Иван Перонко: «Мы заложили в бюджет оптимистический сценарий развития края»

Споры о финансовом будущем Краснодарского края и о том, как на нем отразится Олимпиада, не утихают с декабря, когда был принят региональный бюджет на 2014-й год...

 О том, что не так страшен госдолг, как его представляют, о краевом бюджете, зарплатах кубанцев и не только - в эксклюзивном интервью вице-губернатора, министра финансов Краснодарского края Ивана Перонко

Споры о финансовом будущем Краснодарского края и о том, как на нем отразится Олимпиада, не утихают с декабря, когда был  принят региональный бюджет на 2014-й год...

- Иван Александрович, каковы основные итоги социально-экономического развития края в 2013 году?

- На экономику края оказывают влияние все процессы, которые происходят в России, и в целом в мировой экономике. В стране и в мире нарастает тенденция к снижению целого ряда экономических показателей, инвестиционной активности, снижению темпов роста ВВП. В этих условиях мы сделали все возможное, чтобы обеспечить стабильность экономики края, валового регионального продукта. И мы этой цели достигли. В 2013 году в Краснодарском крае ВРП вырос на 1,7% и составил почти 1,5 трлн. рублей.

Это произошло благодаря серьезной базе, которая у нас была заложена в 2012-м году. В 2013-м в крае наблюдался рост инвестиций в основной капитал – он достиг почти одного триллиона рублей. Созданы тысячи новых рабочих мест, увеличились объемы производства, прежде всего, сельскохозяйственной продукции – край получил рекордный урожай зерновых. Кроме того, сохранились высокие темпы в строительстве, поправилась ситуация в промышленности. Ну и, конечно, большую роль сыграла реализация мега-проекта по подготовке к Олимпийским играм в Сочи.

Сегодня для нас главная задача – сохранить и развить положительные тенденции в экономике, которые сложились в 2012-2013 годах, обеспечить рост налогооблагаемой базы и доходов краевой казны.

В основу проекта бюджета края 2014 года мы заложили оптимистический сценарий экономического развития – сохранение объема ВРП края на уровне 2013 года, рост прибыли предприятий на 13,3%, рост фонда оплаты труда на 10,5%.

Это позволит в 2014 году мобилизовать налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета края, включая местные бюджеты, в объеме 205,3 млрд рублей. Объем безвозмездных поступлений из федерального центра на данный момент запланирован в сумме 21,3 млрд рублей. Без учёта федеральных ассигнований на строительство олимпийских и инфраструктурных объектов в Сочи это практически столько же, сколько было запланировано на 2013 год.

- По данным Министерства финансов РФ, Краснодарский край вошел в число лидирующих по наращиванию госдолга регионов, а на 1 января 2014 года государственный внутренний долг края превысил 119 млрд рублей. Какая программа предусмотрена по выходу из этой ситуации?

- Дело в том, что накопленный объем государственного долга не является единственной его характеристикой. Важно учитывать распределение платежей по погашению долговых обязательств во времени. Часть обязательств подлежит погашению в течение четырех-пяти лет. А возврат более 70% бюджетных кредитов федерального бюджета будет производиться только через десять лет - в 2023–2032 годах. Сегодня параметры государственного долга Краснодарского края полностью соответствуют требованиям бюджетного законодательства. Проще говоря, мы не выходим за рамки допустимого Бюджетным Кодексом РФ размера госдолга и ситуацию постоянно держим под контролем.

В 2014 году и в ближайшие три-пять лет край будет вести работу по формированию сбалансированной по видам и срокам исполнения долговых обязательств структуры государственного долга и оптимизации расходов на его обслуживание. Кроме того, мы будем добиваться сокращения бюджетного дефицита: в этом году он не должен превысить пять процентов от объема доходов консолидированного бюджета края, а в дальнейшем взят курс на бездефицитный бюджет.

- Какие из намеченных министерством финансов планов удалось реализовать в 2013 году?

- Все планы министерства связаны с формированием и исполнением бюджета края и они выполнены в полном объеме. Кроме того приоритетом для всех министерств и ведомств является выполнение указов Президента РФ от 7 мая 2012 года. В консолидированном бюджете края в 2013 году были максимально учтены все поручения, предусмотренные этими указами.

Президентом Российской Федерации поставлена задача до 2018 года повысить среднюю заработную плату отдельных категорий «бюджетников» до уровня средней заработной платы по экономике, а врачей – вдвое выше этого уровня. В крае уже с 2013 года педагоги общего образования получают зарплату на уровне средней по экономике (25 тыс. рублей), а педагоги дошкольного образования - на уровне средней зарплаты в сфере общего образования (20 тыс. рублей). В 2013 году затраты края на увеличение оплаты труда превысили 6 млрд. рублей.

В 2014 году на выполнение указов Президента России в крае будет направлено 12,8 млрд. рублей. На Кубани прибавку к зарплате получат около 190 тысяч человек. В результате зарплата педагогических работников школ и дошкольных учреждений к 2016 году вырастет еще почти на 40% (по сравнению с 2013 годом). А у педагогических работников учреждений профессионального, дополнительного образования и в учреждениях для детей сирот – на 66%, у медицинских работников – более чем на 70%, у работников культуры и соцработников – вдвое.

На выполнение президентского указа по стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в 2013 году из краевого бюджета выделено 4,5 млрд. рублей на строительство, приобретение, капитальный ремонт и реконструкцию детсадов. К 2016 году в крае будет отремонтировано, построено и приобретено 165 детских садов, планируется ввод 22,4 тыс. мест.

- Каковы предварительные итоги исполнения консолидированного бюджета края за 2013 год?

- В консолидированный бюджет края за прошлый год по оперативным данным поступило 185,2 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов. Прирост к 2012 году – 6,3 процентов, более 11 млрд. рублей. Объем налоговых и неналоговых доходов собственно краевого бюджета по итогам 2013 года превысил 131,8 млрд рублей. Здесь прирост к 2012 году - 4,4процента или 5,5 млрд. рублей. Это хорошие показатели, если учесть, что в целом по России рост бюджетных доходов составил 2,5 процента, а треть регионов даже не вышла на уровень доходов 2012 года. Не стоит забывать и о том, что с 2010 по 2013 год доходы Кубани увеличились в полтора раза.

- Каким стал краевой бюджет на 2014 год? В чем его отличия от бюджета 2013 года?

- 2014 финансовый год для края будет еще более напряженным, чем 2013. У бюджета текущего года четыре особенности, четыре основные задачи. Во-первых, нужно обеспечить рост доходов бюджета, чтобы выполнить все социальные обязательства края и сохранить бюджетную поддержку развития экономики. Во-вторых, перейти на программный бюджет, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов и получить максимум федеральной поддержки. В-третьих, снизить долговую нагрузку и сократить дефицит бюджета. И, конечно же, поддержать сбалансированность бюджетов всех уровней, поддержку муниципальных бюджетов.

Параметры собственно краевого бюджета на 2014 год сложились в следующих объемах: доходы – 175,9 млрд рублей, расходы – 186,3 млрд рублей, дефицит бюджета – 10,4 млрд рублей.

Что касается доходов, то структура их поступлений несколько изменится - в связи с замедлением темпов роста экономики «поменяются ролями» налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Мы рассчитываем увеличить поступления НДФЛ не менее чем на 9 процентов. За счет ввода в эксплуатацию новых объектов недвижимости существенно увеличится доля налога на имущество организаций – почти до 16 процентов от общей суммы налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.

Более 124 млрд. рублей, то есть почти 67 процентов расходов краевого бюджета, будет направлено в социальную сферу. Основная часть этих расходов пойдет на программы развития образования - 42,1 млрд. рублей, здравоохранения - 38,5 млрд. рублей, социальной поддержки граждан - 30,6 млрд. рублей, а также на физкультуру и спорт – 4 млрд. рублей.

Край остается одним из немногих регионов России, который активно строит жилье для сирот. В 2014 году на эти цели будет направлено около двух миллиардов рублей. Продолжится и работа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В 2014-2015 года вместе со средствами их федерального фонда на это будет направлено около 2 млрд. рублей.

При всей социальной ориентированности бюджета значительная часть расходов направляется на развитие инфраструктуры и экономики края. Так, на развитие в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства в 2014 году будет направлено 19,8 млрд. рублей.

- Будет ли повышаться в крае эффективность расходов? И если да, то каким образом?

- Чтобы обеспечить максимальную эффективность бюджетных расходов, край поэтапно переходит на "программный бюджет". В 2014 году почти 90% расходов краевого бюджета сформированы в рамках 25 государственных программ. Три четверти программных расходов составляют программы развития образования, здравоохранения, социальной поддержки граждан и другие. Десятую часть от общего объема расходов краевой казны занимает программа комплексного и устойчивого развития Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства. С 1 января 2015 года на программный бюджет должны перейти все городские округа и муниципальные районы края.

В крае успешно реализуется программа повышения эффективности управления общественными финансами. Мы продолжим работу по улучшению качества государственных услуг, переход к оплате труда работников учреждений в зависимости от качества их работы. Оптимизировать бюджетные расходы планируется также за счет экономии энергоресурсов, реорганизации неэффективных организаций. Кроме того, модернизация системы администрирования неналоговых доходов позволит повысить эффективность управления государственной и муниципальной собственностью.

Особое внимание мы уделяем и будем уделять инструментам общественного контроля в бюджетной сфере. Согласно рейтингу, составленному Центром прикладной экономики, Краснодарский край стал лидером среди регионов по уровню открытости бюджетных данных за 2013 год. С 2005 года в крае формируется «бюджет для граждан» – документ, в котором в краткой и доступной форме отражено, как формируются доходы и на что тратятся бюджетные деньги. Кроме того, ежегодно проходит общественное обсуждение проекта бюджета края, а также его исполнения – проводятся выездные парламентские слушания, публичные слушания. Эту работу мы будем продолжать, постоянно расширяя каналы распространения информации о бюджете среди населения. Например, в этом году мы планируем создать интернет-портал «Открытый бюджет Краснодарского края».

В завершении нашей беседы хотелось бы отойти от темы финансов и спросить Вас о футболе в крае. Сложилось ощущение, что с Вашим полным погружением в большую экономику наш краевой футбольный союз и федерация футбола ослабели. Или это мое субъективное мнение?

Я бы так не сказал. Да, возможно, каждый год мы видели в краевом футболе какой-то значительный прогресс, а в 2013-м все как бы немножко замедлилось. Но падений нет, а наоборот, есть положительные тенденции. Возможно, на фоне подготовки к Олимпиаде, на фоне попадания «Кубани» в Еврокубки, эти события и отошли на второй план. Но они важны для края. У нас возродился футбол в Тихорецке, Тимашевске, в Белореченск вернулся «Химик», который стал чемпионом и обладателем Кубка края. Появился очень хороший футбольный клуб в поселке Афипском. Я уверен, что в ближайшее время у нас появятся и новые профессиональные клубы. Мощный стимул к развитию краевого футбола, думаю, даст Чемпионат мира 2018 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру