После прошедшего летом 2012 года открытого конкурса наружной рекламы в Сочи были заново сформированы структура и направленность рынка наружной рекламы, появились другие игроки и условия. Об этом «МК» в Сочи» рассказал заместитель директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Сочи Александр Месс.
— Александр Израильевич, насколько серьезны перемены, произошедшие на рынке «наружки» Сочи за прошедшие полгода?
— С уверенностью могу сказать, что открытый конкурс наружной рекламы, проведенный в рамках процесса приведения города к единому архитектурному облику, сыграл позитивную роль. Внесены изменения в местную законодательную базу, в частности, в Положение о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи. Если раньше в этом документе отсутствовали понятия наружной рекламы, рекламных конструкций, не была регламентирована процедура выдачи разрешений на их установку, на создание и регистрацию вывесок, муниципального контроля, то в июле-августе все было приведено в соответствие с федеральными законами и современными реалиями.
В апреле должен выйти в свет уже обновленный федеральный закон «О рекламе», сообразно с которым будут утверждены и изменения в Правила размещения объектов наружной рекламы и информации Сочи.
Прошедший конкурс дал преимущества победителям, а город, в свою очередь, получает по итогам конкурса социально значимое оборудование. Это 300 остановочных павильонов с рекламными конструкциями, 555 скамеек и урн, которые обошлись предпринимателям-рекламистам более чем в 100 млн рублей. Городской бюджет получил от них также более 40 млн рублей за право участия в конкурсе. К слову сказать, основной контракт на размещение наружной рекламы будет заключен с рекламщиками по завершении процесса установки уличной мебели в конце марта текущего года.
Ну и, конечно, постепенно уходят с рынка устаревшие фанерные щиты 3х6 м, перетяжки, баннеры нестандартных величин и т.д. Необходимо отметить и то, что в городской среде останутся только конструкции 3х4, сити-форматы, а большие щиты 3х6 будут размещаться лишь на загородных трассах. Кстати, в мае заканчиваются последние контракты на эксплуатацию старых конструкций. Основными носителями наружной рекламы станут конструкции сити-формата, лайтбоксы, призматроны, скроллеры, обустроенные остановки с элементами доступности для маломобильных групп населения, указатели, информационные модули, которые заменят старые афишные тумбы. Эти и некоторые другие технические решения в свое время легли в основу открытого конкурса на право размещения рекламных конструкций в Сочи.
— Какие трудности обнаружились в процессе этих перемен?
— Одни из них связаны с установкой и эксплуатацией уличной мебели и рекламных конструкций на федеральных трассах. Вам известно, что Сочи, пожалуй, единственный город в стране, где федеральная дорога одновременно является и главной улицей, я имею в виду Курортный проспект. Из-за интенсивности движения и спецпроездов на дороге сложно и так заниматься этой работой, а тут еще и трудности в вопросах собственности на землю, отвода федеральной дороги и т. д.
Проблемой является и бескультурие населения, вследствие чего на улице 50 лет СССР уже разбили две новые остановки, та же участь постигла остановочный павильон на Гагарина.
Ну а накладки, связанные с установкой рекламных конструкций нового поколения согласно схеме размещения рекламы — скроллеров, лайтбоксов и т.д., я думаю, вполне устранимы. Дело в том, что эти конструкции функционируют только от электричества или солнечных батарей, в общем, нужна энергия. Сейчас работаем над этим вопросом, корректируем адресную программу их установки, ведь есть участки, где подвести электроэнергию просто невозможно.
— Какие особенности рынка наружной рекламы Сочи в преддверии Олимпиады и во время ее проведения вы бы выделили?
— Что касается уличной мебели, то она пока устанавливается в так называемых зонах международного гостеприимства. Рекламные конструкции же нового типа будут размещены по всему Сочи: от поселка Магри до поселка Веселого и олимпийской Красной Поляны. И это вполне объяснимо: сегодня изменения проходят в связи с Олимпиадой, и это главное. Нам необходимо обустроить город, сделать его привлекательным для туристов, выполнить государственную задачу проведения Олимпийских игр. Но Олимпиада пройдет за три недели, а что останется городу? Мы об этом должны думать уже сейчас. Это не только вышеперечисленные конструкции. Появятся и информационные стелы с подсветкой, на которых могут размещаться афиши, городская навигационная информация, будет произведена подсветка дорог и знаковых мест города, обновится уличная мебель и пр. Олимпиада придала импульс развитию всей рекламной отрасли Сочи. Реклама должна украшать город, а не закрывать его красивые места и строения — вот основной принцип нашей работы.
Согласно обязательствам перед МОК, почти 1200 городских рекламных конструкций будут переданы на торги. На них будет размещена реклама партнеров Олимпийских игр. На оставшихся планируется размещение праздничных баннеров олимпийской направленности, в том числе с символами олимпийских и паралимпийских игр, всех зимних олимпийских видов спорта. Этими баннерами планируем закрывать незаконченные стройки, заборы, другие неприглядные места.
Планируется установка систем аймоушен на основе IT-технологий. Это новые терминалы, где максимально можно почерпнуть информацию о городе, его достопримечательностях и особенностях, в том числе и по вопросам безопасности.
В рамках краевой целевой программы будем готовить праздничное оформление города. Планируется, например, лазерное шоу, световые фонтаны, медиафасады, подсветки дорог и многое другое. Сейчас идет уточнение средств и технических условий планируемых мероприятий.
Как я уже говорил, в олимпийском Сочи будет широко представлена система навигации, и у гостей города не должно возникнуть трудностей с передвижением к олимпийским объектам и по городу. Причем указатели и вывески должны быть на двух языках.
— Как продвигается процесс борьбы с незаконными рекламными конструкциями — бесхозными, самовольно установленными, с истекшим сроком договора?
— Сложно, но идет. И связано это в первую очередь с неповоротливостью нормативно-правовой базы наших федеральных структур. Мы имеем право по закону о рекламе самостоятельно срезать только бесхозную и самовольную рекламу. А если на рекламную конструкцию закончился договор или разрешение, то демонтировать ее можно только по решению суда. Суды, как правило, затягиваются на долгие месяцы. Потом ждем действий от службы судебных приставов и т.д. Вот и стоят убогие щиты по обочинам дорог и улиц. Мы сегодня пошли другим путем. Нам удалось убедить хозяев рекламных конструкций заранее предоставлять графики демонтажей и гарантийные письма на производство этих работ. В случае невозможности демонтажа с согласия собственника убираем их сами. В итоге процесс очистки города от старых щитов пошел быстрее.
С июля 2012 года мы демонтировали 696 единиц различных рекламных конструкций. А с начала этого года — уже 189. Параллельно с июля начнется монтаж новых, высокотехнологических конструкций, о которых я уже говорил.
— Ну и когда обновления полностью будут закончены?
— Планируем к ноябрю-декабрю текущего года.