен и танцев тоже не обошлось. Девушки и парни одни за другим пели и лихо отплясывали, читали отрывки из произведений Достоевского, Чехова, Лермонтова, цитировали Есенина, Цветаеву, Высоцкого. И вот дошла очередь до меня. Стихотворение Ахматовой прочла на одном дыхании, а вот басню забыла, да и спеть не смогла. Шенталинский отшутился: старость не радость, бывает. В общем, выступить блестяще не удалось. Что удивительно, из моей группы никого не позвали на второй тур. Хотя одаренные ребята, несомненно, были. Такой выбор Сергей Шенталинский объяснил так:

— Сейчас ребята в Москве уже третий тур проходят, у них за спиной серьезный багаж наработанного материала. Если бы вы заранее тщательно подготовились, выступили не хуже. Видно, что многие выучили за ночь. Вот память и подводит, — улыбнулся он и посмотрел на меня.

Из казармы на сцену

Конечно же, были и те одиннадцать счастливчиков, кого позвали в Москву. 22-летнего краснодарца Александра Техановича рекомендовали сразу на второй тур, обойдя первый. Причем парень пришел под конец прослушивания и оказался в последней шестерке.

Чтобы показаться Райкину, Саша взял отпуск: сейчас он служит в одной из воинских частей Курганинска. Комиссия в составе Райкиных и Шенталинского подустала к вечеру и уже без энтузиазма прослушивала желающих. Но когда вышел Теханович, Константин Аркадьевич словно проснулся. Стал внимательно слушать и улыбаться.

— Позже он сказал, что я произвожу вид разгильдяя. — улыбается Александр. — Но предложил идти сразу на второй тур.

Такое решение парня не удивило. До армии он успел закончить актерское отделение КГУКИИ и во время учебы умудрился попробовать свои силы во всех столичных театральных вузах. Везде брали сразу на второй или третий тур, но поступить так и не удалось. Попав в столицу, забыл, зачем приехал. Вокруг было столько всего, что тут уж не до поступления. А когда опомнился, чуть не выгнали из родного университета. Хорошо, наставник Владимир Рогульченко встал на защиту. После окончания вуза парня сразу забрали в армию. И здесь выпускник стал скучать по искусству. Благо, сокурсник как-то поделился новостью, что в Краснодар Райкин приезжает. Саша недолго думая решился попытать силы еще раз. Творческую программу подготовил за две недели: взял монологи Ивана Карамазова и Печорина, подготовил стихи Пушкина и Симонова, не забыл и про басни. Подолгу сидел в библиотеке, учил в казарме и читал сослуживцам.

И вот ему снова улыбается фортуна. Другой бы радовался, а этот думает:

— Мне еще предложили работу в Краснодарском молодежном театре. Вот не знаю, соглашаться или попытать счастье в Москве...

Как-то сразу перед глазами появилась картинка, как он читает монолог Гамлета: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру