Антти Мартин Риссанен: «Хочу делать хорошую музыку»

Все чаще Сочи принимает джазовых звезд мира и страны

Только за последнее время у нас выступили оркестр Каунта Бейси, американский музыкант Джонни Роджерс, фестиваль «Акваджаз» Игоря Бутмана.

Все чаще Сочи принимает джазовых звезд мира и страны

А в конце сентября в рамках культурной программы XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» свою двухдневную программу представил и молодой (3 года существования) фестиваль «Царь-Джаз» Георгия Гараняна.

Культовую личность отечественного джаза Георгия Гараняна весь мир знает как виртуозного саксофониста, руководителя легендарного ансамбля «Мелодия», лидера московского «Бигбенда», автора музыки почти к полусотне художественных фильмов. В свое время он стал автором популярной радиопередачи «Джаз-клуб Георгия Гараняна» на «Радио России-Культура» и ведущим телепрограммы «Джем-5» на телеканале «Культура». Сам маэстро не дожил до времени воплощения идеи джазового фестиваля в жизнь. Зато ее реализовали его супруга Нелли Закирова, помощники, друзья и поклонники.

Девиз фестиваля «Джаз для Вас! Джаз для всех!» отражает цель организаторов: знакомить публику с самой популярной мировой джазовой музыкой. Почти все аранжировки сделаны самим Гараняном, а сегодняшний дирижер «Биг-бенда» финн Антти Мартин Риссанен входит в десятку самых ярких тромбонистов мира.

С ним самим и продюсером фестиваля Нелли Закировой удалось пообщаться.

— В прошлом фестиваль «Царь-Джаз» проходил в Москве и Геленджике под открытым небом. Почему в Сочи вы решили отойти от open-air? И не считаете ли вы, что сам свободный дух джазовой импровизации диссонирует со стилизованной академической обстановкой — сцена, кресла в Radisson Blu Resort & Congress Centre и «Фестивальном»?

Нелли Закирова: Формат фестиваля изменили, наверное во многом благодаря интуиции. Я будто предвидела, какая непогода будет в это время в Сочи (улыбается). На самом деле, несмотря на изменения, мы продолжаем воплощение идеи Георгия о том, что неважно, где играть, хоть перед пятью человеками, важно — как. Он не принимал музыкальную халтуру. Мы уважаем зрителей, работаем качественно, держим уровень фестиваля.

— В составе «Царь-Джаза» выступают только звезды, легенды джазового мира. А даст ли фестиваль возможность молодым и менее именитым исполнителям попробовать свои силы?

Нелли Закирова: У нас есть проект «Крошка Джаз», в котором выступают и дети, и взрослые. Если Сочи проявит интерес, мы с удовольствием привезем его и сюда. Дети участвуют и в фестивале «Играем джаз с Гараняном». Мы также реализуем и программу фонда Гараняна «Популяризация джаза и классической музыки среди детей и молодежи».

— Как сложилось сотрудничество «Царь-Джаза» с ведущими Святославом Бэлзой и Яной Чуриковой?

Нелли Закирова: Святослав — наш давний друг, ведущий многих концертов. А предыстория работы с Яной Чуриковой такова. Георгия в свое время пригласили преподавать на «Фабрике звезд». Многие его маститые коллеги отнеслись к этому с презрением. А он сказал, что хочет учить детей хорошей музыке, что в этом плохого? Потом он решил шире привлечь молодежь на свои концерты и позвал Яну в качестве ведущей в Большой зал консерватории. Все были шокированы, там даже гардеробщицы слушают классическую музыку. А после все были поражены успехом, подходили и говорили хорошие слова. Яна — очень серьезный человек. Она знает джаз, поет его. Она сделала свое дело — в зале появилась молодежь, она пошла на ее имя.

— Гаранян строил концертные программы так, чтобы показать талант каждого из участников оркестра. Он хорошо чувствовал настроение публики и по ходу выступления мог снять одно произведение и заменить другим. В общем, делал все, чтобы зрители получали удовольствие от концерта. Насколько сложно руководить оркестром после гуру?

Риссанен: Никто не может заменить Джорджа, но я стараюсь изо всех сил. У меня очень хороший профессиональный запас, разносторонняя музыкальная база. Потому что я могу руководить не только биг-бендами, но и классическим оркестром. Верю в то, что музыканты заряжаются моей энергетикой, силой, ведь нам приходится много вместе работать. Я понимаю так: если музыканты говорят мне «да», то я работаю в правильном направлении.

— Расскажите о своей творческой деятельности.

Риссанен: Я дирижирую 80 концертами в год, это очень много. Также аранжирую музыку, работаю на финском телевидении — играю на тромбоне в проекте «Танцы со звездами», «Голос Финляндии». На собственной студии сейчас одновременно записываю 70 дисков, это в основном джаз и современная поп-музыка. Для поп-артистов выступаю в роли аранжировщика и дирижера. Преподаю в Хельсинки, в музыкальном колледже. Я также пишу музыку. Являюсь художественным руководителем одного из биг-бендовых фестивалей в Иматре, на котором в прошлом году выступал и оркестр Гараняна.

— Георгий Гаранян много времени уделял просветительской деятельности, популяризации джаза. Каков ваш путь в этом направлении, если не брать проект «Царь-Джаз»?

Риссанен: Я просто хочу делать хорошую музыку очень высокого уровня, это приоритет. Я хочу показать людям, в том числе попсовой аудитории, что джаз — очень хорошая музыка.

— Сложно ли попасть в биг-бенд Гараняна?

Риссанен: Подбором музыкантов занимается Нелли, но спрашивает и моего мнения. Со мной сложно работать, потому что я амбициозный в плане музыки. Мне нужно, чтобы музыкант хорошо играл. То же самое говорил Джордж: неважно, кто это, главное, чтобы хорошо играл. Я очень дружелюбно отношусь к музыкантам, не кричу, не ругаюсь, я позитивен и настроен на искренность. Но в то же время стараюсь и выжать из них все. Но им это нравится (смеется).

— Вы играете мейнстрим, то есть музыку, которую знают и джазовые гуру, и новички. Не собираетесь ли вы обратиться к авангарду?

Риссанен: Современную музыку может слушать подготовленная публика, для нее необходим отдельный фестиваль. Но мне лично она близка. Сейчас мы будем играть мейнстрим, потому что идет публика, которая знала, что играл Гаранян. Мы сыграем что-то известное, очень популярное, но добавим еще и такие мейнстримовые вещи, которые в России, возможно, никогда не звучали.

— Ну и традиционный вопрос о планах.

Риссанен: Я буду продолжать писать музыку. Мне сейчас 39 лет, и мне очень нравится та ниша, которую я занял. Еще я хорошо отношусь к называемым кроссоверам, когда классическая музыка соединяется с джазом. Это расширяет джазовую аудиторию. У меня впереди еще 30 лет, и все это время я могу делать все, что меня устраивает (улыбается). Мечтаю о том, что, может быть, через 30 лет, вместе с возрастом Джорджа, достичь и его уровня профессионализма, репутации в джазовом мире.

Помимо концертов в Radisson Blu Resort & Congress Centre и «Фестивальном» участники дали несколько мастер-классов для студентов. В Сочинском колледже искусств мастер-класс по степу провели Полина Бутко и Игорь Ямпольский; мэтр Алексей Кузнецов поделился опытом игры на джаз-гитаре. Антти Мартин Риссанен преподал урок по тромбону. Участницы австралийского трио The Starr Sisters приготовили воздушный десерт «Павлова», посвященный знаменитой русской балерине, очень популярный в Австралии и Новой Зеландии.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру